imageimageimageimageimage

Баннеры

Молодой священник обратился к своему наставнику с вопросом:
- Должен ли я полностью отречься от мира?
- Не беспокойся, - ответил наставник, - если твоя жизнь действительно будет духовной, мир сам отречется от тебя.

Голосования

Что вы делаете после богослужения?
 

Новое на сайте

Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 3е воскресение после Пасхи
Библейский текст: Ин.16.16-23(а) 16 Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу. 17 Тут некоторые...
Расписание богослужений на май 2017 года
7-е мая 2017 года – 3-е после Пасхи (Iubilate*). "Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много...
Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Пасху Христову
Библейский текст: Мк. 16.1-8 1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы,...
Джон Чарльз Райл, "Размышления над Евангелием от Луки"
Размышления над евангелиями англиканского епископа Джона Чарльза Райла (1816—1900) помогут каждому ближе познакомиться...
Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Благовещение
Библейские тексты: Гал 4:4–7 4 Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился...
Джон Чарльз Райл, "Размышления над Евангелием от Луки" Печать
06.04.2017 08:10

Размышления над евангелиями англиканского епископа Джона Чарльза Райла (1816—1900) помогут каждому ближе познакомиться с Христом и христианством. Благодаря своему мастерству просто и доступно объяснять библейский текст, Дж. Райл был очень популярен в свое время; не утратил он своей популярности и на сегодняшний день. Одним из современников Дж. Райла был Чарльз Сперджен, который очень ценил его книги.

Написанные эмоционально, доходчиво, кратко, эти комментарии можно использовать как при индивидуальном изучении Библии, так и для чтения вслух в семейном кругу. В них содержится и здравое библейское учение, и практические советы мудрого пастыря, которые призваны помочь всем, кто стремится к духовному росту.

Скачать книгу в формате Word

 
"Ранний и поздний Лютер: кальвинистский взгляд на богословскую эволюцию Лютера" Печать
06.04.2017 07:36

Статья опубликована в журнале лютеранской теологии под названием Logia (2002, XI, #4).

Авт: Шейн Розенталь

Уже длительное время утверждается, что Лютер был сторонником понятия «универсальной благодати». Например, Эвальд Пласс, приведя под заглавием «Благодать» в своей книге «Что говорит Лютер» множество цитат из Лютеровских сочинений, написал: «Лютер сначала учил об универсальной благодати в 1515 году, в начале 20-х годов он немного говорит о партикулярной благодати, но вскоре уже знает только об универсальной благости Бога. И этой позиции он придерживался до конца жизни[1]. Пласс уточняет свою мысль в другом месте: «Читая лекции по Посланию к римлянам в 1515-16 годах, Лютер все еще учил о партикулярной благодати и о предопределенном отвержении. В его ранних лекциях на Псалмы (1513-1515) выражена та же идея»[2]. В целом именно это утверждали мои лютеранские друзья, когда я указывал им на некоторые цитаты Лютера, в которых, казалось, он защищал учение, которое позже станет известно как «кальвинизм». «Это же ранний Лютер!» – отвечали они мне. Эта теория подразумевает, что Лютер хотя действительно и выступил вначале как защитник партикулярной благодати, постепенно менял свою позицию и начал учить об универсальной благодати, и именно эта последняя, а не первая позиция характеризует общий богословский подход реформатора. Другими словами, следует проводить различие между теологией раннего и позднего Лютера, особенно в отношении природы благодати и ее пределов.

Много лет, читая произведения Лютера и наблюдая эти различия, я приходил к выводу, что мои лютеранские друзья и родственники были во многом правы. Например, в начале карьеры (1515-1516), читая лекции на Послание к римлянам, Лютер между прочим прокомментировал слова Павла в Послании к Тимофею: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2:4). Лютер отметил, что этот и подобные ему тексты должны пониматься как относящиеся только к избранным, как сам апостол и говорит в 2 Тим. 2:10: «все … ради избранных»[3]. Там же Лютер отмечает: «Христос не умер за абсолютно всех людей, ибо Он говорит, что проливает Свою кровь 'за вас’ (Лк. 22:20) и ‘за многих’ (Мк. 14:24) – но не ‘за всех’! – для ‘прощения грехов’ (Мф. 26:28)»[4]. Кажется, в этом тексте Лютер не только выступает сторонником партикулярной, а не универсальной благодати, но и выдвигает учение об ограниченном искуплении[5]. Но обратите внимание, насколько отличается эта цитата из ранних сочинений Лютера от того, что он писал в 1544 году, за год до смерти. Здесь Лютер объясняет слова «Он оправдает многих» из Ис. 53: «Исаия здесь говорит о ‘многих’, подразумевая ‘всех’ – так же, как Павел в Рим. 5:15… Нет разницы между ‘многими’ и ‘всеми’. Праведность Христа, Единородного Сына Божьего, нашего Господа и Спасителя, так велика, что могла бы оправдать бесчисленное количество миров. «Он оправдает многих», – говорит Исаия, – то есть оправдает всех, потому что Он предлагает Свою праведность всем, и все, кто поверит во Христа, получают ее»[6].

