
В ПРЕДВКУШЕНИИ ТАИНСТВА…
Проповедь на 4 воскресенье Великого Поста, 2025
У Варлама Шаламова есть очень короткий рассказ, который называется «Чужой хлеб». О том, как один заключённый – колымчанин оставил другому, приболевшему товарищу, свой баул с пайком хлеба и ушёл на работу.
Более сильного рассказа о хлебе я не читал, а сильным его сделало то, что написал его человек, знающий, что такое голод. Хлеб, о котором шла речь, лежал в баульчике, а баульчик – под головой у главного героя.
Герой рассказа лежал и не мог заснуть. Он слышал физически, как, если тряхнуть баул, там, шурша, переваливается хлеб.
Чужой хлеб.
Хлеб товарища.
И он думал: «Ну, вот если я достану этот кусок и посмотрю на него – ничего же с ним не станется?»
Прочитаю отрывок:
«Я открыл баул и вынул хлеб. Это была пайка-трехсотка, холодная, как кусок дерева. Я поднес ее к носу, и ноздри тайно уловили чуть заметный запах хлеба. Я положил кусок обратно в баул и снова его вынул. Я перевернул коробку и высыпал на ладонь несколько хлебных крошек. Я слизнул их языком, сейчас же рот наполнился слюной, и крошки растаяли. Я больше не колебался. Я отщипнул три кусочка хлеба, маленьких, с ноготь мизинца, положил хлеб в баул и лег. Я отщипывал и сосал крошки хлеба. И я заснул ,гордый тем, что я не украл хлеб товарища»
Он не съел хлеб товарища. Он смог сберечь его до утра, хотя сам был голоден неимоверно.
Когда мы думаем о еде, мы обычно не думаем о хлебе. Ведь мы же не колымчане. Но это до поры, до времени. Кризис, который быстро приканчивает запасы «на черный день», потеря работы, эпидемия или война учат быстро, что такое голод и сколько стоит триста грамм хлеба.
Я помню, как в девяностых, в моём первом приходе, в рабочем посёлке в Сибири, где закрылся единственный кормилец-завод, моя прихожанка кормила меня пирожками «с таком», как она сказала. Это значит – без начинки. Просто мука, немного молока и масла, и вода. Очень вкусные были пирожки, надо сказать. А хлеб они не покупали, экономили.
А ещё, там же, я помню чумазого мальчонку, лет пяти-шести, который ходил по дворам и просил еду. Его так и прозвали: «Дайте хлеба!» А еду он собирал в замызганную сумку и приносил домой, подкармливал своих младших сестрёнок и мамку-алкоголичку.
Хлеб и голод всегда взаимосвязаны. Когда мы голодны - мы вспоминаем о хлебе. Когда нам действительно хочется есть, а нечего - простой хлеб кажется нам таким вкусным, таким ценным…
Вспоминая те годы, я думаю, что это было немного похоже на древний Израиль, бредущий по пустыне – из страны рабства в неизвестность, вот только моисеи часто менялись. Но, похоже, пустыня затянулась надолго, да и манна, в отличие от того Исхода с небес не падает…
2 И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет;
3 Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек. Втор. 8
«Помни весь путь…» А что вспоминаем мы в голодный год? Чем живём – надеждой на будущее или тоской по прошлому, где был «хлеб рабства»? Вот в чём загвоздка, и наша-сегодняшняя, и народа Исхода, который постоянно роптал на Моисея, помните?
«О, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом. (Исход 16:3)
Но в прошлое дорога заказана, и всё это понимают даже те политики, что играют на ностальгии по двадцатипятикопеечной буханке белого хлеба… Остаётся досада – на тех, кто вывел нас в этот путь, на тех, кто обещал нам "молоко и мёд", а привёл в пустыню… Но – не торопитесь. Не спешите присоединятся к хору недовольных. Не спешите метать в небо пригоршни песка. Да, наша жизнь похожа на пустыню, на странствие без цели и без окончания, но всё же в нашей жизни кое-что изменилось однажды.
Когда я читаю историю о насыщении пяти тысяч, ощущение тайны не покидает меня, словно со Христом вновь повторяется вся история Израиля, только на новом уровне. Эта пустыня, куда пришел Иисус с учениками накануне праздника Пасхи. И эта гора, вокруг которой столпилось множество народу – больных, любопытных, жаждущих слова наставления…
1 После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.
2 За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.
3 Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими.
4 Приближалась же Пасха, праздник Иудейский.
5 Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему… (Ин 6)
Зачем это множество пришло сюда? Послушать великого учителя? Взглянуть на нового пророка? Или, может быть слух о целителе – экстрасенсе прошёл среди них, и они снялись с насиженных мест и принесли Ему свои болячки?
Но что бы ни привело этих людей сюда, сегодня их объединило одно – усталость от долгого пути и желание есть. Как тогда – в Исходе.
5 Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? (Ин 6)
Помню, как в те же 90-е в церковь заглядывали люди и просили денег. «Помогите, не дайте умереть с голода», - говорили они, - «Не хватает на хлеб». А я говорил: «Хотите, я куплю вам хлеба? Прямо сейчас, пойдем в магазин и я куплю вам хлеба?» И только один из пяти отвечал: «Да, пожалуйста». Остальные тихо исчезали, очевидно желая потратить подаяние на более важные напитки…
И, всё-же, это вопрос для церкви – «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?», отвечая на который, мы видим, как по-разному действует Закон и Евангелие.
