
Авт: Юлия Зайцева
Вечер «Александр Мень: 2025 год», посвященный 90-летию известного православного пастыря, миссионера, библеиста состоялся в день его рождения, 22 января, в Культурном центре «Покровские ворота». О. Александр Мень погиб 9 сентября 1990 г. от рук неизвестных убийц, но наследие его – проповеди, лекции, книги уже более 30 лет приводят к Христу многих людей. Организаторы вечера предложили для осмысления вопросы: на какие вопросы нашего времени отвечает свидетельство о. Александра Меня? О чем он говорит нам сегодня?
Чтобы ввести многочисленных участников вечера в контекст времени, в котором сформировался о. Александр, Алексей Юдин, историк и телеведущий, вспомнил его отрочество в московской школе №554 (ныне 1060) на Щипке, в которой двумя классами старше учились Андрей Тарковский и Андрей Вознесенский. Перемежая свой рассказ цитатами из великого режиссера и знаменитого поэта, Юдин говорил о безрадостной атмосфере послевоенного детства, дворовой шпаны. Тем удивительней, что Александр в это время читал совсем не детские книги: Толстого, Достоевского, Ренана, Спинозу, Декарта, раздобыл и изучал дореволюционный курс богословия. Еще до начала хрущевской оттепели все трое – Тарковский, Вознесенский и Мень – ощутили «подспудную внутреннюю свободу», которая так по-разному проявилась в творчестве каждого из них. «Это поколение сделало так много, что хватает и на сегодня», – сказал Юдин, а выступавшие далее развивали эту мысль.
Протоиерей Владимир Шмалий, богослов, доцент кафедры богословия МИФИ сосредоточился на том, как неоднозначно, с непременными оговорками воспринимается богословское наследие о. Александра Меня сегодня. Несмотря на то, что многие значимые фигуры в РПЦ «испытывали глубочайшее уважение» к о. Александру, вопрос о характере его богословия на институциональном уровне не поднимался, чтобы якобы «не провоцировать разделение» в церковной среде. Однако о. Владимир уверен, что пути для этого сейчас есть. Во-первых, в русской мысли вызревает такое направление, как «философская теология» (он назвал труды С. Коначевой, В. Шохина, К. Антонова), и это дает возможность философско-теологического рассмотрения наследия о. Александра. Во-вторых, с появлением в учебных заведениях России теологии и утверждения ее статуса как научной дисциплины, с усвоением академического подхода к теологии в духовных школах РПЦ появилось «пространство, где реализуются академические стандарты непредвзятости, но при этом наследие о. Александра могло бы обсуждаться в контексте церковного опыта». Это дает возможность детально изучать важные аспекты его богословия – например, экклезиологические тезисы, отношение к проблемам науки в целом и эволюции в частности, отношение к экуменизму, что особенно важно для о. Владимира.
Андрей Шишков, теолог, преподаватель, не разделяет надежд о. Владимира на то, что богословское наследие о. Александра Меня может продуктивно обсуждаться в академической среде. По его словам, духовная и интеллектуальная работа в области богословия идет не на теологических кафедрах, которые «сегодня слабы, они стагнируют, там нет академической свободы». Но и о. Александр Мень – не академический, а «площадной» богослов, из тех, что выступали в дискуссиях на агоре в греческих полисах. Поэтому его богословие может быть востребовано сейчас на новых «площадях» – в полемическом пространстве социальных сетей, в чем Шишков убеждается при общении со студентами.
Кроме того, он вспомнил слова из последней публичной лекции о. Александра: «История христианства только начинается». Это «смелая, революционная мысль», которая не отрицает две тысячи лет христианства, всей его истории и Предания, но задает «евангельскую стрелу времени, указывает путь в будущее». И за 35 лет религиозной свободы в России эта мысль не теряет актуальности, поскольку процесс «духовного возрождения как бы случился, но без духовного пробуждения», отметил Шишков.
Отношение о. Александра к экуменизму, столь пререкаемое в православной среде, стало центральной темой выступления его духовной дочери Ирины Языковой, искусствоведа, преподавателя Библейско-Богословского института св. апостола Андрея. Она объяснила, что доброжелательное и заинтересованное отношение о. Александра к другим деноминациям и религиям «вытекает из цельности его мировоззрения, в центре которого всегда был Христос». «Попробуйте навести фокус на Христа», – говорил он своим духовным чадам, которые в 70-80-е гг. не были чужды поискам разных учений. Изучая другие религии, знакомясь с представителями других конфессий, о. Александр никогда не был сторонником «смешения вер». Он считал, что самое важное для всех христиан – Христос, и тогда «что же нам делить с католиками и протестантами?» Он любил присловье про «перегородки, которые не доходят до неба», и считал, что разногласия между христианами вторичны, но это не значит, что их нет, сказала Языкова. Поэтому, благословляя своих прихожан на паломничество в экуменическую общину Тэзе во Франции, он напутствовал их «вернуться еще более православными», потому что знакомство с опытом других конфессий позволяет лучше узнать и оценить свою традицию. И это открывало «вселенское измерение экуменизма», открытое, вдумчивое и взаимно обогащающее, при этом ничуть не опасное для православного «стояния в вере».
Этот опыт цельного христианского сознания, на котором строится отношение к разным «другим», очень ценен и помогает многим людям именно сегодня, когда «все связи распадаются, а конфронтация только нарастает», полагает Языкова.
Михаил Базлев — старший преподаватель Учебно-научного центра изучения религии РГГУ, представитель молодого поколения, который много знает об о. Александре Мене от своих родителей. Ему кажется ключевым сегодня восприятие наследия священника не столько с точки зрения поиска ответов на вопросы, «слов и концепций», сколько как «модели действий христианина в общества», которая сейчас очень требуется». И о. Александр в этом смысле являет разносторонний пример пастыря, интеллектуала, богослова, религиоведа со своей способностью вести диалог и стремлением понять взгляды других людей.
Архиепископ Павел Пецци, ординарий Архиепархии Божией Матери в Москве, в своем выступлении поставил рядом два имени – о. Александра Меня и итальянского католического священника Луиджи Джуссани. Оба они, по словам Пецци, в своем опыте пришли к выводу о том, что «необходимо донести евангельскую весть до современного человека». От обоих священников «родились потоки учеников»: архиепископ знает людей из многих стран, вдохновленных книгами о. Александра, а о. Джуссани основал целое движение «Comunione e Liberazione» (CeL; «Общение и освобождение»). Оба священника придавали большое значение живому религиозному опыту. Архиепископ рассказал о том, как о. Александр был «поражен» книгой о. Джуссани «Религиозное чувство», написал к ней послесловие и посоветовал для русского издания другое название «Реальность, разум и религия», что, как он считал, более внятно для советских людей (книга вышла в 1986 г.). Архиепископ зачитал значимые цитаты из послесловия о. Александра, которые показывают глубокое проникновение в мысль итальянского священника о подлинности религиозного опыта; о восприятии реальности, «потому что реальность есть Христос»; о поисках смысла и «серьезном отношении к жизни».

Христос был центром и смыслом жизни о. Александра, продолжил архиепископ. Он вспомнил слова о. Александра, которые тот сказал итальянскому священнику, желавшему вовлечь его в какие-то социально-политические проекты: «Все мое время отдано Христу, чтобы Его проповедовать». «Наследие о. Александра – толчок вперед для нас сегодня…, только если мы будем сохранять весть о Христе как источник и цель нашей деятельности», – заключил глава Архиепархии.
Источник: www.blagovest-info.ru