Поразительно, как этот более поздний подход отличается от взглядов, которых Лютер придерживался в 1515 году. В то время Лютер давал «партикулярное» объяснение «универсальному» отрывку (объясняя слово «все» как относящееся к ограниченной группе, избранным). Но в 1544 году он дает «универсальное» объяснение слову, которое прежде использовалось в ограничительном смысле (для Лютера слово «многие» уже относится не к избранным, а ко всему миру, ко всем)[7]. Итак, кажется, что подход Лютера претерпел явные изменения – от партикулярной к универсальной благодати.

 
Лютеране Российской империи и масонство Печать
30.11.2016 15:42

В 1796 г. численность немцев в Москве составляла 3 тыс. человек. Всего же в России в 1796-1800 гг. жило 262 тыс. немцев, а в 1820 - 348,5 тысяч. На рубеже XVIII и XIX столетий немецкоязычное население мира достигало почти 30 млн. человек, что составляло 3,3 % всего населения мира, численность же русских составляло 20,1 млн. (2,2 %).

Среди российских немцев было немало масонов. Немцы-масоны в С.-Петербурге стояли во главе такого важнейшего института как лютеранская церковь св. Петра (Петрикирхе): пасторы И.Г. Лампе (1783-1813) и Ф.А. Фольборт (1813-1839); патрон Г.И. Вилламов (1829-1833).

Одной из основ ложи Пеликана в середине 1810-х стала С.-Петербургская управа немецких училищ во главе с директором Главного немецкого училища (Петришуле) И.И. Вейссом (он возглавлял это училище более 20 лет) и инспектором А.Б. Шубертом. Преподаватели этого училища (А.И. Галич, И.А. Монтагю, Е.И. Годениус, А.Р. Рейнгольд, И.И. Гинрихс и др.) составляли довольно многочисленную группу в ложе Пеликана.

Масонство было весьма значительно и в среде представителей евангелическо-лютеранской консистории России. Вице-президентом генеральной консистории был пастор И.Ф.А. Фольборт, её светским членом Г.В. Лерхе, её экзекутором и казначеем А.К. Блом; президентом С.-Петербургской городовой консистории П.П. Помиан-Пезаровиус, её советником пастор Д. Флитнер, светским заседателем Московской городовой консистории Ф.Ф. Рейс и многие др.

На Волге членами местной евангелическо-лютеранской консистории были: Э.Е. Рейнгольм, И.А. Фесслер, И.И. Клейнер, И. Губер.

Под влиянием религиозно-мистических идей Александр I проводил политику объединения христианских церквей.

В 1817 г. были запрещены миссионерская деятельность, конфессиональная полемика, издание духовных книг рационально-философского содержания. Указом от 7.1.1818 все протестанты объединялись в единую Евангелическую церковь, верховной властью которой была учреждённая 20.7.1819 г. Государственная евангелическая генеральная консистория. Её вице-президентом был назначен П.П. Помиан-Пезаровиус. Однако консистория фактически бездействовала. Главной причиной неудачи проекта соединения реформатской и лютеранской церквей было противодействие остзейского дворянства и духовенства. Единственным успехом было объединение И.А. Фесслером в Екатериненштадте двух общин.

Исправленный шотландский устав в Российской Империи, члены капитула.

ИШУ был восстановлен в России к 1818 году. Центр - Ложа Александра тройственного благословения. Проводила собрания в Демидовском пер., ок. лютеранской церкви Св. Михаила на Гороховом поле (Немецкая слобода, ныне улица Радио). Символ района, известный как Лефортовский дворец. Работала по Вильгельмсбадской (Исправленной шотландской системе) в 1818-1819 на немецком, а затем также на русском и французском языках.

Розенштраух Иоганн-Амбросиус (Амбросий-Иоганн), Иван Иванович (1765, Германия – 7.12.1835, Харьков).

