Bogdan de Barbaro

Если вы носите в себе гнев, проверьте его источники, а затем выпустите его. Выражайте его так, чтобы быть в гармонии с собой, но не разрушая другого», - говорит профессор Богдан де Барбаро в интервью Католическому агентству новостей. 

Петр Слабек: Мы беседуем в связи с публикацией серии «Ключи к Евангелиям» отца кардинала Гжегожа Рыся. Каково может быть психотерапевтическое значение чтения Евангелий?

Профессор Богдан де Барбаро: когда речь идет о психотерапии и чтении Евангелий, я думаю, что здесь есть много общего и много различий. Новый Завет играет разную роль для верующего и разную роль для неверующего. Для неверующего в лучшем случае он может быть своего рода вдохновением, для верующего — это исходный текст, в котором он ищет руководство к действию, к тому, как жить.

Важно, что терапевт не навязывает и даже не указывает ценности, а занимается тем, насколько эмоциональные проблемы человека мешают самореализации, вызывают страдания, конфликты и проблемы. Модус операнди терапевта не основан на ценностях, но это не значит, что он им противоречит. Он уважает ценности клиента и не ставит их под сомнение. Однако терапия больше работает с эмоциями и чувствами, эмоциональными конфликтами и проблемами.

Был ли у вас опыт использования библиотерапии - помощи в лечении посредством чтения книг? Здесь я сошлюсь на надпись над входом в крупнейшую библиотеку древности в Александрии: «Лекарство для ума».

- Отношение к книге как к источнику самопознания - популярный подход, и он меня убеждает. Поиск мудрости в философии, поэзии и художественной литературе может быть ценным, но важно понимать, что он подходит не каждому человеку.

Есть люди, которые не читают книг, но пойдут к психотерапевту, и наоборот: есть люди, которые никогда в жизни не пойдут к психотерапевту, но, например, хорошо знакомы с трудами Марка Аврелия. Однако есть и те, кто стремится к обоим решениям.

Каково терапевтическое значение формы притчи?

- К притче можно относиться как к некой аллюзии или метафоре, как к некоему образу, который не навязчив, а скорее вдохновляет. Это очень полезный инструмент в психотерапии. Очень часто мы обращаемся к метафоре или образу, чтобы не навязывать пациенту свои идеи и размышления, а создать пространство для свободного обмена мнениями. Притчи выполняют такую функцию. Этот метод характерен как для скотоводов, так и для терапевтов.

Не могли бы вы профессор прокомментировать с терапевтической точки зрения несколько евангельских отрывков? Например: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!» (Мф. 7:12).

- Этот отрывок можно легко перевести на терапевтический язык. Я твердо убежден, что открытость и взаимопонимание — это основа зрелой личности. Заповедь любить имеет свое терапевтическое значение.

Однако проблема в кабинете терапевта заключается в том, что даже если человек знает, что высшей ценностью жизни является любовь, ранние детские травмы могут помешать реализации этого постулата. По этой причине терапевт должен протянуть руку помощи, чтобы этот постулат взаимной доброты, взаимной любви, открытости, поддержки, дружбы был реализован. Это очень сложная задача, если кого-то в детстве бил отец, а мать эмоционально отсутствовала. В этом случае терапевт работает над тем, чтобы раны прошлого не мешали реализации этого требования. В этом заключается связь между евангельскими указателями и тем, что делает психотерапевт.

Короткий отрывок, относящийся к логотерапии Виктора Франкла: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матфея 6:19-21).

— Логотерапия, это подход, в котором этический ландшафт действительно близок к психотерапевтическому ландшафту. В логотерапии и в экзистенциальной терапии поиск смысла очень важен. В других терапевтических подходах он также важен, но не обязательно напрямую обращен к пациенту.

«Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.» (Мф 6:34).

— В пользу подхода, представленного в этом отрывке, говорит то, что особенно важно в гештальт-терапии: «здесь и сейчас». Но следует взглянуть на это и с другой стороны: может ли психотерапевт действительно сказать: «Не беспокойтесь о завтрашнем дне»? Я не уверен в этом, потому что, как бы то ни было, то, как мы действуем сегодня, во многом зависит от завтрашнего дня. Когда мы говорим своему 15-летнему сыну учиться, мы заботимся о том, чтобы у него было хорошее будущее. Если бы нас волновало только «здесь и сейчас», мы бы пошли и сыграли с ним в футбол на поле сегодня и не беспокоились о том, что ждет его в будущем.

Я сейчас немного банальничаю, но хочу подчеркнуть, что мышление терапевта заключается в том, чтобы одновременно рассматривать прошлое как причину и будущее как перспективу, что присутствует, как и прошлое, - в настоящем.

