Когда я пью вторую чашку кофе, я вспоминаю, как часто мы упускаем из виду радикальную природу учений Иисуса, которые приглашают нас освободиться от циклов эгоистичных желаний. Давайте вместе исследуем, как Иисус показывает пример жертвенной любви и даёт нам силы жить по-другому.
Миметическое желание: корень наших проблем
Вы когда-нибудь задумывались, сколько из наших стремлений продиктовано желанием того, что есть у других? Концепция миметического желания* Рене Жирара объясняет это прекрасно. Мы постоянно подражаем желаниям друг друга, что порождает конкуренцию, конфликты и в конечном итоге зависть и насилие. Подумайте: сколько наших желаний на самом деле наши собственные?
Большая часть Десяти заповедей направлена именно на эту нашу главную проблему. Мы завидуем имуществу нашего ближнего. Совершаем прелюбодеяние, потому что хотим его супруга. Совершаем насилие из-за желания обладать тем, что принадлежит другим.
Однако, хотя заповеди указывают на миметическое желание как на основную проблему, они лишь говорят нам перестать это делать. Проблема в том, что мы не можем перестать. Быть человеком — значит подражать желаниям других.
И вот приходит Иисус, чтобы перевернуть всю систему. Он отказывается участвовать в этом цикле желаний, показывая новый путь: путь жертвенной любви.
Жертвенная любовь Иисуса: революционная модель
Иисус демонстрирует любовь, направленную на благо других, а не на собственные интересы. На Нагорной проповеди Он говорит: «Если кто ударит тебя по правой щеке, подставь ему и другую» (Матфея 5:39). Это не пассивность, а радикальное приглашение разорвать цикл насилия и конкуренции.
На кресте Иисус являет высший пример жертвенной любви. Он терпит страдания ради других, не мстит и не отвечает злом на зло. Его слова: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Луки 23:34), — становятся призывом к прощению.
Преодоление миметического эгоизма
Жизнь и учения Иисуса открывают новый путь, который освобождает нас от эгоистичного подражания и направляет к делению, а не к желанию. Это не просто моральный пример, а приглашение участвовать в Божественном способе бытия.
Когда мы стремимся к статусу, владениям или признанию, нами часто движет страх недостатка. Но Иисус показывает, что в Царстве Божьем достаточно для всех. Он умножает хлебы и рыбы, принимает блудного сына, не лишая любви старшего брата, и умывает ноги ученикам, демонстрируя, что величие заключается в служении.
Притча о хлебах и рыбах
Невозможно не задуматься об одном из самых известных чудес в Евангелиях: насыщении пяти тысяч. Это история, которую мы слышали множество раз, но сегодня я хочу предложить вам взглянуть на неё по-новому.
А что если это чудо было не только о сверхъестественном обеспечении? А что если это мощный урок радикального деления, призванный вдохновить нас поступать так же?
Начало: проблема кажущейся нехватки
История начинается с огромной толпы, собравшейся послушать учение Иисуса. День близится к концу, и ученики начинают беспокоиться. Они просят: «Отпусти людей, чтобы они пошли и купили себе еды». Ученики смотрят на ситуацию через призму нехватки: еды недостаточно, каждый должен позаботиться о себе сам.
Но Иисус меняет ход событий. Он говорит: «Вы дайте им есть». Можете представить их реакцию? Они, вероятно, посмотрели на свои скромные запасы — пять хлебов и две рыбы — и подумали: «Как мы можем накормить так много людей таким малым количеством?»
Чудо деления
И здесь история принимает неожиданный поворот. Иисус берет ту небольшую пищу, что у Него есть. Её едва хватает для Него и Его двенадцати учеников. Но вместо того чтобы оставить её себе, Он берёт хлебы и рыбы, благодарит, и начинает раздавать их другим.
Давайте остановимся и подумаем: а что, если настоящее чудо заключалось в том, как Иисус вдохновил толпу делиться?
Подумайте сами. В такой большой толпе вряд ли только один мальчик принёс с собой еду. Люди, скорее всего, имели при себе небольшие запасы, но страх нехватки, возможно, удерживал их от того, чтобы делиться. Действия Иисуса — Его благословение хлебов и рыб и Его уверенность в Божьем изобилии — могли разрушить этот страх.
