Как сделать человека верующим?


Проповедь на 19 после Троицы, о. Павла Заякина. Библейский текст: Марк 2:1-12

Как сделать человека верующим?
Многие из нас, если не все, задавались этим вопросом. Одна моя знакомая рассказывала мне, как она пыталась сделать верующей свою дочь. Сначала, говорила она, дочь охотно читала детскую Библию, ходила с мамой в церковь, но как только ей стало 13 или 14 лет, она шарахнулась от матери, от Библии, от церкви. Мама попробовала было восстановить утраченное единство, но дочь чуть не ушла из дому, заявив, что у неё своя жизнь, свои друзья и свой мир, где нет места Богу…

Как сделать её снова верующей? – спрашивала она у меня со слезами на глазах. – Что зависит от меня?

А и правда, что зависит?
Как нам сделать человека верующим?
Может быть ЗАСТАВИТЬ? Ведь сами-то мы знаем, что через веру человек обретает вечную жизнь и прощение грехов! Ведь мы же знаем, где истина! Ну и что, что другие этого не знают, важно то, что мы знаем, и мы отвечаем за них, так может быть действительно не давать им выбора?
Мне рассказывали, как крестили бурят в 17-м, кажется, веке. Их ловили, привязывали к шесту, окунали в реку в прорубь, а потом отвязывали и они убегали в лес, якобы крещённые верующие. Или, думаете, на Руси тыщу лет назад было по-другому? Ой, да что там тысячелетие, сегодня попробуй станцевать на фоне православного храма «во святой руси» и выложить это в интернет! Знаю такую группу, сплясали они и спели в храме Христа Спасителя как-то, и открыли сезон «духовно оскорблённых», за что и «сели на двушечку», как сказал ухмылявшийся в камеру «национальный лидер». Ох, боюсь, что сегодня они бы «двушечкой» не отделались! Скажем спасибо, что за такие «богохульства» не рвут ноздри и не прижигают клеймом, как веке в 16-м!
Так чт, читая историю и глядя в современность, скажем, что такими методами (да и вообще – никакими) нельзя заставить человека верить в Бога, можно только отвратить его от веры и Церкви.

Хорошо, тогда, может быть, мы можем УБЕДИТЬ человека быть верующим? Приведём ему массу доводов «за», докажем, что верить логично, что жизнь вечная лучше вечной смерти и т. д.
С одной стороны, кажется, это хороший путь. Но, представьте, что вам попался «крепкий орешек», который столь же логично, а может быть ещё и убедительнее «докажет» вам и окружающим, что Бога нет, что жизнь есть только здесь, на земле и что вера — это опиум для мозгов? Что будете делать вы тогда? Побежите в библиотеку за дополнительными аргументами?
Но, даже если вы и убедите человека в том, что верить – это хорошо и полезно, то что ответите вы ему на его вопрос: «Ладно, убедили, я согласен, что верить нужно. Но у меня не получается, я не верю, что же мне делать?».

ВЕРА НАХОДИТСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ НАШИХ УСИЛИЙ И УБЕЖДЕНИЙ.
Нельзя заставить человека верить в Бога.
Нельзя убедить его верить в Бога.

Тогда, может быть, НАУЧИТЬ?
Объяснить ему Библию, перечитать с ним её подробно, заглядывая в переводы с древнегреческого и иврита – уж тут-то он точно поверит!

Знаете, был в Новосибирском Академгородке такой профессор – Моисей Рижский. Библейский филолог, преподавал в университете, писал научные работы по библеистике, знал библейские тексты чуть ли не наизусть, в совершенстве владея древнееврейским и древнегреческим языками. Я читал его книги – потрясающая эрудиция! Вот только одна загвоздка есть– в Бога он не верил при этом. И открыто в своих книгах и на лекциях об этом говорил…

Как же, всё-таки, быть? Как сделать человека верующим?
Нельзя его заставить верить.
Нельзя убедить верить.
Невозможно научить верить.

Снова тупик, в котором мы стоим, уткнувшись лбом в угол, где написаны «школьно-богословские цитаты, типа «Вера — от слышания, а слышание – от Слова Божьего».
И мы продолжаем ломать голову — как же это самое читаемое-слышимое Слово превращается в веру? И какую роль играем здесь мы? Или же мы тут не при чём?

1 Через [несколько] дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю [дома], где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. (Мар.2)

Это удивительная история. Это – наша история. История каждого верующего, каждого христианина. И она способна не то что бы дать ответы, но вывести нас из нашего тупика бесплодных евангелизаций.

