
Люди могут не соглашаться с тем, является ли Иисус Царём, но несомненно одно — в это пасхальное время он правит в кинотеатрах.
Уже третью неделю подряд фильм о Иисусе входит в десятку самых кассовых в США. Три недели назад «Избранные: Тайная вечеря. Часть 1» заняла третье место. На прошлой неделе «Часть 2» поднялась до того же третьего места, а «Часть 1» оказалась на седьмом. В минувшие выходные анимационный фильм от Angel Studios «Царь царей» занял второе место, «Избранные: Тайная вечеря. Часть 3» — шестое, а «Часть 2» — десятое.
И это ещё не все фильмы о Иисусе в этом сезоне. Продюсированный Крисом Томлином фильм «Тайная вечеря» также входил в топ-10 в первые две недели после выхода в марте.
Америка всегда была страной с христианским большинством, поэтому неудивительно, что фильмы о Иисусе, такие как «Хитон» и «Царь царей», когда-то были основой Голливуда. Всё изменилось после негативной реакции христиан на фильм «Последнее искушение Христа» — и только Мел Гибсон возродил жанр с «Страстями Христовыми».
Каждое новое поколение по-своему изображает Иисуса — это многое говорит о приоритетах как авторов, так и аудитории. И последнее поколение не стало исключением.
Иисус в фильме Томлина «Тайная вечеря» отражает стремление христианской общины к верности Писанию — зачастую в ущерб художественному качеству. Продюсер фильма Майкл Скотт неоднократно подчёркивал в интервью важность библейской достоверности:
«Мы привлекали богословов и пасторов, чтобы они посмотрели фильм. Мы даже пересняли некоторые сцены, чтобы убедиться, что то, что мы показываем на экране, соответствует Слову Божьему. Это очень важно, потому что Слово имеет силу. Его не нужно изменять».
Однако этот фильм получил наихудшие отзывы среди всех версий Иисуса в этом году и стал наименее успешным с финансовой точки зрения. Это не должно удивлять. Как я отметил в своём обзоре, хотя этот Иисус и был верен Библии, он был лишён жизни. В этом смысле фильм отражает критику западного христианства от таких авторов, как Макото Фудзимура («Искусство + Вера»), Тайлер Стэйтон («Знакомый незнакомец») и Род Дреер («Жить в чуде»): религия, где один разум и нет сердца, стремление к истине, но не к красоте.
Роберт К. Джонстон в своей книге «Духовность в кино» пишет, что это восходит к протестантскому недоверию к образам и приоритете слова как источника истины. Если и есть версия Иисуса, которая показывает стремление соединить разум и сердце, то это «Избранные». Иисус из сериала «Избранные» удачно сочетает истину и красоту — ум и чувства — христианской веры. Это одна из причин его успеха в прокате в Великий пост.
Одним из самых постоянных достоинств сериала считают его способность сбалансировано показывать как божественность Иисуса, так и его человечность. Режиссёр Пол Шрэйдер сказал об этом так:
«В центре истории — Иисус, не как сверхчеловек, а как раввин из Назарета».
Американский евангелист Грег Лори похвалил Даллас Дженкинса и сценаристов за то, что они
«изобразили Иисуса и его учеников как настоящих, приземлённых людей».
Он особо выделил сцену встречи Иисуса с Никодимом из первого сезона:
«Это были не просто актёры, повторяющие строки из Евангелия от Иоанна, глава 3. Это были два живых человека, ведущие реальный разговор о духовных вопросах, способных изменить жизнь».
«Я всегда ищу в историях об Иисусе баланс между человечеством и божеством».
Он привёл в пример старые фильмы «Иисус из Назарета» — хорошо передавали божественное, но не человеческое; «Иисус 2000» — наоборот, убрали божественное, сделав Его просто «клёвым парнем».
«И мне кажется, что Джонатан Руми отлично справляется с обеими сторонами этой монеты», — добавил Джанс.
Уровень мастерства, с которым соединяются ключевые богословские истины (например, сочетание божественного и человеческого в Иисусе) с художественным качеством, — вот одна из причин популярности «Избранных». Именно поэтому режиссёры из окружения Дженкинса — Джон Эрвин, Энди Эрвин и Джон Ганн — получают выгодные контракты на религиозные фильмы с такими компаниями, как Lionsgate (распространяющая фильмы Kingdom Story Company, например, «Иисусская революция» и «Несокрушимый мальчик») и Amazon (которая сняла «Дом Давида» и выпустит следующие сезоны «Избранных»).
Голливуд давно видел потенциал религиозного кино, но не понимал аудиторию настолько, чтобы делать для неё успешные фильмы. Сейчас, когда сами христиане научились снимать качественно, крупные студии охотно сотрудничают с ними — ради взаимной выгоды.
Иисус из «Царя царей» — это тот, о котором мы рассказываем детям. Среди американцев христиане чаще всего ориентированы на семью, и потому неудивительно, что они хотят видеть такие образы Иисуса, которые можно показать своим детям. «Царь царей» продолжает традиции воскресной школы, Veggie Tales и иллюстрированных Библий. В этих версиях акцент делается на доброте и мягкости Иисуса — таком образе, который ближе мамам-христианкам.
Как писала Нэнси Пирси, такой «кроткий и смиренный» образ Иисуса особенно укрепился в христианстве во времена промышленной революции, когда женщины стали доминирующей аудиторией в американских церквях. В «Царе царей» мальчик вначале хочет быть как король Артур — с мечом и победами, но к концу отец учит его любить Иисуса — за доброту и милосердие.
«Царь царей» занимает уникальное место в будущем религиозного кино: детская анимация. Анимация раньше была слишком дорогой для малобюджетных религиозных студий. Но теперь, когда такие студии получают больше средств, а технологии удешевились (прошлогодний победитель «Оскара» за лучший анимационный фильм был сделан независимо), нас ждёт больше религиозной анимации. Уже анонсированы «Приключения Избранных» (о детях, встретивших Иисуса во 2-й серии сериала) и «Свет миру» — оба проекта для детей.
Успех недавнего «Майнкрафт-фильма» показал: рынок детского кино — очень перспективный. Но и вызовы есть. Большинство детских фильмов делают для детей с учётом родителей. А религиозные фильмы делают для родителей — с расчётом на детей. Поэтому остаётся открытым вопрос: сколько времени нужно, чтобы детская религиозная анимация нашла свою версию «Избранных», где всё будет в идеальном балансе?
Америка любит кино и любит Иисуса. Поэтому можно с уверенностью сказать: оба останутся с нами надолго. Можно даже сказать, что это мир Иисуса — а мы просто в нём живём. Это актуально для верующих во все времена. Но сейчас это ещё и правда о лидерах американского кинопроката.
Джозеф Холмс — номинированный на премии режиссёр и культурный критик из Нью-Йорка. Он — соавтор подкаста “The Overthinkers” и одноимённого сайта theoverthinkersjournal.world, где вместе с коллегами рассуждает об искусстве, культуре и вере. Его другие работы и контакты доступны на josephholmesstudios.com.