Библейский текст: Исх 33:17б–23 Рим 12:9–16 Мк 2:18–22
18 Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?
19 И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься,
20 но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
21 Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
22 Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.
Проповедь:
Дорогие братья и сестры,
Сегодня мы обратимся к важному отрывку из Евангелия от Марка. Этот текст помогает нам задуматься о том, как мы живем, обладая верой, что для нас традиция и что вера? И как воспринимаем Божью благодать?
Ученики Иоанна Крестителя и фарисеи задают Иисусу вопрос: почему Его ученики не постятся, как они?
Этот вопрос отражает их недоумение. Они привыкли к определенным религиозным практикам, которые считали обязательными. Но вот Иисус отвечает им притчей: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?» (Мк. 2:19).
Здесь Господь сравнивает Себя с Женихом, а Своих учеников — с гостями на свадьбе. Тут на память приходит и история свадьбы в Канне Галилейской. Эпизод превращения воды в вино, описанный у другого евангелиста Иоанна (Ин 2:1–11). Мы часто в этот день также читаем его. Это еще одно чтение, которое возможно по календарю на сегодня.
В обоих текстах. И нашем сегодняшнем, и в евангелии от Иоанна говорится о свадьбе. Свадьба это время радости. День, когда рождается новая семья, место любви, дарующее шанс на появление новой жизни. Только там, где любовь, понимание и тепло, возможен рост нового.
Понятно, что в сей светлый момент пост, как выражение скорби или покаяния, просто неуместен.
Иисус говорит, что пока Он с ними, они не могут поститься, потому что Его присутствие — это источник радости и благодати. Но Он также предупреждает: «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2:20). Это пророчество о Его смерти и о времени, когда ученики будут скорбеть и поститься.
Этот отрывок учит нас, что пост — это не просто внешняя практика, а выражение внутреннего состояния. Пост имеет смысл, когда он связан с нашей духовной жизнью, с нашим отношением к Богу. Важно помнить, что Иисус — это источник нашей радости, и Его присутствие в нашей жизни должно наполнять нас благодарностью и ликованием. А то, что радует, всегда притягательно. Так давайте подумаем, насколько притягательна для людей церковь, место встречи с Господом? Для того, кто сегодня здесь, очевидно да, а вот для тех, кто не пришел? Возможно их жизнь сейчас напоминает пост? Полна скорби? Обыденна и пресна? Может, но Господь предлагает это исправить. Когда Он приходит, есть повод для праздника. Даже в самые темные часы жизни.
Да, иногда может показаться, что нет надежды, что мир погряз в трясине грехов человеческих и никогда не выберется из нее. Что вновь и вновь, стремясь к чему-то лучшему, человек соскальзывает, и тогда все идет опять по замкнутому кругу, и нет надежды. Люди даже религию такую придумали – вера в реинкарнацию. Материальный мир мол живет вечно, перерождаясь в разных формах. Непрекращающийся ад взлетов и болезненных падений, вгоняющих в депрессию извечного разочарования.
Но все это конечно выдумки. Да, конечно все новое появляется на свет из того, что уже некогда имело место. И, вроде нет выхода. За днем приходит ночь и наоборот.
И все же Господь есть Тот, Кто победил цикличность старого мира. Он так и говорит о Себе: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани» (Мк. 2:21). Новая ткань, не прошедшая усадку, порвет старую одежду, и дыра станет еще больше. Также Господь добавляет: «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие» (Мк. 2:22). Молодое вино, которое еще бродит, разорвет старые мехи, и вино вытечет.
В Ветхий мир нельзя влить новое вино. Не стоит цепляться за старое, нужно смотреть в будущее. А не в мир, замкнутый на своем постоянном умирании.
Эти притчи показывают, что Слово Господа — это не просто некое «дополнение» к старому закону или традициям. Это нечто радикально новое, что требует новых форм, нового сердца, нового образа жизни. Ветхие мехи — это старый образ жизни, некие установления и привычки, что не могут вместить благодать и свободу, которые приносит Христос. Новое вино — это Евангелие, которое преображает человека изнутри.