Посмотрите – Господь пришёл туда, где Он уже сотворил столько чудес – в Капернаум. Но цель Его — не творение чудес. Цель Его – проповедь Слова. И эта проповедь собирает столько народа, что дом не может вместить. Однако жажда Слова сама по себе ещё не делает собравшихся верующими

1 Через [несколько] дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо… (Мар.2)

Расслабленный – значит парализованный. Вы, вероятно, встречали в своей жизни таких людей – кто-то из них не может двигать руками и говорить, а кто-то – только двигает глазами, лежа неподвижно.
Их тело стало для них тюрьмой.
Их язык перестал им повиноваться.
Они не могут ответить на грубую реплику сиделки, они не могут взять в руки книгу или выключить телевизор, если им не нравится передача. У них не осталось ничего, кроме глаз, ушей и мыслей.
Но иногда у них есть ещё их друзья, те, что стали для них руками, ногами, исполнителями их желаний, любящими собеседниками. Всё золото мира не сравнится для этих несчастных с их сокровищем – настоящими друзьями. Кровь не играет здесь роли – родные дети могут сдать парализованного папашу в больницу и забыть о нём, но настоящие друзья никогда не оставят несчастного наедине с его несчастьем…

Я помню, как четверть века назад в маленьком деревенском приходе в Хакасии, где я служил, умерла парализованная женщина. Её подруга, сама тяжелобольная, управившись с коровами и прочим хозяйством, несколько лет, каждый день приходила к ней поговорить и почитать Библию. Каждый день, несколько лет, без выходных и отпусков, если только сама не попадала в больницу. У неё были, как и у всех деревенских жителей, свои дела, муж, дети, четыре коровы, свиньи, огород…
Но ещё у неё была подруга. Подруга, для которой она стала глазами, руками, Словом Божьим. Что, нажитое за всю жизнь, сравнится с этим сокровищем?

3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо…

Как их звали? Мы не знаем этого, они названы просто — «четверо». Они анонимны, как анонимны наши руки и ноги.
Может быть, они пытались до этого исцелить друга, нося его по врачам, может быть, они приходили к нему каждый день помолиться и побеседовать, почитать Писание и покормить с ложечки, но однажды они сделали самое главное дело в своей жизни – они принесли своего друга к Иисусу.

Однако, и это оказалось не так просто – масса людей, плотные спины, загороженные проходы.
Зачем они здесь? Зачем они принесли друга сюда? Наш отрывок говорит – они верили в Иисуса. Верили, что Он может помочь их другу.
Их вера привела их с носилками к порогу этого дома.
Их вера, встретив серьёзные препятствия, не стала ждать, но повлекла их наверх, на крышу, туда, где после захода солнца, отдыхали хозяева, по еврейскому обычаю.

Дома в Израиле во времена Иисуса строились из камня или дерева, а вот крыша состояла из тюков соломы, плотно уложенных на жердях. Это и позволило четырём друзьям быстро и без особого ущерба для хозяев, исполнить задуманное.

3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю [дома], где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. (Мар.2)

Я так и представляю это событие – тихий голос Иисуса, напряжённое слушание собравшихся, фарисеи, сидящие в лучших углах, простой люд, столпившийся у дверей. И вдруг – сверху сыплется солома, света становится больше, Иисус замолкает, все остолбенев, поднимают голову к потолку…
А затем, словно гроб в могилу, на верёвках к ногам Иисуса опускаются носилки с человеком.

Только он не мёртв, хоть и кажется таковым – его глаза живы, они смотрят на Иисуса. Была ли в его глазах вера или, может быть, мольба? Не знаю… Знаю одно – вера была в глазах тех, кто остались наверху, на крыше, вера была у тех, кто принесли своего друга и сделали всё возможное и, казалось, невозможное…

5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. (Мар.2)

Обратите внимание на эти замечательные слова: Иисус, видя веру ИХ, говорит РАССЛАБЛЕННОМУ…

Вера друзей привела парализованного к Иисусу.
Вера друзей была активной, они просто взяли друга и понесли его. Они не растерялись перед препятствием.
И, благодаря вере друзей, Господь обратил Своё Слово к их несчастному товарищу: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои…». Ничего вам не напоминает?

Конечно, мы каждое воскресенье слышим эти слова в Церкви!