«Где нам купить хлебов?» – вопрос социальный.
Может ли церковь изменить мир, насыщая голодных бутербродами и кашей, как Армия Спасения, угощая кофе и булочками, как наш приход по понедельникам, устраивая ночлежки для бездомных, реабилитационные центры для наркоманов и алкоголиков, и раздавая одежду, как это делает католический Каритас и многие другие церкви?
Не нужно думать, что Церковь – это служба социальной помощи, мы не сможем подменить государство. В мире не станет меньше голодных, бездомных и бедных.
Мир не станет лучше. Как это не грустно, но Писание говорит, что будет только хуже. Может быть, не стоит и стараться?
…говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?
6 Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.
7 Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. (Ин 6)
Вопрос Иисуса становиться испытанием для нас.
Кажется, откуда церкви достаёт денег и сил на благотворительность?
Кажется, разве тех двухсот динариев что мы собираем ежемесячно, достаточно для помощи голодным?
И, если бы мы смотрели на наши кошельки только, то мы бы сказали: «нет, слишком мало!»
И мы бы испугались того, что самим мало, и наша рука дрогнула бы, протягивая кусок хлеба…
8 Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:
9 здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? (Ин 6)
Чудо умножения хлебов начинается с того, что МЫ ОТДАЁМ ПОСЛЕДНЕЕ. Отдаём СВОИ двести динариев в сопротивляющуюся злу Украину, зная, что их всё равно не хватит для победы.
Отдаём своё кровное, вполне достаточное для одного, но совершенно смехотворное для «такого множества», как пять тысяч человек…
Отдаём собственное время и силы, душевное тепло, внимание и заботу, пытаясь согреть этот наш холодный мир.
Чудо умножения хлебов начинается с того, что Апостолы отдали Иисусу то, что имели. Начиная от пяти хлебов и двух рыбок и заканчивая грехами… И первое Он превращает в пир для огромной толпы, а второе – в прощение…
10 Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.
11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. (Ин 6)
«…Велите им возлечь…» «и, воздев руки, раздал ученикам, а ученики возлежащим…»
Апостолы становятся Его руками. Получив, Он слова раздаёт, но – уже через Апостолов, через свою Церковь – и как–то странно-незаметно, в суматохе раздачи, произносит чудо – каждый брал «сколько кто хотел», так, что даже осталось.
Чудо умножения хлебов начинается с того, что мы отдаём последнее, но получаем несравненно большее – от Христа, но через Его служителей. Получаем что–то гораздо более ценное, чем то, что отдали.
В обмен на горький хлеб чужбины мы получаем манну с небес, в обмен на рабство – свободу… В обмен двух рыб и пяти хлебов – радость встречи с Ним в Причастии. Ведь это так очевидно, так явственно станет после Тайной Вечери, и потом, в трапезе ПОСЛЕ Воскресения.
12 И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.
13 И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.
14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. (Ин 6)
Правильные выводы делают люди в той пустыне. Они признают Иисуса Христа, Мессией и Пророком, возвещаемым Моисеем. Вот только одно непонятно – что же дальше? Как Он, Царь, станет править ими?
А чего тут сложного – прийти, взять Его и сделать Царём! Ведь это же так здорово – Царь, Который кормит Своих подчинённых почти что «из ничего»!
«Истинно говорю вам – скажет потом Иисус вновь нашедший его толпе людей – вы ищете Меня не потому, что видели чудо, а потому что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище пребывающей в жизнь вечную, какую даст вам Сын Человеческий…»
И здесь прячется главная составляющая чуда умножения хлебов: Иисус, насыщая народ хлебом и рыбой, кормит его Собой.
«Я есмь хлеб живой, сшедший с небес». Но манна упала с неба, а Хлеб жизни пришёл в мир совсем по-человечески. Как тот, чудесно умноженный хлеб, что был просто взят у обыкновенного малыша. В этом соблазн и сомнения – «не Иосифа – плотника ли это сын? Как же Он говорит: Я хлеб, сшедший с неба?…» В этом – главное испытание нашей веры: получив от Бога жизнь, силы, здоровье, способность зарабатывать деньги и трудиться, мы отвергаем Его главные дары – Тело и Кровь, за нас ломимые и изливаемые…
«Вот истинно пища, пребывающая в жизнь вечную».
Чудо умножения хлебов ЗАВЕРШАЕТСЯ у Алтаря. Оно превращается для нас, пришедших к Алтарю, в чудо умножения веры. Оно насыщает нашу душу и тело удивительным Хлебом и Вином Его Тела и Крови, растворяя их в наших телах и нашей крови.
Чудо умножения хлебов умножает нашу веру и двигает нами, Его Церковью, в служении тем, кто нуждается, несмотря на кажущееся бессилие и невозможность изменить мир.
Да ведь мы мир и не меняем, мы просто даём людям этого мира Хлеб Жизни, который Сам меняет их.
Меняет Он, но нашими руками.
Меняет, умножая Свою Церковь, умножая тех, кто способен раздавать.
Тех, чей голод плоти превращается в голод духовный.
Тех, кто собрались сегодня, чтобы «вкусить, как благ Господь».