ОБРАЗ МИЛОСЕРДИЯ Проповедь о. Ивана Чернышева на 13-е воскресенье после Троицы

Библейский текст: Быт 4:1–16а 1Ин 4:7–12 Мф 6:1–4

1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры во Христе! Сегодня, в 13-е воскресенье после Троицы, Святая Церковь вновь и вновь напоминает нам о важнейшем – о социальной справедливости, о любви к ближнему, о том, что через служение другим, через исполнение воли Божией и жертвенную любовь мы приближаемся к Спасителю нашему, Иисусу Христу.

Священные Писания, предложенные нам сегодня, как никогда актуальны в нашем мире, полном разделений, несправедливости и эгоизма. Три чтения, словно три грани одной драгоценности, раскрывают перед нами глубину Божественной любви и призывают нас к конкретным действиям.

Первое чтение – это трагическая история Каина и Авеля (Быт 4:1-16a). Сия история, несмотря на свою древность, до сих пор заставляет содрогнуться. И ведь это именно потому, что мир, в общем-то, с тех далёких времён никуда не ушёл. Все также топчется на месте, все также войны, смерть, неприятие одних людей другими…

Грех ставший природой человека, принёс смерть не только в виде болезней, старения и неизбежного умирания. Он принёс насилие. Сама природа восстала против человека, все против, каждый миг нашего существования приходится отстаивать отныне на планете. Неурожай, голод, природные катаклизмы, погода, и сколько бы человек ни пытался все это улучшить, выходит криво, и очень опасно как для самого человека, так и для природы.

Вообще человек считается среди научного сообщества величайшим хищником на планете, именно из-за своей способности уничтожать и себе подобных и целые экосистемы! Таково проклятие греха. И оно проявляет себя сразу, с убийства начинается история детей первой человеческой четы.

Бог обращается к Каину с вопросом: «Где Авель, брат твой?» (Быт 4:9). Это не просто вопрос о местонахождении человека, это вопрос об ответственности, о заботе, о любви.

Ответ Каина мы буквально ощущаем, читая: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт 4:9) – это крик запутавшейся души, ослеплённой завистью, ненавистью к чужим успехам, к непохожести на себя любимого. Ест не ту пищу, одежду носит не того покроя, волосы не на ту сторону зачёсывает, уши проткнул, и вообще не нравится мне твоё лицо!…

Каин отказывается от ответственности за брата, от того, чтобы принять, он иная личность, он другой. Он может дать миру то, что нет у тебя, а ты, что нет у него. В Каине нет любви и понимания, и это приводит его к ужасному греху – братоубийству.

Этот эпизод в книге Бытия ярко иллюстрирует, что отказ от ответственности за ближнего, отказ от любви непременно ведёт к разрушению не только отношений между людьми, но и нашей собственной души.

Зададим себе вопрос – не звучит ли сегодня в нашей жизни, в наших поступках и словах эхо слов и дел Каина? Не прячемся ли мы за оправданиями, когда видим иное вокруг нас? А ведь это сплошь и рядом в современном мире. Сегодня достаточно сесть в самолёт, и ты уже всего через несколько часов совсем в ином часовом поясе, в иной культуре, среди народов живущих по иным традициям. В чем-то хорошим, а в чем-то и не очень, но иным.

Да и в самолёт если подумать, садиться не нужно, выходишь во двор и вот среди нас немало эмигрантов из средней Азии, не знающих Христа как Сына Божия и Спасителя, живущих по иным правилам…

Да ладно они, вон славяне соседи под боком, вдруг решили, что они сами себе принадлежат, а вот нет, не хотят быть русскими? Научим! И вот в душе вскипает Каин, и все повторяется вновь, кровь и смерть.

Но разве за это отдал Господь свою земную жизнь? За это страдал на Кресте? За то, чтобы все были одинаковыми?

Вспомним наше сегодняшнее второе чтение, из послания святого апостола Иоанна Богослова (1 Ин 4:7-12). Ведь это ни что иное, как гимн любви. Апостол прямо говорит:

«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин 4:7-8).

Любовь – это не просто чувство, это сущность Бога, это Его дыхание, это Его проявление в мире. Иоанн призывает нас любить не на словах, а на деле, любить безусловно, не ожидая ничего взамен, никакой похожести, никакого приятия, или даже понимания. НИЧЕГО!

Ведь только такая, абсолютно бескорыстная любовь и меняет по настоящему сердца.

Расскажу вам такую историю. Один монах в древние времена, ещё на заре христианства, шёл по пустыне со своим учеником-послушником. Послушник молодой, ноги здоровые, естественно улетел как птах далеко вперёд от своего наставника. И вот идёт он, а на встречу ему язычник. Крепко обхватив руками любимого идола, несёт его, обливаясь потом. Ноги подгибаются, но не бросает, с упорством шагает дальше.

