Закат, туман и дерево

Давайте начнем этот Адвент с осознания того, что Бог не существует. Бог просто Есть. Вечный, неизменный, безграничный, невообразимый. Кого «никто никогда не видел и не может увидеть». Неизвестным образом и по неизвестной причине, которую мы никогда не сможем объективировать, а только пережить на собственном опыте, Бог произносит свое Слово, воплощая в существовании то, что никогда до этого не существовало. Мы, люди, чувствуем нечто подобное из-за своей собственной способности к творчеству, создавая поэму – или лазанью – которой не существовало никогда до сей минуты; или переживая удовлетворение от увлекательного музыкального этюда, или удивления ребенка, впервые открывающего для себя чудеса мира. Создание чего-то нового становится для нас способом почувствовать, для чего нужно существование нас самих: в начале нового церковного года мы должны это помнить – как и то, что мы можем стать тем, кто нас создал. Бог стал человеком, чтобы человеческие существа могли стать Богом – об этом говорят раннехристианские мистики.

Я вспоминаю свои школьные годы: какие ожесточенные дискуссии шли у нас с друзьями относительно «существования Бога»! Аргументы, приводимые моими одноклассниками, очень напоминали идеи позднего Кристофера Хитченса, который годами проводил кампании в печати, пытаясь отрицать существование Бога. Таким образом он мог бы отрицать существование единорогов или Шерлока Холмса. Конечно, Бог не существует. Бог Есть. С первого момента библейского откровения Бог не говорит ничего сам о себе, кроме одного «Я есть Тот, кто есть». Эй, Бытие, как дела?

И все же сегодня мы начинаем подготовку к бытию Бога. Бог существует, но только через (Его собственную) самоманифестацию в том, что (Он) создал и продолжает поддерживать в состоянии существования через непрерывное продолжение процесса творения. Когда я пишу новый абзац, которого не существовало до того, Бог говорит: «да будет этот новый абзац, пусть обретет бытие клавиатура, пусть будут полупроводники, пусть существует Лоренс во всем своем чудачестве».

Бог существует через нас. Это стало очевидным 25 марта (праздник Благовещения, когда был зачат человеческий плод Иисус) и стало явным через девять месяцев, 25 декабря, когда дитя Иисус входит в мир. Наша вера в Бога обретает совершенно новое измерение и новую яркость, когда мы чувствуем, как Бог переходит от Своего предвечного Бытия к обычному существованию через человека.

Поскольку это может показаться нам слишком сложным, нужно время, чтобы обдумать и подготовиться к этому событию. Это время называется Адвентом (что буквально означает «приближение к нам»). Чтобы почувствовать, что эта странная истина приближается в течение нескольких недель, мы не можем сделать ничего лучше, чем отнестись к нашему медитативному времени с большей ответственностью.

После нескольких лет практики я пришел к выводу, что лучше засыпать во время медитации (что, к сожалению, вполне может со мной случиться), чем начать зевать среди медитации. Ученики неоднократно невольно засыпали, и Иисус, вероятно, тоже. Но зевота может означать, что вы ленивы, полусосредоточены, или только делаете вид, что медитируете. Чтобы увидеть, что Бог, который есть, становится существующим Богом, нам нужно полностью проснуться. Отсюда учение в сегодняшнем Евангелии: «Бдите». Разве не было бы это грустно упустить момент в нашей короткой жизни, когда происходит это рождение? «Вы должны быть готовы, потому что Сын Человеческий придет в тот час, когда вы не ожидаете» (Мф 24: 37-44).

Перевод с укр. о. Иван

Источник: https://wccm.com.ua/