Распятие в храме

Сегодня литургически, после сорока дней блуждания по пустыне, мы начинаем входить в тайну, ведущую к земле обетованной. Нам нужно понять, в чем нам предстоит участвовать: в священной игре в качестве «человека играющего» (Homo ludens лат.), особенно в игре рассказывания истории, которая становится, во-первых, ключом к загадке нашей собственной жизни; во-вторых, ключом к тайне всего бытия и существования.

Слово “тайна” может натолкнуть нас на мысль об историях Агаты Кристи, или о Шерлоке Холмсе, где все загадки распутываются и объясняются рациональным способом. Или, что интереснее, оно наводит нас на мысль о термине mysterion, который двадцать семь раз встречается в Новом Завете, и означает мистическую реальность, которую может ощутить каждый, но которая является сверхнадрациональной или сверхлогической. В древности «мистериальные религии» были культами, с помощью которых адептов ритуально посвящали в тайны, которые никогда не должны были открываться посторонним. Раннее христианство имеет некоторое сходство с ними, но с той большой разницей, что, по словам апостола Павла, «тайной является Христос в нас, надежда грядущей славы». Пересказывание истории Иисуса через Священное Писание является основным ритуалом Страстной недели, наполненной другими литургическими таинствами, которыми может наслаждаться даже ребенок – и какими можем наслаждаться и мы, если только сможем быть «как дети». В центре нашей общины в Бонво, если позволяет погода, мы проводим процессию Вербного воскресенья с осликом, которого нам одалживает сосед. А в Великую субботу, во время Пасхальной Мессы, мы делаем то, что обычно нравится всем – зажигаем мистический костер.

Тайна – это то, с чем мы сталкиваемся, но что ждет раскрытия и интерпретации. Мы чувствуем, что пробуждаемся в тайне, как иногда пробуждаемся во сне. В истории, в которую мы входим, скрыто множество архетипов. Если мы сможем тонко вслушиваться в историю, это поможет нам приблизиться к корням сознания; и мы ощутим внутреннюю структуру смысла, которая является частью реальности, а не концептуальное объяснение, которое мы навязываем сами. Мы ощутим такой особый вид смысла, который проявляется как глубокая связь и резонанс, затрагивающий наш собственный интимный жизненный опыт, неполный – но полноценный. Мы – это история, которую мы рассказываем о себе самих, но то, что мы рассказываем, во многом зависит от того, кому мы это рассказываем и как нас слушают, а также от того, какая связь устанавливается между нами и нашими слушателями.

Место действия истории Страстной недели – мистический город Иерусалим, священный для трех величайших мировых религий. Люди до сих пор не могут мирно сосуществовать в нем, возможно потому, что недостаточно внимательно прислушиваются к историям, которые рассказывает о нем каждая из них. Сегодняшний день открывается радостными возгласами толпы, подобно поздравлениям футбольной команды, успешно возвращающейся домой после чемпионата мира. Иисус – Пророк, которого они ждали. Осанна! История вскоре заканчивается неприятием и поражением, распятием на Голгофе, свалке священного города. 

Но эта история бесконечна благодаря присутствию, вечному присутствию, которое мы переживаем в этих событиях – и в центральной фигуре этих событий. Присутствие таинственно вечно, его невозможно передать словами. Но оно становится все сильнее и сильнее, пока после короткого и очень болезненного исчезновения не возвращается, принося с собой новое измерение реальности, более реальное, чем что-либо другое, и трансформирующее нашу жизнь.

Фрагменты из: о.Лоренс Фримен OSB «Великопостные размышления» 2023 г.

Источник: https://wccm.ru/