«Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец» – история сохранила эти слова, давно ставшие лозунгом. Они принадлежат святому Киприану, епископу Карфагенскому.
Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец. Но кто руководит этой Церковью? Ответ кажется простым: конечно, Христос – Глава Церкви. Но кто руководит Его Церковью здесь? Ответить не всегда было просто, и на протяжении истории разные исторические обстоятельства создавали разные ответы.
Знаете, у меня есть хороший друг, пастор одной зарубежной Церкви, который полностью находится под контролем своих прихожан. Совет прихожан решает, что пастор должен говорить, чему учить и как преподавать Святое Причастие. Так овцы руководят пастухом. А когда пастор пытался сопротивляться, ему угрожали сокращением зарплаты.
И мне всегда было жалко его, потому что он прекрасный священник. А если более глобально, то скажу, что демократия чужда христианству. Здесь нет «всеобщего священства верующих», хотя нам, лютеранам, и приписывают (ошибочно) такую идею.
«Власть ключей, или власть епископов, согласно Евангелию, является властью заповеди Божьей проповедовать Евангелие, прощать и оставлять грехи и совершать таинства», – гласит наше сказано в нашем Аугсбургском Исповедании. А в его Апологии говорится, что служители Церкви действуют «во имя Христа, как сказано: Слушающий вас Меня слушает. Когда они проповедуют Слово Божие, когда совершают таинства, они делают это во имя Христа и от Его имени».
Миряне не могут передать кому-либо из своего числа власть, которой у них нет. Священник, освящающий дары, не является простым представителем присутствующих на литургии. Он действует не именем общины, а именем Христа.
Церковь не является сообществом, члены которого обладают равными правами. Она есть сообщество, в котором священники исполняют не возложенные на них верующими обязанности, но обладают Божественным правом. На этом принципе основывается иерархия.
И вот именно в иерархии видел святой Киприан спасение Церкви от внешних и внутренних врагов. Именно вокруг епископов — преемников апостолов — он призывал сплотиться христианский народ. Именно там он видел источник истинного единства Церкви. Всё творчество святого Киприана пропитано идеей единства Церкви — единства верующих с их епископами во главе: «епископ в Церкви, и Церковь во епископе, и кто без епископа, тот вне Церкви».
✷✷✷
«Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Должны ли мы оставаться верными Христу и Его Церкви до конца или же можем отречься? И в древности, и в наше время христианам приходилось отвечать на этот вопрос. 14 сентября 258 года на этот вопрос ответил епископ Киприан.
– Ты ли Фасций Цецилий Киприан?
– Да, это я.
– Ты ли здешний папа этих святотатцев?
– Да.
– Божественные императоры повелели всем принести жертву.
– Я знаю это.
– Обдумай это.
– Обдумывать тут нечего, делай, что тебе приказано.
– Повелеваю: ты, Фасций Цецилий Киприан, да будешь предан смерти через отсечение головы.
– Благодарение Богу.
Источник: https://vk.com/siberianelc