Поскольку мы говорим о религиозном мире, я хочу упомянуть святого Августина, который говорил, что существует три времени. Прошлое настоящее, настоящее настоящее, и настоящее будущее. В этом смысле можно сказать, что то, что происходит «здесь и сейчас», учитывает прошлое и будущее.

«Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.» (Мф. 5:23-24).

— Это, в свою очередь, вписывается в подход системной терапии. В нем акцент делается на отношениях с близкими людьми. Если, например, между братьями и сестрами существует напряжение соперничества, терапевт сначала захочет исследовать генезис - как складывались эти отношения в детстве, а затем сосредоточится на том, что происходит сейчас. Он попытается показать, насколько разрушительна эмоция агрессивного соперничества. Конкуренция — это хорошо, но соперничество, особенно зависть, — вот что может быть разрушительным для обеих сторон. Системный терапевт согласится с постулатами этого отрывка, но будет понимать, что недостаточно сказать «делай то-то и то-то», а нужно еще добраться до источника, познать его глубже, проработать и справиться с ним.

Мне кажется, что человеку, читающему этот отрывок, важно самому разобраться в источнике своих проблем в отношениях. Если она услышит это от постороннего человека, то может воспринять это как нечто чуждое, с чем она не сможет себя идентифицировать...

— Да, но терапевт может стать катализатором этой личной работы.

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоём глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:1-5).

— Прекрасный постулат и хорошо сочетается с терапией. В целом можно сказать, что терапевт также использует эту перспективу. В системной терапии нас призывают не судить, а только описывать отношения. Суждение очень часто означает обесценивание, агрессию, блокирование контакта. И если я хочу понять другого, то в то же время мне откроются мои собственные внутренние препятствия к пониманию другого. И снова мы обратимся к прошлому или прошлым травмам, которые мешают мне это сделать. Мы рассмотрим, для чего мне нужно осуждение. Возможно, оно нужно мне для того, чтобы разобраться с трещинами на моем автопортрете. В этом смысле суждение — это препятствие. В семейной терапии и терапии пар мы часто пытаемся превратить осуждение во взаимопонимание.

Так что отрывок подходит, но это не значит, что я могу использовать его в терапии, потому что, когда ко мне приходит пара, которая спорит и обвиняет друг друга, я не говорю им: «Не судите, да не судимы будете».

Конечно, ведь это было бы предписанием и обвинением.

- В таком случае мы прежде всего исследуем эмоции, стоящие за потребностью осудить другого. Например, мы чувствуем, что нас осуждают, и оказываемся втянутыми в этот танец взаимного осуждения.

«Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьёт, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5:21-22) Это последнее предложение очень прямое.

- Терапевты не пугают людей до смерти. Проблема гнева сложнее. Мы не говорим «подавляйте гнев», потому что подавление гнева может привести к самым разным негативным последствиям, а говорим «доберитесь до источника гнева и избавьтесь от него таким образом, чтобы никому не навредить».

Например, когда вы испытываете гнев внутри себя, доберитесь до его источника, а затем деэскалируйте его. Выразите его так, чтобы быть в мире с собой, но не уничтожить другого. Вы злитесь на своего отца, которому сегодня семьдесят лет, и он немощный пенсионер. Не идите к нему, чтобы отчитать, а напишите письмо, которое вы никогда не отправите, но в нем выразите свою печаль и расскажите о своих ранах. Возможно, таким символическим способом эта рана у вас затянется.

И последний отрывок, актуальный для системной терапии: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Мк. 10:7-8).

- Именно эту проблему в психотерапии называют кризисом покинутого гнезда. Родители, с одной стороны, не хотят выпускать ребенка из гнезда, потому что не могут справиться друг с другом как супруги. Тогда быть родителем легче, чем супругом. С другой стороны, юноше или девушке может быть трудно покинуть семейный очаг.

В этом смысле фраза «оставь отца твоего и мать твою» - постулат, который будет полезен в тех семьях, где прощаться с детьми сложно не только физически, но и прежде всего эмоционально. Однако идея заключается не в разрыве контакта, а в уходе к новой роли. Отрезание пуповины не должно означать отрезание от себя лично. Это часто бывает необходимо, но сложно для обеих сторон.

Богдан де Барбаро - психиатр, психотерапевт, профессор медицины. Заведующий кафедрой психиатрии Медицинского колледжа Ягеллонского университета. Специалист в области психиатрии. Сертифицированный психотерапевт и супервизор Научной секции психотерапии Польской психиатрической ассоциации. Автор многочисленных статей в области психологии.

Источник: www.wiez.pl