Достаточно известный немецкий актер, затем коммерсант в Москве и содержатель модных косметических магазинов, а затем видный лютеранский деятель

Лидер ИШУ, и Префект капитула с 1.5.1818.

Получил хорошее образование в Германии. Драматический актёр из придворного театра Шверина. Между сентябрём 1801 и 1804 стал актёром С.-Петербургского немецкого театра (труппы Й. Мире).

До 1.10.1809 актёр в С.-Петербурге, затем активно занялся торговлей и коммерческой деятельностью, переехал в Москву, где был купцом и содержателем богатого косметического магазина.

Преподавал в школе при церкви Св. Михаила в Москве. После тяжёлой болезни оправился в Одессу, где изучал богословие. Вскоре выдержал публичный экзамен и назначен на должность адъютанта одесского супер-интенданта Беттигера.

В 1822 избран и утверждён в должности харьковского лютеранского пастора, занимал эту должность до кончины. Советник лютеранской консистории. В 1830 благодаря его стараниям была построена лютеранская церковь. Мемуарист.

Гейм Иоганн Христиан Андреас, Иван Андреевич.

Сын придворного врача герцога Брауншвейгского, ректор Московского ун-та (проходит как Гольм в романе Бориса Акунина «Квест»).

В 1820 г. избран президентом церковного совета церкви Св. Михаила в Москве бывший профессор Йенского университета, учитель И.В. Гёте и Ф. Шиллера, лейб-медик Х.И. Лодер. Он привлёк к преподаванию в школе при указанной церкви членов ложи И.А. Розенштрауха, Ф.Ф. Рейса, Б. Ауэрбаха, В. Трейтера и др.

Над «иоанновской» ложей стояла Шотландская ложа Гора Фавор. Восстановленным ИШУ в России руководил капитул Благотворных (Благотворительных) рыцарей.

Беттигер (Бетхер, Беттихер) Карл Август. (16.12.1779, Обервизенталь, Саксония – 3.1.1848, Вологда).

С 1.5.1818 приор и канцлер капитула.

После учёбы в Лейпциге работал в 1804-1806 в Юстиц-коллегии в С.-Петербурге. В 1808 помощник директора Коммерческого института. С 1810 адъюнкт-профессор Харьковского ун-та. С 1811 пастор немецкой колонии в Одессе. В 1813 пастор при иностранных колониях ок. Одессы. Покинул пост колонистского пастора через 3 года, т.к. правительство не сдержало своего обещания о предоставлении 600 руб. жалования и 123 десятин земли. Затем работал домашним учителем в Москве у гр. Панина и герцога А. Вюртембергского. Лютеранский пастор в Москве.

В апреле 1818 вернулся в Одессу. В 1818-1819 купец.

В 1818-1828 суперинтендант Одесской евангелическо-лютеранской консистории (юга России, Новороссийских колоний), член Попечительного комитета о колонистах Южного края России. Затем начальник Новороссийских колоний. Оставил проект создания консистории по примеру колоний Поволжья, но он в 1822 не был утверждён, т.к. не был принят общероссийский закон о евангелической церкви.

В 1819, с целью решения проблемы нехватки квалифицированных немецких учителей в колониях, предложил департаменту культов создать учебное заведение для воспитания сирот и бедных по образцу воспитательного заведения Фелленберга в Хофвиле под Берном, Швейцария. По его проекту учебному заведению предлагалось выделить кредит в 50 тыс. рублей на 20 лет и 12 тыс. десятин земли под Овидиополем, где могли бы обучаться сельскому хозяйству и ремеслу первоначально 50 сирот, а в конечном итоге 300 мальчиков. Для способных учеников далее должна была следовать теоретическая подготовка по сельскому хозяйству, законодательству и русскому языку. Наиболее одарённые должны были служить в колониях учителями.

Позднее можно было создать семинарию для проповедников, однако Министерство отклонило этот план. Заменён на посту суперинтенданта.

В 1831 обвинён некоторыми членами лютеранской общины Одессы в «безнравственном поведении» после конфликта, возникшего между ним и его преемником на посту пастора К.Ф.В. Флетнитцером.

Комиссия, расследовавшая инцидент, пришла к выводу, что Б. не может опровергнуть выдвинутые против него обвинения. За растрату казённых денег выслан в Вятку.

Был знакомым А.И. Герцена, которому давал в Вятке уроки немецкого языка.

В 1840 по распоряжению царя, основанному на доносах местной администрации, объявлен «человеком вредным для общества» и сослан в Сибирь «в один из уездных городов под строжайший надзор полиции». Последние годы жизни провёл в Вологде, поддерживаемый бывшими членами общины.

