
Библейский текст: Ис 40:26–31 1Пет 1:3–9 Мк 16:9–20
9 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим;
11 но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили.
12 После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.
13 И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.
14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.
15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет.
17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
19 И так Господь, после беседования с ними, вознёсся на небо и воссел одесную Бога.
20 А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.
Проповедь:
Дорогие братья и сестры,
Сегодня, в Фомино воскресенье, мы обычно читаем историю о неверующем Фоме, который услышав от других апостолов о том, что Господь воскрес, не мог себе этого вообразить, и воскликнул: «Пока я не увижу следов от гвоздей на Его руках, не коснусь их пальцем и не потрогаю рану в Его боку, я не поверю». Этот эпизод описывается у евангелиста Иоанна.
Но сегодня нам представлена другой эпизод. Из Евангелия от Марка (16:9-20), который повествует о первом явлении воскресшего Иисуса, и... как ни странно, вновь о сомнениях, о последующем неверии учеников.
«Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили».
Не зря первое воскресенье по Пасхе носит латинское название Quasimodogeniti, которое можно перевести как: «...подобно новорожденные младенцы». Сегодня речь пойдёт о вере. Практически детскому доверию которым наделены младенцы. Они просто полагаются на любящие руки родителей, не в состоянии рассуждать о том, насколько глубока любовь последних.
Можем ли мы проверить Любовь Бога? Оценить глубину Его жертвы? Да, наверное насколько то можем, исходя из наших собственных представлений, личного опыта. Однако Жертва Христа это жертва Божьего Сына, этот опыт превосходит любое человеческое представление, любое знание, даже самое, что ни на есть, конкретное.
Вообще воскресение Иисуса Христа это потрясающее событие, оно не просто превосходит законы природы, но и являет собой уникальный пример Божьего Промысла. Поверить в это событие только потому, что где-то об этом слышал, на самом деле непросто.
Как заметил евангелист Марк, апостолы не поверили поначалу ни Марии Магдалине, которой довелось первой увидеть воскресшего Господа (мы недавно слышали этот эпизод в день Пасхи), ни Луке с Клеопой, которым Иисус явился по дороге в Эммаус (Мк 16, 9-13).
Эта история о неверии апостолов показывает, что сомневающимся был не только Фома. Каждому в жизни приходится сталкиваться с вопросом, а где Господь с обещанным чудом? Прочему в мире происходят те, или иные страшные вещи? Если Бог есть, почему не вмешается? Причём обязательно сейчас же, сиюминутно, если не сиюсекундно…
И вот, когда оказывается, что Господь рядом, и демонстрирует своё Воскресение, многие не готовы се воспринять. «… и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили»
Да, насколько же это некрасиво выглядит. Только вдумаемся, Мария Магдалина, освобожденная от мучительной власти семи бесов, первая удостаивается видеть воскресшего Господа. Она, преисполненная радости и трепета, спешит к ученикам, скорбящим и плачущим о потере своего Учителя. Она несёт им весть, которая должна была бы разорвать завесу печали и наполнить их сердца ликованием: "Он жив! Я видела Его!"
Но что дальше? Неверие. Они не верят Марии.
Затем Иисус является двум ученикам по дороге в селение, и снова – неверие. Они рассказывают остальным, но их слова остаются неуслышанными.
Почему? Почему они, которые видели чудеса, слышали Его учение, были свидетелями Его страданий и смерти, не могли поверить в Его воскресение? Возможно, их сердца были настолько переполнены горем и разочарованием, что не могли вместить в себя невероятную реальность воскресения. А возможно их представления о Мессии были настолько далеки от реальности воскресшего Господа, что они просто не могли принять это.
Как далеки порой наши человеческие представления о Божественной Реальности? Что мы ищем?
Вот довелось мне как то общаться с представителем некой группы «методологов» Такая секта. Они не могут говорить ни о чем другом кроме власти. Якобы «правильные» знания, помогут их представителям достичь определённых высот в жизни, стать руководителями, элитой, как они говорят - «человеческих масс». Причём для чего это им? Я так и не смог понять. Читают все подряд, все видят в одной плоскости — массы, элиты, управление подчинение…
Даже осторожный разговор о Божественной реальности, разговор о Пасхальной радости сводится в итоге к тому, как христиане, с помощью фанатичной жертвенности за три века захватили власть в Римской империи. Ну вот какая цель оказывается у них была — жертвовать собой, во имя будущей власти христианской церкви. Аккуратно не раз заданный вопрос к собеседнику: а зачем нам (христианам) это нужно, так и остался без ответа. Как же это же власть! И все тут. Беда, когда голова забита ложными блестяшками. Ни смысла жить, ни вкуса к жизни. Что такие люди ищут? Для чего живут?