Увидев Его пример, толпа, возможно, была вдохновлена открыть свои руки и поделиться тем, что у них было. И в этом акте деления оказалось больше, чем достаточно для всех.
Что это значит для нас
Такое толкование не умаляет чудесного характера истории. Напротив, оно подчёркивает более глубокое и преобразующее чудо: разрушение нашего эгоистичного мышления, основанного на страхе нехватки.
Иисус показывает, что, следуя Его примеру радикального деления, мы можем создать сообщество, где удовлетворяются потребности каждого.
Уроки радикального деления
• Доверие изобилию: Нехватка часто оказывается ложным представлением, которое мы создаём сами. Пример Иисуса напоминает нам, что мы едины как люди и принадлежим друг другу.
• Сделайте первый шаг: Кто-то должен начать делиться. Иисус не ждал, пока другие предложат еду; Он начал с того, что было под рукой. Его действия вызвали цепную реакцию. Какой маленький акт щедрости вы могли бы совершить сегодня?
• Община важнее индивидуализма: В культуре, где личный успех часто ставится на первое место, эта история призывает нас мыслить общинно. Истинное изобилие заключается не в накоплении, а в делении.
Практическое применение
1. Делитесь ресурсами: Деньгами, едой или временем — ищите способы делиться с окружающими. Начните с вашей ближайшей общины.
2. Пропагандируйте щедрость: Говорите открыто о радости и свободе, которые приносит деление. Ваш пример может вдохновить других.
3. Боритесь с мышлением нехватки: В следующий раз, когда захотите удержать что-то из страха, вспомните о насыщении пяти тысяч. Доверяйте, что всего хватит.
Притча о делении
Насыщение пяти тысяч — это не просто история о пище; это рассказ о силе радикального деления. Иисус в тот день удовлетворил не только физический голод, но и глубокую жажду общения, доверия и единства.
Самое лучшее в этой истории? Это чудо продолжается всякий раз, когда мы выбираем делиться.
Обогащённые делением
Следование за Иисусом означает принятие этого контркультурного образа жизни. Вместо того чтобы видеть в других соперников, мы призваны видеть в них братьев и сестёр. Вместо того чтобы цепляться за то, что у нас есть, мы призваны делиться щедро.
Этот переход нелёгок. Он требует, чтобы мы столкнулись с нашими страхами и доверились изобилию Бога. Но когда мы практикуем жертвенную любовь, мы обнаруживаем, что она освобождает.
Мы больше не рабы бесконечного цикла миметического желания. Вместо этого мы переживаем радость жизни в гармонии с другими и с Богом.
Практические шаги к принятию жертвенной любви
1. Исследуйте свои желания: Найдите время, чтобы подумать, к чему вы стремитесь. Спросите себя: «Почему я этого хочу? Это исходит из любви или соперничества?»
2. Практикуйте щедрость: Ищите возможности отдавать — своё время, ресурсы или внимание. Начните с малого и наблюдайте, как это изменяет ваши отношения.
3. Стремитесь к примирению: Если вы находитесь в конфликте, сделайте первый шаг к миру. Помните, что Иисус призывает нас любить даже врагов.
4. Доверяйте изобилию Бога: Размышляйте над отрывками, такими как Матфея 6:25-34, где Иисус напоминает нам не беспокоиться о завтрашнем дне. Доверяйте, что Бог обеспечит.
Заключительные мысли
Иисус не только учил жертвенной любви, но и воплощал её. Следуя Его примеру, мы можем разорвать циклы миметического эгоизма и жить так, чтобы это отражало Царство Божье.
Это нелегко, но этот путь ведёт к подлинной свободе и радости.
Кит Гайлз
Бывший пастор, оставивший кафедру, чтобы следовать за Иисусом в округе Ориндж, Калифорния. Он основал домашнюю церковь, где 100% пожертвований направляются на помощь бедным в их сообществе.
*У истока человеческих конфликтов, по Жирару, находится миметическое, то есть подражательное желание: мы желаем того, чего или кого уже пожелал кто-то другой.
Источник: www.baznica.info