Вейер Карл (12(2).7.1773 – 18.1.1849).

Представитель в генеральном капитуле с 1.5.1818. Декан капитула с 1.5.1818.

Лютеранин. Купец 2 гильдии. Немецкий книготорговец в С.-Петербурге. С 5.6.1840 почётный библиотекарь Публичной библиотеки.

Похоронен на Волковом лютеранском кладбище в С.-Петербурге.

Фон Пфеллер (Пфелер, Пфахлер) Филипп-Фридрих (Филип Фредерик) Иванович. (1760-е, Страсбург – 1840-е).

Сеньор капитула с 1.5.1818.

Доктор медицины Страсбургского ун-та. 8.8.1784 получил по экзамену в Медицинской коллегии право практики. В 1787 принят на службу и определён в г. Саранск Пензенского наместничества.

В 1788-1789 и в 1793-1796 состоял на службе. 8.1.1789 вышел в отставку.

С 30.1.1791 младший доктор Московского госпиталя. В 1792 переведён врачом в Вятское наместничество, где служил по 1795.

В 1795 назначен профессором физики и математики Московской медицинской школы. В 1803-1804 надворный, в 1806-1815 коллежский, в 1819-1826 статский советник.

В 1803-1833 служил при лазарете Московского почтамта. В 1804-1808 служил при разных должностях на Московском почтамте.

С 1805 профессор физики и математики в Московской Медико-хирургической академии. В 1810-1829 доктор при лазарете, в 1832 старший доктор при больнице того же почтамта. В 1807 профессор.

С 1810 почётный член Московского ун-та. С 1807 московский (сочлен), с 1812 ординарный член Общества (соревнования) врачебных и физических наук при том же ун-те. Сотрудничал в "Медико-физическом журнале". В 1811-1812 выступал с докладами в Физико-математическом обществе. С 10.12.1815 почётный член Общества испытателей природы при Московском ун-те. В 1826-1834 действительный статский советник.

А. Серков

 
СЛУЖЕНИЕ НА КВАРТИРЕ, МИССИОНЕРСТВО, СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОВЕДИ. Комментарии адвоката к изменениям в Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 20 июля 2016 г. Печать
27.07.2016 14:24

Изменения, вступившие в силу с 20 июля с.г. в Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», представляют собой попытку законодателя определить и урегулировать так называемую «миссионерскую деятельность», в результате чего в Закон внесены две новых статьи: 24.1 и 24.2.

Определение миссионерской деятельности

«Миссионерская деятельность» определена в ст.24.1 Закона как деятельность со следующими признаками:

1) ее совершает только объединение (то есть, в терминологии Закона: религиозная группа или организация) , а не частное лицо;

2) данная деятельность направлена на распространение информации только о «своем вероучении», то есть, вероучение данного конкретного объединения, а не вероучения «вообще»;

3) деятельность ведется только среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного объединения;

4) деятельность ведется с целями вовлечения указанных лиц в состав участников объединения;

5) деятельность осуществляется непосредственно объединениями или уполномоченными ими, а не посторонними лицами.

 
Должен ли христианин быть патриотом? Печать
26.07.2016 15:55

В последнее время стало страшно заходить в фейсбук. Моя новостная лента превратилась в помойку агрессивных споров, политических лозунгов и часто откровенно "желтых" агентурных статей. Пасторы, служители, рядовые члены церкви, бизнесмены и домохозяйки, молодые и старые посчитали своим долгом высказать свою точку зрения по поводу русско-украинского политического кризиса.

И я задалась вопросом. Почему? Почему патриотические чувства заставили людей забыть о том, что они в первую очередь христиане, и позволили им опуститься до колкого сарказма, тонкого хамства, а иногда, и до откровенной брани? Это даже не на больной мозоль наступили. Это, будто задели стальным сверлом оголенный нерв воспаленного зуба. Ну, понятно – гордость. Частная гордость есть у всех, но большинство христиан понимают, что это грех и стараются с ней бороться. Здесь же, лицензию на гордость определил благородный патриотизм. Это уже не я самый лучший. Это не себялюбие, ведь стараюсь не для себя. Это моя страна достойна всяких благ. Мои дети, мои внуки, мои правнуки. Мой народ. (Ключевое слово "мой"?) И ради достижения этих благ все методы хороши.

