
Библейский текст: Ис 54:7–10 2Кор 1:3–7 Ин 6:47–51
47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
48 Я есмь хлеб жизни.
49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрёт.
51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
Проповедь:
Дорогие братья и сестры во Христе!
Сегодня, в четвертое воскресенье Великого поста, мы обращаем наш слух на слова Иисуса, что записаны в Евангелии от Иоанна, 6:47–51:
«Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб этот будет жить вечно; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».
Эти слова, произнесенные Иисусом, наполнены глубоким смыслом и невероятной надеждой. Он говорит нам о Вечной Жизни, о спасении от смерти и о Себе как о Хлебе, что питает наши души и дает нам силу для дальнейшего бытия.
Размышляя об этих словах в контексте Великого поста, времени покаяния и обновления, мы можем спросить себя: что значит для нас это? Как мы видим Хлеб Жизни? Это лишь источник материального и физического благополучия?
Вспомним историю народа Израильского в пустыне. Они были освобождены от рабства египетского, но в пустыне их постигли голод и жажда. Бог милостиво послал им манну с небес, чтобы они не умерли. Однако, как говорит Иисус, они ели манну и все равно умерли. Физическая пища, даже посланная Богом, не может дать Вечную Жизнь.
Иисус, истинный Хлеб с Небес, предлагает нам нечто гораздо большее. Он предлагает нам Себя Самого, Свою жизнь, Свою жертву. Он отдает Свою плоть за жизнь мира, чтобы каждый, кто верует в Него, имел Жизнь Вечную.
Великий пост – это время для того, чтобы более глубоко осознать нашу потребность в этом Великом Хлебе. Мы приходим к Богу в смирении и покаянии, признавая свои грехи и свою слабость. Мы просим Его о милости и прощении, и Он, верный Своим обещаниям, не отвергает нас.
Да, иногда может показаться, что жизнь никак не демонстрирует нам этого, что Бог отвернулся от нас людей. Это очень древнее представление. Еще философ Аристотель видел в Боге некое само в себе замкнутое совершенство, абсолютно равнодушное тому, что происходит в подлунном мире. Мир, взирая на красоту этого «божества» стремиться достичь хоть малой части сего совершенства и, тем самым находится в постоянном движении, к идеалу.
Но это не христианская конечно мысль. Бог Евангельской вести часть нашей жизни, даже нет, Он и есть Жизнь! Все что имеем, - от Него. Если в жизни чего-то не хватает, то это только по одной причине, это выбор греха, к сожалению, с момента грехопадения неотъемлемой части человечества.
Грех коварный дар искуСителя. Вместо того, чтобы в трудный час решать жизненно важные вопросы с молитвой на устах, грешник поступает иначе, - он обвиняет Небесного Отца в бездействии, перекладывая вину. Решая в итоге, что молитва не имеет особого смысла.
Старый священник, монах путешествовал с молодым послушником. Очень усталые, они поздним вечером остановились на ночлег в пещере среди скал. В этот вечер была очередь послушника присмотреть за лошадью, но он об этом не побеспокоился и оставил животное на улице.
Он просто помолился Богу:
— Позаботься о нашей лошади, — сказал послушник, и лег спать.
Утром лошади не оказалось на месте. Может увел кто, а может быть убежала…
Отец спросил:
— Где же наша лошадь?
— Не знаю. Спроси у Бога, — беспечно ответил послушник. — Я сказал Ему, чтобы Он позаботился о ней. Я тоже был уставшим, так что я не знаю, что случилось. И не виноват, так как я попросил Бога, и очень вежливо! Ты ведь всегда учил меня: «Доверяй Богу», — я и доверил Ему ее.
—Да, это правда, нужно доверять Богу, — сказал ему отец. — Но ты должен был первый позаботиться о лошади — ведь у Бога нет других рук, кроме твоих. Верь в Бога, но привязывай свою лошадь на ночь. Если Бог хочет присмотреть за ней, он должен пользоваться чьими-то руками. У него нет другого способа. И это Он доверил ее тебе, это твоя лошадь!
Лучший способ, самый легкий и кратчайший — сделать все своими руками. Сделай все, что ты можешь, а потом, независимо от того, случится что-то или ничего не произойдет, доверяй Богу.
Ведь очень просто доверять Богу и быть лентяем. Так же легко не доверять Богу и быть исполнителем. Но есть и иной путь. Доверять Богу и быть исполнителем. Вот тогда ты — инструмент. Бог — Творец, а ты — просто инструмент в его руках.
Конечно, мир после грехопадения несовершенен, однако Тот, Кто Мир создал изначально совершенным, может его и исправить. Так что даже в самые трудные времена, даже когда на нас накатывает чувство оставленности и одиночества, не стоит опускать руки. Делаем что можем, помня, что как бы то ни сложилось, Отец Небесный все равно остается верен Своей милости. Он обещает вечный Завет Мира, завет, основанный на Его любви. Главное – доверять Ему, верить Его Слову.
В этом нам кстати может помочь обетование, данное через пророка Исайю (Ис 54:7–10):
«как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. Горы сдвинутся и холмы поколеблются, – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь».
Да, Божья милость не отступит от нас. Он обещал это, и Он верен Своему обетованию. Верим? Готовы ли быть инструментом в руках Божьих? Или пытаемся все решить самостоятельно?
Давайте задумаемся, а что такое вера? Она ведь не просто интеллектуальное согласие с тем, что Иисус Христос – Сын Божий. Это доверие, это отдача себя в Божьи руки во всем, в том числе и в делах. А как их отдать если не делать ничего?
Но и это еще не все, вера это и признание неспособности грешного человека спастись самостоятельно, это понимание, насколько нам важна милость и помощь Господа. Ведь только через Христа наши дела наполняются подлинно христианским смыслом, и для нас открываются двери рая вне зависимости от них. Ведь доверяясь Богу в делах, мы отдаем лишь то, что от Него же и получили.
Апостол Павел также напоминает нам об этом в своем Втором послании к Коринфянам (2Кор 1:3–7):
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо, как умножаются в нас страдания Христовы, так умножается Христом и утешение наше».
Наши страдания, наши трудности и испытания могут быть использованы Богом для нашего же блага и для блага других. Через наши страдания мы можем лучше понять и сочувствовать другим, и мы можем делиться с ними тем утешением, которое сами получили от Бога. Потому давайте не будем пренебрегать чудным Даром, но с верой и благодарностью воспримем укрепляющий нас Хлеб Жизни, который предлагает нам Господь, Его Святое Тело и Кровь.
Пусть этот Великий пост станет временем углубления нашей веры, временем покаяния и обновления, временем терпеливой любви и мира, временем обретения вечной жизни во Христе Иисусе, Господе нашем.
Аминь.