
Есть такая карточная игра, «Верю – не верю», наверняка вы в нее играли в детстве. Это когда всем раздаются на руки карты, а потом ведущий выкладывает несколько карт рубашкой вверх и говорит, например: «три шестёрки», а следующий игрок должен либо сказать: «Не верю!» и проверить одну из этих карт, либо «поверить» и добавить следующему игроку к имеющимся на столе ещё пару «шестёрок», и так по кругу.
Конечно, выигрыш тут зависит не столько от веры, сколько от умения читать выражение лица и разбираться, кто нахально скидывает ненужные карты и неумело хитрит, а кто честно избавляется от заявленных карт. Кто успел скинуть все карты, тот и молодец.
Такие игры были популярны не только в моем детстве, уже когда я стал взрослым и стал водить детей в походы, мы с подростками с удовольствием «убивали время» в поездах и электричках такими развлечениями. И я заметил тогда, что дети из неблагополучных семей более недоверчивы, скорее «не верят», чем «верят», и чаще проверяют полученные карты.
«Верю – не верю» - вся наша жизнь, по сути, построена на подобном риске и умении читать «покер-фейс». Я сейчас не столько о знании, не о фактах, а о том, что часто руками не потрогаешь – об отношениях, о чувствах даже. Рискнуть, сказав «верю», или вовремя услышать фальшь и отвергнуть? Недоверчивым быть плохо, можно пройти мимо настоящей дружбы, любви, стоящего дела. Слишком доверчивым быть тоже плохо, можно обжечься на всю жизнь, когда тебя обманут или предадут.
Но есть вещи базовые, где закладывается в нас этот опыт «правильного» доверия. Прежде всего, семья, мама и папа. Младенец не сомневается в материнской груди и в том, что его накормят и перепеленают. Маленький ребенок доверяет отцу, когда тот берет его на руки и подкидывает вверх. Потом приходит время друзей, учителей, сотрудников. Так должно быть в идеале. Но, обычно, всегда есть те, кто предают наше доверие и формируют в нас сомнения.
Родители не верят нам, что мы не разбивали стекло в школе. Учителя подозревают нас в обмане. «Когда-то друзья» рассказывают наши секреты всем. «Когда-то любимые» изменяют нам с другими. Правители используют нашу любовь к отечеству, чтобы бросить нас в бой за свои деньги и власть. Так мы и живем, от «верю» к «не верю», выгорая изнутри…
Но нельзя не верить никому, это паранойя. Всегда в нашей душе есть тот, к кому мы прибегаем, как к последнему оплоту. К тому, кто не соврет, кто, как мы думаем, не предаст никогда.
Так было и в тот день, две тысячи лет назад, с учениками Иисуса из Назарета. Очевидное – смерть Учителя – ввергла их в депрессию, разрушило всё, во что они верили. Учителя народа, фарисеи, отвергли Его и предали тем, кто должен был служить Ему – первосвященникам, а те, руками римлян, убили Его, пригвоздив ко кресту. Тот, Кто говорил, что Он есть Жизнь, испустил дух, как последний раб и преступник.
Когда разрушены основания, что сделает праведник? - восклицает псалмопевец (Пс.10:3). А и правда, что остается делать им, видя, как рушится все вокруг? Разве что – собраться вместе, чтобы поддержать друг друга. Разве что – напомнить друг другу Его удивительные слова, что Он когда-то говорил им? Даже женщины, принесшие весть о пустой гробнице и словах ангела, женщины из их круга, вызывали у них недоверие, помните? – «…Показались им слова их (женщин) пустыми, и не поверили им», - напишет дотошный исследователь Лука (Лук.24:11).
Остались в памяти лишь Его слова, такие странные слова о страдании за всех, такие невероятные – о грядущем воскресении. Что Он имел в виду? Может быть, воскресение в конце времен? Но куда тогда исчезло Его тело? Кто выкрал его из гробницы?
Растерянные, сломленные, обескураженные собрались они вместе.
«Собрались» – вот исходное положение Церкви, ведь даже само это слово, «церковь», означает «собрание». Это исходное положение, но недостаточное. Да, они вместе, но чего-то не хватает.
И вот, в их круг, круг полный сомнений и воспоминаний входит Воскресший. И вместе с Ним в их сердца входит Божий мир:
19 В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас.