С другой стороны, ведь Христос тоже "мой". Наш. Общий. И церковь наша. Точнее Его Церковь. И именно Он устанавливает в ней порядки. Почему же тогда на фоне политического кризиса мир для верующих разделился не на славян-язычников и славян-христиан, а на русских-христиан и украинских-христиан? Патриотизм сильнее чем христианство? От такой мысли становится страшно. А может быть патриотизму все же есть место в христианстве? Как Бог относится к демократии? На эти и другие вопросы я попросила ответить пастора церкви "Слово Благодати" (США, г.Ванкувер) Алексея Алексеевича Коломийцева.

 
Психолог Наталия Инина: Фанатизм присущ неврозу, а не религии Печать
10.05.2016 18:20

Авт. Юлия Зайцева

Фанатизм – каковы его психологические и духовные основы? Укоренено ли это явление только в религии? Важно ли понимать происхождение фанатизма, чтобы с ним бороться? Возможно ли переубедить фанатика? Эти и другие вопросы, связанные с природой фанатизма, подняла 22 апреля в своем докладе «Фанатизм как психологическая проблема» психолог, преподаватель МГУ и РПУ Наталия Инина. Доклад и его активное обсуждение состоялись в рамках семинара им. профессора-протоиерея Василия Зеньковского, который регулярно проходит на Психологическом факультете Российского православного университета.

Как отметил научный руководитель Психологического факультета РПУ, профессор, завкафедрой МГУ Борис Братусь, фанатизм – понятие, которое все время на слуху, мы встречаемся с ним часто и в самом разном контексте. Однако психологами эта тема почти не разработана. Поэтому и доклад Н. Ининой во многом представляет собой научную постановку вопросов, изучение которых позволит понять «зародыши этого явления», а значит – вооружиться против него знанием и пониманием, отметил Б. Братусь.

Наталья Инина начала с истории вопроса и показала, что первым определение фанатизма дал Вольтер. Единственным лекарством против этого «эпидемического заболевания», как называл он фанатизм, Вольтер считал «философский дух, то есть способность размышлять, ставить под сомнение свои взгляды, подвергать их разумной критике». Однако «этот прекрасный совет не работает в отношении тех, кого можно назвать фанатиками», отметила докладчица и далее показала, почему.

Вольтер писал о религиозных фанатиках, со временем же появились новые «личины фанатизма»: фанаты есть в политике, в спорте, в попкультуре и проч., т.е. это явление произрастает не только в области религии. По наблюдениям Н. Ининой, любому фанатику свойственно подростковое мироощущение: разделение мира на «черное» и «белое», «неразвитая рефлексия, отсутствие критического мышления, категоричность, безапелляционность, полное отрицание сложности и антиномичности бытия, высокий уровень аффективности, эмоциональный накал, поиски яркой идеи или харизматичного лидера». «Подростковый возраст – идеальный период для формирования предпосылок могущего развернуться впоследствии фанатизма. Не случайно во всех тоталитарных, идеологически несвободных обществах власть имела рычаги влияния на самосознание подростков», -- добавила Н. Инина и привела красноречивые примеры целенаправленной «прививки фанатизма» из программных текстов «Гитлерюгенда».

Отсутствие рефлексии и критического мышления – общая почва для фанатизма, предрассудков и суеверий, однако не стоит уравнивать последние с фанатизмом. Он, в отличие от более «поверхностных» предрассудков и суеверий, захватывает глубинные бессознательные уровни психики, поднимая оттуда «самые низменные и агрессивные инстинкты, которые культура и образование … испокон веков пытаются удерживать под запретом». Поэтому «обесценивание процесса познания и образования» - очень важное условие возникновения фанатизма, продолжила докладчица.

«Постоянное движение, драйв, или «движуха», как говорят сегодня», -- еще одна непременная характеристика фанатизма, который является формой  бегства человека от самого себя, что свойственно для невротического расщепления психики. Фанатик «постоянно находится во внутреннем конфликте – с одной стороны, он нуждается в определенном руководстве, ведении “как веровать, за что бороться, как себя вести, что говорить, что думать”. С другой стороны – он хочет чувствовать себя самостоятельным, независимым, сильным, “охотником, а не жертвой”. Это раздвоенное, невротическое состояние психики делает человека уязвимым и склонным к разного рода воздействиям, а часто и жертвой коллективных психозов», -- считает Н. Инина и добавляет, что для власти такой человек удобен – им легче манипулировать.

