Джироламо Романо Принесение Христа во Храм 1529

Библейский текст: Пс 84:2–3,9а,10–11 Мал 3:1–4 Евр 2:14–18 Лк 2:22–40

22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, 
23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, 
24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. 
25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. 
26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. 
27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, 
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: 
29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, 
30 ибо видели очи мои спасение Твое, 
31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов, 
32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. 
33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. 
34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - 
35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец. 
36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, 
37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. 
38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. 
39 И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. 
40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

Проповедь:

Наш сегодняшний день посвящён великому таинству встречи Бога и человека. Именно это и значит славянское слово — сретение. Встреча.

Первый шаг делает Бог. Он дает человеку некий знак Своего присутствия. Человек слышит таинственный зов Бога, ощутимый или почти незаметный, но слышит. Есть мнение, что нет неверующих, есть глубоко сомневающиеся. Может и так, не знаю. Ну а если все же говорить о вере, то надо заметить, что вера — это путь, по которому Бог идет навстречу человеку.

Но вот где это произойдет? Где и как мы можем встретить Господа?

Ответ на этот вопрос прост. Там, где Бог явит Себя нам. Мы христиане знаем, где это происходит — у алтаря Господня. Знали это и иудеи. Богу суждено было обитать в Иерусалимском храме. Именно там можно было надеяться на личную встречу с Ним. Для Иудейской веры нет другого места явления Бога кроме как Иерусалимский храм. Все синагоги мира это лишь дома молитвы, в которых верующие собираются вместе для того, чтобы взывать к Небесному Отцу, но место Божьего присутствия Храм Иерусалима. Именно поэтому все еврейские дети-первенцы мужского пола, в сороковой день после рождения, представлялись в храм Иерусалима и посвящались Богу. А их родители при этом приносили за первенцев узаконенную пророком Моисеем жертву очищения и уплачивали небольшой денежный взнос, освобождающий новорождённых от постоянного пребывания на службе при храме.

И именно поэтому евреи всего мира до сих пор приходят к уцелевшему куску храмовой стены и молятся пред ней, вкладывая в ее расщелины свои молитвенные просьбы, изложенные на бумаге.

Совершенно правильно ожидать Бога там, где Он указал место Своего присутствия. И бессмысленно заявлять о том, что Бог может быть где угодно.

Вот и Симеону было дано откровение Духом Святым, что «не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». И вот это случилось. Случилось в храме Отца Небесного. О, каково же чудо Троицы Святой! Дух Святой дарует здесь обетованное благословение, и здесь происходит встреча со Христом! Храм, вот то место, где пред нами разворачивается Тайна Святой Троицы. Вот место, где исполняется обещанное Словом Божиим.

Да, конечно, Бог всемогущ, Он слышит наши молитвы везде и всюду, где бы мы ни находились. Но лишь только в одном месте мы можем рассчитывать на встречу с Ним. Лишь там, где Он лично указал нам — церковь, Таинство Святого Алтаря.

От многих людей, с которыми мне довелось беседовать о духовной жизни, я не раз слышал примерно такие заявления - «зачем мне ходить в церковь? Бог у меня в сердце, где бы я ни был Он всегда со мной. Да вон и слово то церковь обозначает вовсе не здание, а переводится с греческого (ἐκκλησία) как собрание, собрание верующих. Так что церковь вовсе не нужна, любое здание можно превратить в церковь, лишь бы вера была».

И частично в этих заявлениях есть доля истины. Но, к сожалению, самым страшным заблуждением считается именно то, в котором и содержится не вся, а лишь доля истины. - Да, безусловно, любое здание может стать собранием верующих.

Но давайте посмотрим, что есть собрание верующих? Верующих во что? Или в Кого? Или еще более правильно — верующих Кому?

Мы христиане знаем ответ — Богу. Вы верим, доверяем Богу. Мы доверяем и Тому, что Он указал нам, где Его искать, где происходит мистическая встреча человека с Ним — «сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя Нового Завета», говорит о евхаристическом хлебе вине Сам Господь. Именно там, где должным образом, руками рукоположенных священнослужителей свершается Таинство, где собираются люди верующие Богу совместно с избранными Им служителями, и возникает Истинная Церковь Божья, а в Ней и происходит Сретение — встреча человека и Бога.

Конечно, трудно поверить в то, что маленький кусочек хлеба является Самим Господом, Тем, Кто когда то, творил Небо и Землю, и, наверное, не зря были произнесены слова пророка Симеона: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий».

Симеону дано было увидеть в этом Младенце и "спасение ... всех народов", и грядущее "смущение умов ересями и духовными сомнениями", и "славу" спасенных во Христе. 

Так что же все мы должны извлечь из сегодняшнего праздничного дня?

Симеон и пророчица Анна доверяли Богу, и они дождались Его прихода. Они узрели Христа.

И именно об этом и говорит сегодняшний день — о доверии человека Богу. О желании доверять Его Слову, которое и творит Сретение.

Один натуралист в 19 веке решил, пойти своим путем и поставить под сомнение Библию. Он написал свою книгу, в которой изложил иной взгляд на происхождение видов животных и человека. Божественному замыслу места в этой книге не нашлось. Вместо Бога созданием живых существ у него управлял слепой случай. Многие поверили ему и решили, что человек происходит от обезьяны.

– Мама, а откуда появились люди?
– Людей создал Господь Бог.
– А папа говорит, что люди произошли от обезьяны?
– Это он своих родственников имел в виду.

Как же глупо поступают люди порой, Бог дает нам все необходимое для жизни, однако многие недовольны. Да уж, наверное, прав один человек как то заметивший, что если люди произошли от обезьяны, то тогда свиньи наверняка произошли от человека. 

Вот ведь штука, некоторые ученые говорят, что свинья находится ближе к человеку не только в биологическом, но и в социокультурном аспекте. Свиньи имеют те же проблемы, что и люди — лень, обжорство, лишний вес, неопрятность, гиподинамия, чрезмерное стремление к комфорту. Свиней никто не заставляет наедаться до отвала. Вы когда-нибудь видели ожиревших обезьян, с наслаждением валяющихся в грязи? А сколько таких примеров среди рода людского, что «выкушает» бутылочку и «мордой лица» в салат? Может это от безысходности переформатированного самими же людьми бытия? Не знаю. Может. Однако это точно не выход.

А где же его искать, этот выход? Что же, псалмопевец знает, о чем говорит: «близко к боящимся Бога спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей! Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84:10-11)

Праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа вновь и вновь напоминает нам об этой главной истине нашей жизни — Бог есть Источник и Полнота радости, и Он близко, очень близко. Вне Его нет блаженства, есть лишь только свинячий ад. Поверьте, подлинной, Божьей любви не заменит ничто. 

Вот он выход — Сам Сын Божий, сошедший в мир! Иная жизнь, иной жизненный путь. Путь с Богом, в конце которого мы, наконец, сможем вслед за старцем Симеоном воскликнуть: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое! Аминь.