22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
(Иоан.20:19-23)
Присутствие Христа среди учеников меняет все. Вновь они вместе с Ним, вновь они – Церковь, вновь врата ада повержены. Слова Его стали делами, их исповедание наполнилось Духом, а крест из поражения стал победой.
Но этого не может быть, скажете вы, такого никогда не было.
И это правда. Но было время, когда не было ничего, пока, по воле Его, силой Его слова, всё не стало быть. Чудо творения, которому не было свидетелей, сменилось чудом Воскресения, и они стали его свидетелями и участниками.
Почти все.
Двоих не было среди них, помните? Один, предавший Его, убежал ото всех, чтобы найти свой конец в отчаянии и петле, а другой…
Другой просто не хотел никого видеть. Мы ведь тоже часто, в наших проблемах, ищем уединения, чтобы не делить своего горя ни с кем. Чтобы наши слезы, наше отчаяние и вина криком затихали среди четырех стен.
Горе Фомы вышибло его из совместного переживания, из того, помните?, исходного положения Церкви – «собираться». И когда другие ученики, наконец встретив его, сказали ему о невероятном, о Воскресении, он не поверил. А кто бы поверил на слово?
24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. (Иоан.20:24,25)
Как мы обычно реагируем на недоверие к нашим словам, особенно к тем, что кажутся нам невероятно важными? Мы обижаемся, мы говорим – ну и ладно, как хочешь, не веришь – не надо!
И уходим.
Но Церковь, как и Христос, не делают так. Они предлагают попробовать. Ещё и ещё раз.
Церковь предлагает прийти, собраться вместе с теми, кто верит, а Христос – предлагает протянуть руку и испытать… И тогда происходит чудо, чудо сродни воскрешению мертвого тела – неверующий обретает веру, Христос спасает еще одну душу, а Церковь становится больше на одного человека.
26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! (Иоан.20:26-28)
Так завершилась история Фомы, прозванного в народе «неверующим».
Но наша история была другой. Мы с вами не были в кругу Двенадцати, не стояли в запертой горнице рядом с Апостолами и Воскресшим, мы не протягивали наши руки к Его ранам…
Мы из той когорты, которые, как сказал Господь, «не видевшие и уверовавшие».
И блаженны мы, потому, что сделали шаг ко Христу, сокрытому в словах Евангелия, в воде крещения, в хлебе и вине причастия.
Когда мы протягивали руки, они касались лишь земных вещей. Но именно там, в свидетельстве Апостолов, в прикосновении Фомы к ранам и в его восклицании – истоки нашей веры, наша «точка опоры»
Один из Апостолов, очевидец и свидетель всех этих событий, Иоанн, так напишет в своём Послании:
6 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию (и Духом), не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.
7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.
1 Ин 5
Некоторые исследователи Нового Завета говорят, что это более поздняя вставка, добавление к Иоаннову письму, но это не суть важно.
Важно другое – уже во времена Апостолов, свидетелей величайшего чуда воскресения Иисуса из мёртвых, вера строилась не на очевидном прикосновении, а на том, что нам всем оставил Воскресший, как Своё прикосновение – на Таинствах.
На воде крещения, что облекает нас во Христа.
На Его теле и крови, что в Причастии приводят нас к нашей самой главной и самой интимнейшей встрече с Ним.
И именно эти прикосновения Воскресшего к нам рождают в нас веру и ведут нас по пути вечности.
10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.
12 Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. 1 Ин 5
«Веришь – не веришь» - так устроена наша жизнь, говорили мы вначале. Часто мы сомневаемся и не верим. Часто – уходим в глухой отказ: «Не поверю, пока не увижу, пока не потрогаю…» Но Тот, Кто создал этот мир терпелив. Он ждет нас там, где сказал. И там, где мы вместе, Он протягивает нам Себя и открывает наши глаза.
Христос воскрес, братья и сестры, и ждет нас сегодня, здесь и сейчас. Что мы можем сказать в ответ?
«Верю» или «не верю»?
«Как знать?» или «Воистину воскрес!».
Или же, как наш сегодняшний герой, человек по имени Фома, сказать, опустившись на колени: «Господь мой и Бог мой»…
Ред 2025, Таллинн
Pavel Zaiakin, [27.04.2025 20:09]