Фанатизм возникает на почве глубинного страха «перед внутренним хаосом бессознательного». «Для удержания псевдоравновесия фанатик опирается на силу и агрессию, благодаря которым ощущает себя не слабым и безвольным рабом чужих манипуляций, коим он является на самом деле, а сильным и уверенным борцом за истину», -- сказала докладчица. Далее она размышляет о том, что важнее для фанатика в качестве ориентира – харизматическая личность или «сильная идея», и приходит к выводу, что, будучи эгоцентриком, фанатик не способен «встретиться лицом к лицу с любым другим человеком, даже если этот человек принадлежит к лагерю самого фанатика и разделяет его идеи». Поэтому чаще он устремляется за яркой идеей, с которой он «полностью отождествляет себя и благодаря этой идентификации начинает ощущать себя сильным и правым».

Что же касается связи фанатизма и религии, то Н.Инина не согласна с теми авторами, которые считают фанатизм «побочным продуктом религиозного сознания». Однако их точка зрения понятна, ведь «религиозные идеи – это предельные идеи, затрагивающие самые глубинные, фундаментальные уровни человеческого бытия, и в этом плане сила религиозной идеи не сопоставима с любой другой». Фанатик цепляется за религиозную идею, но, «в силу узости, категоричности и примитивности своего сознания, выхватывает только часть идеи, как правило, извращая ее. Всю же полноту, антиномию, напряжение и вопрошание, как раз и являющиеся глубинным содержанием религиозного сознания, он отменяет и отвергает. Он оставляет себе не суть, а лозунг, которому верит, которому служит и за который готов умереть», отметила психолог. Фанатизм можно назвать верой, но вера эта --  «глубоко деструктивная, невротическая, “отрицательная”…, ее трудно назвать в полном смысле слова религиозной верой», -- делает вывод исследовательница. Да, фанатик выбирает «идею спасения», однако «речь идет не об осознании собственных ошибок и грехов, не о покаянии, подразумевающем смирение и сокрушение, а о спасении «мира от врагов», о «восстановлении справедливости», о «победе над злом». Поэтому фанатик «ищет власти, а не истины», как говорил Н. Бердяев.

Как общаться с фанатиком? Поскольку ему свойствен глубочайший эгоцентризм, в его мире «нет места другой человеческой личности, нет права на иное мнение», на другого человека он проецирует «образ врага», он в принципе не способен на диалог. Именно поэтому совет Вольтера, к сожалению, неприменим, ведь мы имеем дело не с заинтересованным собеседником, а с «предметом психопатологии и психоанализа» (опять же Бердяев). Отвечая на вопросы слушателей, Н. Инина отметила, что, имея в семье фанатика, надо «тратить силы не на борьбу с фанатизмом, а на психологическое оздоровление», т.е. работать с причинами этого деструктивного умонастроения, учитывая, что «фанатизм присущ неврозу, а не религии».

Фанатику может помочь тот, кто «устойчив в вере и устойчив психологически», продолжила клинический психолог, руководитель УОППН «Тушино» Анна Мухаметшина. Она утверждала, что «есть жизнь после фанатизма» -- по ее данным, около 50% фанатиков могут излечиться в результате грамотной терапии.

На семинаре зашла речь не только о психологический, но и о духовной подоплеке фанатизма. Эгоцентризм в духовной проекции – не что иное, как гордыня, ответила Н.Инина. По ее словам, фанатик, в отличие от подлинно верующего человека,  все делает «во имя свое». «Проблема самости – логово фанатизма», -- согласился с ней профессор, член-корреспондент РАО Виктор Слободчиков. Он предложил новые «разметки проблемного поля» для исследования фанатизма: это «самобожество» и «вместобожество», феноменология фанатизма в разных религиях, гендерные особенности фанатизма, социальные его аспекты и т.д.

«Фанатик не попадает в пространство подлинной веры. Он защищает собственную слабую веру от всего, что может ее поколебать, и защищает Бога, как он это понимает. Фанатизм – это явление чуждое для веры», -- подытожил священник Петр Коломейцев, декан факультета психологии РПУ.

Источник: www.blagovest-info.ru

 
КРАТКИЙ КАТЕХИЗИС д.-ра Мартина Лютера с комментариями Эдварда Кейлера Печать
05.04.2016 15:58

Мартин Лютер написал свой Малый катехизис, с целю дать простое, наглядное пособие по христианской вере. Катехизис увидел свет в 1529 году, после того, как его автора постигло одно и самых больших разочарований в жизни. В 1527 и 1528 Лютер и его соратники были назначены их князем, инспекторами церкви Саксонии. Результат их глубоко разочаровывает. Невежество царило среди духовенства и мирян, а приходские школы пребывали в глубочайшей разрухе. Для возрождения приходского образования Лютер составил учебный план содержащий в себе разъяснения на родном наречии состоящий из Десяти заповедей, молитвы Господни, и Символа Веры. Пока его коллеги так и увязли в попытках собрать воедино, и составить учебный материал, Лютер опубликовывает собственный, - в виде краткого и простого изложения веры.