Это новая вера. Человек отнюдь не безрелигиозен, как думают иногда. В частности, довольно популярный теолог, Дитрих Бонхеффер, предлагал именно так видеть будущее христианства, как христианства безрелигиозного. Он считал религиозность частью грешного бытия человека, и предлагал от нее отказаться. Отделив веру от ее религиозной формы. Однако подлинная вера — это Дар Небес. Это то, что приходит свыше и, даже если религиозность ограничить только понятием формы, в которой выражается вера, т.е. внешним проявлением (хотя это гораздо глубже и больше), даже в этом случае она будет несомненно важна, ибо дает шанс выразить то, что присутствует в душе.
Радость от присутствия с нами Господа у религиозного человека обязательно выразится в форме праздничного поклонения. Конечно, не стоит устраивать поклонение ради поклонения, однако отказываться от нового, праздника, подчеркивающего обновленное состояние обретшей Спасителя души, тоже неверно.
Да, христианская вера — это не просто следование внешним правилам или традициям. Иисус сегодня призывает нас к живым, искренним отношениям с Ним, в том числе и в самой традиции. Ведь что есть христианская традиция, как не следование за Господом?
Он — наш Жених, и Его присутствие в нашей жизни должно быть источником радости и вдохновения. Сегодняшний текст учит нас быть открытыми для новизны, которую приносит в жизнь Бог. Он буквально призывает нас выпасть из круговерти обыденности. Нам удобно цепляться за старые привычки, или представления, которые кажутся надежными и никогда не подводили вроде бы…
Однако давайте подумаем, а что Бог хочет сделать в нашей жизни? Хотите ли вы изменений к лучшему? Тогда не стоит их (изменений) боятся стоит готовиться к ним. Но, опять же не ради самих изменений, а ради Бога.
Как призывает нас в другом сегодняшнем чтении апостол Павел: «духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве — постоянны» (Римл. 12.11-12)
Приходите к Богу в Церковь, на Его Пир. Пусть Слово и Таинства преобразуют нас, станут ключом, позволяющим открыть дверь в Новую жизнь.
Да, пост, внешняя, благочестивая молитва, добрые дела, все это замечательно, однако —се должно исходить из сердца, которое любит Бога и стремится к Нему. Внешние практики без внутреннего содержания теряют всякий смысл.
И молитва обретает силу, если искренна
Есть одна древняя христианская история, которая, пожалуй, много говорит нам о силе такой молитвы к Богу. Вот она:
Одна блудница, христианка по крещению, но давно забывшая наставлений святой веры, встретилась с женщиной-язычницей, находившейся в отчаянии из-за смертельной болезни единственного сына. Вы знаете как язычники относились ко христианам первых веков, но в страшном горе, в полном отчаянии, мать стала умолять блудницу, чтобы та вспомнила о Боге и помолилась об исцелении ее сына. Язычники не раз слышали о том, что христиане веруют в Воскресшего и Воскрешающего, вот и здесь, пребывая в полном отчаянии, язычница решила, что кто знает, вдруг поможет…
Блудница была глубоко удивлена этой просьбой матери, но, видя отчаянную надежду последней, и будучи не в силах видеть ее горе, она все же воззвала к Господу, хотя и понимала свое недостоинство: «Не ради меня, грешницы окаянной, но слез ради матери, отчаянно скорбящей о сыне своем, но в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, твердо уверенной, исцели, Господи, сына ее». И…
Господь исцелил. Это был хороший знак для обеих женщин, заставивший их задуматься о том, что пора бы поменять свою жизнь, дав в ней приоритет Воле Господа надо всем тем старым, что со временем окрепло и сложилось в их жизнях.
Что же дорогие братья и сестры, пусть не пугает нас ни наше прошлое, ни смутное будущее. Давайте будем искать живого общения с Господом, нашим Женихом. Откроемся для новизны Его благодати и позволим Ему преобразить нашу жизнь. И пусть наша вера будет не просто следованием традиции, а искренним ответом в ней на любовь Бога, который пришел к нам, чтобы дать нам жизнь с избытком. Аминь.