Был ли верующим несчастный паралитик? — Мы этого не знаем. Но мы знаем, что его друзья верили в Иисуса. А он, лежащий на носилках, доверял им. Может быть, ему ничего не оставалось больше, кроме этого…

А друзья, эти замечательные друзья, откуда у них взялась эта вера? Вероятно, и они раньше уже слышали Иисуса, ведь у них такие быстрые ноги, и они могли пойти туда, где оно звучало.
Слово Божие родило веру, вера родила действие, действие привело несчастного к Иисусу и – снова Его Слово, родив в нём веру, подняло расслабленного с постели.

Могло ли быть по-другому?
Да, могло…
Вот, послушайте:

6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?
9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному:
11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.
12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали. (Мар.2)

Для чего пришёл Иисус в этот дом? — Возвещать Слово.
Слово любви.
Слово прощения.
Слово Божие.
Можно Его слушать, качая важно головами, да-да, мол, верно говоришь, проповедник, и мы это знаем, читали в Законе и в Пророках…
Но вот это Слово вдруг становится конкретным, личным: «Прощаются тебе грехи твои…»
Принять – или отвергнуть? Поверить – или нет?
Друзья поверили Слову Иисуса – и их друг встал с постели.
Фарисеи – отвергли слово Иисуса – и осудили себя сами.

Отчего же так происходит?
Отчего мы сегодня идём в церковь, а многие другие выбирают поспать или развлечься? Более того, отчего среди христиан, приходящих в Церковь, одни веруют, а другие – нет? Одни приходят в церковь, чтобы получать прощение грехов и вечную жизнь, а другие – чтобы получить удовольствие от общения, от чаепития, от собственной самоправедности?
Отчего одни, столкнувшись с врагами церкви, молятся за них, а другие – пытаются их сжечь на костре?

Чтобы понять это, представьте себя на минутку тем расслабленным, лежащим на носилках. Что можете сделать вы в этом состоянии? Ничего?

Так вот, мы все – духовные паралитики. Или были когда-то ими.
Чтобы с верой воспринять Его Слово, нужно сначала понять, что ты ничего не можешь сделать сам для себя. В духовном плане.
Это понимал наш герой.
Это поняли его друзья – о себе самих.
Это поняли когда-то и мы с вами, братья и сёстры.
Мы с вами не можем быть лучше – без Его Слова. Без Его помощи.
«Блаженны нищие духом…»

Так как же сделать человека верующим?

Его нельзя заставить, убедить, научить верить. Это не в нашей власти. Более того – мы не можем сделать человека верующим. Что же мы можем?

3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо…

Мы можем привести человека в присутствие Христово.

Мы не можем привести его ко Христу, но можем – туда, где Христос.
Где Его Слово.
В Церковь.
Туда, где Его Таинства – к Купели и Алтарю.

Мне очень нравится эта история с расслабленным, потому что она ведь — о крещении. Да, да! Родители, крестящие ребёнка, который ничего не может сделать сам. Или – мы, разочарованные в собственных силах, угнетённые и «расслабленные» грехами – кто нам сказал о Христе? Кто нас привёл в этот дом, где остановился Христос? Кто нас опустил на носилках к Его ногам?
Писание говорит, что крещение – это погребение «ветхого человека», этой нашей тюрьмы (помните, я уподобил спуск парализованного с погребением в могилу).
Но крещение – это и возрождение! Это Его слова, обращённые к нам и только к нам: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои».

Мы прочитали эту историю.
Мы ответили на наши вопросы.
Задумаемся ещё раз – что можем мы, простые верующие?
И что может Господь?
Господь устроил дело спасения людей так, чтобы мы приводили людей к Нему.
Но только Он дарует им спасение.

Вокруг нас так много людей, чья воля парализована грехом. Эти люди – чьи-то друзья, дети, мужья или жёны. И от нас, ходячих, зависит сделать только одно — предложить им стать их руками и ногами на пути к Иисусу.
Это – наша ответственность перед теми, кого мы любим.
Кого мы хотим видеть в вечности.

Посмотрите вокруг — сегодня нас не останавливают переполненные залы или плотный ряд спин, из-за которых надо лезть на крышу и разбирать потолок. Сегодня, как никогда, двери открыты и Господь среди нас.

Он ждёт.
Он очень терпеливо ждёт.
Он основал Церковь Свою как Ковчег спасенья.
Направляясь на воскресную службу, посмотрите на свои руки – они свободны. Они могут нести носилки.
А потом обернитесь вокруг, всмотритесь в лица своих друзей.
Они нуждаются в вас.