Лютер хотел, чтобы его катехизис, стал реальной помощью христианским семьям в их молитвах Богу. В своем предисловии он осуждает родителей, которые пренебрегают христианским воспитанием своих детей. Он называет их "злейшими врагами Бога и человека".

Почти каждый раздел катехизиса начинается с предисловия предназначенного главе дома (например, "Десять Заповедей Божьих изложенных так просто, как глава семейства должен объяснять их своим домашним»).

Катехизис содержит девять разделов, каждый состоит из серии вопросов и ответов. Эти разделы затрагивают Десять заповедей, Апостольский символ веры, молитву Господню, Крещение, Исповедь и Отпущение грехов, а также Вечерю Господню. Они также включают в себя описание утренней и вечерней молитв, Молитву перед и после трапезы, и "Скрижаль обязанностей"  Библейских фрагментов, предназначенных для "различных духовных санов и сословий, согласно которым они должны исполнять свои обязанности".

Большей частью своего влияния на весь мир лютеранство обязано успеху этого катехизиса, который выразил глубину истины христианской веры на языке, доступном для простого люда.

В отличие от некоторых реформаторских конфессий, Малый катехизис Лютера приводит десять заповедей перед спасительным служением Христа. Говоря о вере, Катехизис фокусируется на безвозмездном даре спасения во Христе. А его разделы, касающиеся Крещения и Вечери Господней, излагают совершенно особый взгляд, расположенный между двумя крайностями - католическим философизмом и неопротестантским символизмом, который Лютер раскрыл полностью в других своих богословских трудах.

Скачать катехизис с комментариями можно здесь.

 
Репрессии против лютеранских и католических священнослужителей в СССР Печать
01.03.2016 16:54

Ольга Лиценбергер

Политика советского государства по отношению к традиционным немецким конфессиям - протестантизму и католицизму - проводилась в рамках антирелигиозных мероприятий большевистского правительства. Она не носила ярко выраженного антикатолического или антилютеранского характера, а являлась частью борьбы с церковью в целом. В первые месяцы Советской власти антирелигиозная политика но отношению к немецким конфессиям не отличалась применением таких жестких мер, как, например, к православию. Различное отношение государства к религиозным конфессиям диктовалось не особыми симпатиями к протестантизму и католицизму. Напротив, эти конфессии являлись религией немцев - представителей основного военного врага России в первой мировой войне и иностранной интервенции. Но за понятием "лютеране" и "католики" стояло национальное меньшинство, поэтому для привлечения его на сторону революции в первое время невыгодно было провоцировать конфликт, тем более на религиозной почве.

Только, когда в середине 1918 г. в специальной инструкции ВЦИК было особо отмечено, что католическая, протестантская церковь и ее исповедания подходят под действие Декрета об отделении церкви от государства и усилилось наступление на религию, руководство немецких церквей наконец поняло всю серьезность создавшегося положения. Осенью 1918 г. лютеранская церковь предприняла ряд обращений в СНК с требованием о приостановке проведения декрета в отношении нее, ссылаясь на Брестский мир и дополнительный договор к нему. А католическая церковь выступила с меморандумом к советскому правительству, в котором отказывалась признать национализацию церковного имущества. Примерно с этого момента и начинаются репрессивные действия советской власти по отношению к немецкому духовенству.

 
Смерть Лютера Печать
01.03.2016 13:16

Германн Зассе

Это эссе впервые было опубликовано в «Ежегоднике Союза Мартина Лютера» (Jahrbuch des Martin Luther Bundes) за 1946 год, с. 38-42. Оно было написано к 400-летию со дня смерти реформатора. Впоследствии его перепечатали в журнале Lutherische Blätter за август 1967 года.

Холодным ранним зимним утром 18 февраля 1546 года в Эйслебене навсегда закрылись глаза Мартина Лютера. «Я не доживу до Пасхи», — сказал он в свой шестьдесят третий день рождения. Его друзья и родные беспокоились о нем, когда в конце января он отправился в последнюю в своей жизни поездку. В сопровождении сыновей и Юстуса Йонаса он поехал в свой родной город, чтобы попытаться примирить поссорившихся братьев, графов Мансфельдских.