Но это беда не только методологов. Это беда многих людей. Что для каждого из нас важно? Какого Бога ждём? Ведь так может статься, что вовсе не Воскресшего. Тогда появление Его в нашей судьбе может оказаться полной неожиданностью.
Хорошо, если это перевернёт представления о важном, заставит задуматься о чем-то ином чудесном, никак не связанном с нашими сиюминутными ожиданиями.
И все же свет Воскресения пробивает завесу неверия! Да, это не всегда происходит моментально, сразу, порой для этого требуется время. Обстоятельства жизни, что могут способствовать переоценке ценностей когда, наконец, воскресение Господа становится единственной надеждой. Апостол Петр, один из тех, кто испытал упрёк за неверие, пишет в своём послании: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому…» (1 Пет 1:3).
Петр напоминает нам, что воскресение Иисуса – это не просто исторический факт, но основа нашей надежды, залог нашего спасения. Благодаря воскресению мы имеем «наследие нетленное, чистое и неувядаемое, хранящееся на небесах для вас» (1 Пет 1:4). Эта надежда не зависит от наших чувств или обстоятельств. Она основана на твёрдой и незыблемой истине: Иисус Христос воскрес! И это вне зависимости от того, к чему стремимся, чего хотим, во что верим.
Апостол Петр говорит, что мы можем радоваться даже в скорбях и искушениях, потому что наша вера, «испытанная огнем», окажется «к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Пет 1:7). Воскресение Иисуса даёт нам силу преодолевать трудности, противостоять искушениям и жить жизнью, угодной Богу.
И вот после упрёка за неверие Иисус даёт ученикам повеление, которое звучит как эхо и сегодня: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Марка 16:15). Это повеление – не просто призыв к миссионерству, это призыв стать Церковью. Принять Миссию Самого Господа. Тут мы видим, что слова сии не публичны. Мы читаем что Иисус «явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери». Да, последователей у Него было много. Мы в евангелии находим историю 5000 человек слушавших Его, и все же с передачей ответственности за проповедь Евангельской Вести Господь обращается лишь к самым близким. К одиннадцати. Почему? У меня нет ответа. Таково Его решение. Почему Он решил спасти нас? Почему взошёл на Крест? Почему Любовь Бога к нам столь велика? Не знаю, у меня нет ответа. Но есть слова благодарности, которые звучат каждый день в личной молитве. Поистине Бог являет Себя нам Любящим Отцом, любящим без сомнений и причин. Настолько, что посылает ради нас, грешного, заблудшего человечества, собственного верного Сына. А тот в свою очередь даёт возможность избранным им людям служить миру Благой Вестью о Спасении. Там и где, сохраняется сей порядок, есть уверенность в том, что все по волеизъявлению Его, что Сам Иисус нам служит.
Посылая апостолов Господь обещает, что через их служение уверовавших будут сопровождать знамения: изгнание бесов, чудо понимания местных диалектов и языков, защита от опасностей и исцеление больных… Да, в Церкви служением священников и молитвой многое свершалось, и продолжает свершаться самое главное чудо, Сын Божий оказывается как никогда рядом с нами. Да, это конечно не гарантия беззаботной жизни, но это реальность Воскресения, Пасхи, явленной в служении Церкви.
И вот, ученики, преисполненные Духом Святым, пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Их неверие сменилось верой, страх – смелостью, сомнения – убеждённостью. Они стали живым свидетельством Великой Божьей Любви миру.
Пророк Исаия говорит: «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по великой силе и могуществу у Него ничто не выбывает» (Исаия 40:26).
Исаия призывает нас увидеть величие и всемогущество Бога, сотворившего вселенную. Если Бог так велик и силён, как может кто сомневаться в Его способности победить смерть и даровать нам Вечную жизнь?
«Не знаешь ли? Не слышал ли, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? Разуму Его нет меры. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость» (Исаия 40:28-29).
Мы часто устаём, изнемогаем, теряем надежду. Но Исаия напоминает, Бог – источник силы. Он не утомляется и не изнемогает. Он готов дать силу, когда мы в ней нуждаемся.
«А надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся» (Исаия 40:31).
Вера в Господа, в Его Деяния и Установления, в Его Церковь – вот что даёт нам силу. Когда мы уповаем на Него, мы обновляемся в силе, как орлы, поднимающиеся в небо. Мы обретаем способность бежать и не уставать, идти и не утомляться.
Братья и сестры! Подобно ученикам, мы можем испытывать моменты неверия, сомнений и страха. Но давайте помнить, что чудо Воскресения Христова способно преодолеть любое неверие и даровать нам надежду и силу. Давайте поднимем наши глаза к небесам и увидим величие и всемогущество нашего Бога. Давайте уповать на Него, и не оставлять пути Церкви, где каждый может познать радость и силу воскресения! Аминь.