Остановился послушник и давай посмеиваться. И чего ты мил человек сию бездушную деревяшку тащишь, что это тебе даст? Разве спину себе натрёшь, да мозоли… Нет в ваших деревянных «богах» никакого проку. Повеселился и пошёл дальше, будучи глубоко уверенным, что все правильно сделал, утёр нос язычеству и Бога прославил.

Через время встретились язычник с идолом и старый монах. Остановились оба, чтоб передохнуть, затем христианин сказал, тяжело тебе наверное, позволь помогу, мне в радость. Да и Господь своим примером велел милость являть.

Ничего не ответил язычник, только махнул рукой, берись вон, за тот конец. Так и пошли далее. Через время, ближе к вечеру остановились передохнуть и поужинать. И тогда обратился язычник к христианину с вопросом — я вот своих богов знаю, они требовательны и злопамятны, а что у тебя за Бог такой, расскажи?

Именно так уже 2000 лет живёт подлинная миссия Христа. Милосердием отражённым в его последователях. Да, это непросто, кажется парадоксальным, что несмотря на гонения и неоднократные попытки в прошлом уничтожить христианство, оно до сих пор живо. Живо даже несмотря на то, что сами христиане творили во имя Христово беззакония порой не меньшие, чем те, кто ничего не знает о Милости Креста, нанося церкви пожалуй самый значительный и непоправимый урон.

И все же, хочется спросить, как же достичь такой подлинной христианской любви? Как наполнить своё сердце любовью к ближнему, когда вокруг так много ненависти, зависти, неприятия и злобы?

Что же, Божие Слово и тут не дремлет. Оно даёт подсказки. На помощь нам сегодня приходит третье чтение – наставление Господа нашего Иисуса Христа из Евангелия от Матфея (Мф 6:1-4) о милостыне.

Христос учит нас творить милостыню не ради людской похвалы, не ради славы, а втайне, искренне, из любви к Богу и ближнему. Не для того, чтобы что-то получить в ответ, а чтобы отразить в себе Образ Распятого Господа.

«У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.»

Истинное милосердие – это не просто подаяние денег или вещей, это именно ПРИНЯТИЕ Сочувствие, участие, забота именно c НАШЕЙ стороны о нуждах другого человека, без ожидания ответа. Когда мы творим милостыню искренне, от всего сердца, мы открываем своё сердце для любви, мы начинаем видеть в людях не просто очередного безымянного прохожего встреченного на нашем жизненном пути, а того, кто поистине нуждается во Христе. В Его заботе и понимании, прежде всего, осуществляемого через нас, через наши руки, через наши слова…

Можно много и правильно говорить тонко выверенными теологическими терминами о пророках, библии, о Благой вести, но если она не явлена через нас, уши останутся глухими, глаза не увидят а тело и душа не ощутят.

Не зря Церковь называет Господа Словом Живым. Господь это Воплощённое Слово. Воплощённое на земле, в Евхаристии и через нас!

Сегодня дорогие братья и сестры, когда мы чтим кстати и память священномученика Киприана Карфагенского (+258), мы видим пример человека, который всей своей жизнью, своим служением и своей мученической кончиной явил миру пример любви Христовой. Его жизнь тоже стала Воплощённым Евангелием.

Когда Киприан принял святое крещение, он раздал своё имущество бедным, оставив себе лишь небольшую часть денег для личных нужд. И вот, однажды, проходя мимо нищего, Киприан почувствовал острое сострадание к нему и отдал ему то последнее, что оставил себе, оставшись без средств к существованию. Однако, в тот же день к нему пришли его бывшие слуги и принесли ему богатые дары, говоря, что им явился ангел и повелел им заботиться о нем. Эта легенда подчёркивает как щедрость Киприана, так и даёт пример веры в Божье провидение и в то, как подлинное христианское милосердие может менять сердца других людей. Да, это непросто, но Господь показал путь ввысь, и это Голгофа.

Святой Киприан знал, истинное христианство – это не просто вера в Бога, но и активное служение Ему через любовь к ближнему. Он не оставил свою паству о которой заботился, и которая в ответ заботилась о нем, и в час гонений. Он до конца поддерживал верующих, укреплял их в вере и сам принял мученическую смерть за Христа. Его жизнь – это яркий пример жертвенной, а не лицемерной любви. Яркий пример верности воле Божией и готовности отдать свою жизнь за ближнего.

Дорогие братья и сестры! В этот день, размышляя о прочитанных нами отрывках Священного Писания и взирая на историю святого Киприана, давайте зададим себе вопрос: что мы можем сделать, чтобы исполнить волю Божию и проявить любовь к ближнему? Как мы можем нести ответственность за тех, кто нуждается в нашей помощи и поддержке? Как мы можем творить дела милосердия не напоказ, а из любви к Богу и ближнему?

Помните, что каждый наш добрый поступок, каждое наше слово поддержки, каждая наша капля любви приближает нас к Христу и делает этот мир чуточку лучше.

Да поможет нам Господь исполнить Его волю и быть истинными учениками Христовыми! Аминь.