Письма, которые он писал во время этой поездке «милостивой возлюбленной госпоже дома», представляют собой поразительно человечное свидетельство его зрелой, но в то же время детской веры. «Боюсь, если ты перестанешь беспокоиться, земля, наконец, поглотит нас и уничтожит все. Изучаешь ли ты также Катехизис и Символ Веры? Молись и возложи все волнения на Бога. Ибо не тебе и не мне не заповедано беспокоиться друг о друге. Сказано: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (Пс. 54 и многие другие отрывки).

Он написал эти слова 10 февраля. Четыре дня спустя он произнес свою последнюю проповедь. 16 и 17 февраля графы подписали мировое соглашение, и его задача миротворца была выполнена. В последний день Лютер уже не участвовал в переговорах и оставался в своей комнате. К вечеру он пожаловался на боли в груди, которые на время утихли, а потом начались вновь и усилились. К 10 часам вечера, отдохнув, он пошел к себе в спальню. Он расстался со своими спутниками, сказав: «Помолитесь о нашем Господе Боге и Его Евангелии, чтобы у Него все было хорошо. Ибо Собор в Тренте и злосчастный папа наточили ужасный зуб против Него». К часу ночи он проснулся, задыхаясь, и громко воскликнул: «О, Господи Боже, мне так больно! О, дорогой доктор Йонас, похоже, я отсюда не уеду». Он все-таки смог дойти до своей комнаты, где провел последние короткие минуты. В присутствии сына, своих друзей и врача, которого спешно позвали, улучив минуту в борьбе со смертью, он произнес последние молитвы, повторил наизусть несколько библейских отрывков, в том числе Ин. 3:16 и Пс 67:21, и ответил на вопрос Юстуса Йонаса: «Преподобный отче, останетесь ли Вы верны Христу и учению, которое проповедовали?» Ответ Лютера был ясно слышен: «Да!»

 
Американская монахиня отлучена от Католической Церкви после ее «рукоположения во священники» Печать
05.11.2015 17:03

Американская католическая монахиня Летиция Роулс была исключена из членов своей конгрегации и отлучена от Церкви после того, как рассказала, что в апреле этого года она была «тайно рукоположена во священника».

67-летняя сестра Летиция вступила в «Ассоциацию католических женщин-священников» и с апреля возглавляла религиозные службы в штате Огайо. В настоящее время бывшая монахиня тяжело больна. Находясь в клинике, она рассказала, что, принимая «рукоположение», хотела ответить на «призыв к священству», который она чувствовала с детства, «пока еще не стало слишком поздно».

Генеральная настоятельница конгрегации Сестер Честнейшей Крови Джойс Леман заявила, что сестра Летиция явным образом вступила в конфликт с учением Католической Церкви. В данном случае формальный акт отлучения даже не требовался, поскольку незаконное рукоположение влечет за собой автоматическую («latae sentenciae») экскоммуникацию. В свою очередь, монашеской конгрегации не оставалось ничего другого, как официально заявить об исключении Летиции Роулс из числа ее сестер.

Настоятельница призналась, что она лично и другие сестры общины были шокированы, узнав, что сестра Роулс два года тайно готовилась к священству, после чего приняла «рукоположение». «Невозможно предположить, чтобы она не знала, к каким последствиям это приведет, -- сказала сестра Джойс Леман. – Отлучение не могло стать для нее чем-то неожиданным».

В то же время, добавила Леман, несмотря на исключение из ордена, Летиция Роулс будет по-прежнему пользоваться жильем и медицинскими услугами, в которых она нуждается.

Со своей стороны, члены «Ассоциации женщин-священников» потребовали, чтобы ее оставили членом монашеской конгрегации. «Эта женщина служила народу Божию 47 лет, а теперь ее изгнали из общины», -- заявила представительница ассоциации Дженис Севре-Душинска. Она также сообщила, что в рамках этого движения за последние годы были «рукоположены» 77 женщин. Общее число «священниц» составляет во всем мире 220 человек, утверждает Севре-Душинска.

Что касается Папы Франциска, которого многие считают реформатором, то за два с половиной года своего понтификата он не показал ни малейшего признака сочувствия идее рукоположения женщин. Аргентинский понтифик считает, что этот вопрос был раз и навсегда решен Папой Иоанном Павлом II в его апостольском письме «Ordinatio sacerdotalis» от 1994 года. В этом документе Папа Войтыла подчеркнул, что женщины не могут становиться католическими священниками и что Церковь не имеет власти предоставить им такое право.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>

Cloudim - онлайн консультант для сайта бесплатно.