
Библейский текст: Иез 34:1–16,31б 1Пет 2:21б–25 Ин 21:15–19
15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
Проповедь
Дорогие друзья,
Сегодня мы с вами читаем строки Евангелия от Иоанна, которые очень любит католическая церковь. Все дело в том, что здесь речь идёт о подтверждении апостольского призвания Петра. А именно Петра (и его преемников, Пап Римских) католики считают главным апостолом, всеми же остальными пренебрегают, словно чем-то менее важным. И, что интересно, они находят в Писании, выделяя в Нем отдельные места, даже вроде бы подтверждение этой своей идее: «Иисус говорит Петру: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).
Мартин Лютер, комментируя это, говорит:
«Христос послал всех Апостолов с равными полномочиями во все концы мира со Своим словом и вестью о Себе. Св. Павел говорит: "Мы — посланники от имени Христова" (2 Кор. 5, 20), а также: "Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали..." (1 Кор. 3, 5). Но если папа подчинил себе всех посланников Божьих, то это похоже на то, как если бы посланник одного князя задержал всех других посланников [этого же князя] и посылал бы их [в разные места] по своей воле, а сам бы [как посланник] больше не пускался в странствия.
Понравилось бы это князю? Вот бы радость была для него!
Поэтому, если ПО БОЖЕСТВЕННОМУ УСТАНОВЛЕНИЮ ВСЕ ЕПИСКОПЫ РАВНЫ И ЗАНИМАЮТ МЕСТО АПОСТОЛОВ, то я могу вполне определённо признать, что по человеческому установлению во внешней Церкви один возвышается над другим...» (М. Лютер «Против преславных лейпцигских романистов»)
Итак, для Мартина Лютера епископы занимают место апостолов по Божественному установлению, и по Нему же, равны между собой, как Божьи посланники. Но почему же тогда все же к Петру обращается Иисус? Да ничего удивительного. Петр был самым старшим из апостолов по возрасту. А по человеческой традиции тех времён разговаривать от имени всех с Учителем имел право только старший. Так и произошло, и поэтому слова Христа, обращённые к Петру, обращены ко всем апостолам, которые между собой, согласно Писанию, абсолютно равны.
Кроме того, Петр, несмотря на своё Божественное установление в качестве апостола, все же остаётся обычным грешным человеком, которому не чужд страх пред лицом будущего. Однажды Христос назвал Петра маловерным. Это случилось вскоре после чудесного насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек. В тихий вечер ученики плавали в лодке по спокойному озеру. Они ещё были под впечатлением только что произошедшего чуда, как вдруг поднялся сильный ветер, и громадные волны окружили утлую лодчонку. Господь молившийся на горе, увидел их бедственное положение и пошёл к ним прямо по волнам. Горячий Петр был особенно поражён неожиданным явлением Учителя. «Господи! - воскликнул он, - если это Ты, повели и мне прийти к Тебе по воде». - «Иди», - отвечал Христос. Петр вышел из лодки и по воде направился ко Господу. Пока он не сомневался в словах Христа, пока верил, он мог идти по воде, но когда увидел, что ещё далеко находится от Господа, а ветер и буря только крепчают, Петр испугался, стал сомневаться, и тотчас вода перестала его держать. «Господи, спаси меня!» - с отчаянием вскричал он, начав тонуть. Христос простёр свою руку и поддержав утопающего, обратился к нему с упрёком: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14:29-31)
Здесь так же стоит вспомнить и троекратное отречение Петра накануне распятия Христа, так как оно непосредственно связано с нашим сегодняшним евангельским текстом от Иоанна, в котором, как сегодня читали, Иисус троекратно просит Петра подтвердить его верность. Три раза отрёкся – три раза покайся, обратись к Спасителю. Так грешник становится праведником, а неверный пастырь, образом Христа, Пастырем добрым, так же готовым отдать жизнь свою за овец своих.
– Любишь ли ты Меня, Петр?
– Да, Господи!
– Тогда паси агнцев моих! Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
Сказал же это Иисус, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога.
И в этом мы все вполне схожи с Петром. Разве не посещает порой человека неуверенность пред тем, что будет? Разве мы можем твердо знать о том, какова будет наша посмертная судьба? Одни говорят, что Бог есть, есть и Его Царство, есть надежда. Другие утверждают обратное, - что нет никакой надежды, нет будущего, нет жизни после смерти, а есть лишь темнота и забвение. Кому верить?
Вы знаете, мы с вами, будучи людьми, воспринимая окружающий нас мир, можем быть уверены только в том, что материально, то, что мы можем воспринять нашими органами чувств. То же, что остаётся за гранью нашего чувственно-осязательного аппарата, наши личностные ощущения, такие как красота музыки, гармония слова, вера и неверие, любовь и ненависть и пр. все это нечто особое, духовное, нечто свыше, а потому и не поддаётся определению.
Однако все же есть способ связать чувственное, материальное с горним, вышним. Этот способ – символика. Именно поэтому верный и добрый пастырь всегда хранит в церкви нормальные, добрые человеческие отношения и символизм. А в первую очередь Божие Слово и Спасительные Таинства, к принятию которых символизм нас и подводит. Так делаем мы, лютеране, так делали и библейские пророки.
Потому не стоит пренебрегать тем, что Церковь обрела от Бога, всем, даже её символизмом. Ибо Сам Господь говорит нам словами пророка Иезекииля:
«Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде ...вы — человеки, а Я Бог ваш, говорит Господь Бог». (Иезекииль 34 15-16,31)
Мы люди склонны ошибаться, Бог нет. И если Он обещал что врата ада Церкви не одолеют, и что будет пасти нас по правде, то так это и есть. А видимым подтверждением сему есть Сама Церковь, её служение, её живой символизм.
Однажды, когда Божий народ пересёк Иордан и вошёл в землю обетованную, Господь повелел, чтобы 12 мужей взяли по одному камню из русла реки и нанесли в лагерь (Навина. 4.1-5). Иисус Навин тогда сложил эти камни в памятник, чтобы, когда будущие поколения спросят: «к чему у вас эти камни?», отцы смогли рассказать о том, как Бог разделил воды во время их перехода (Навин 4.6-7)
Нам, людям очень важно иметь зримое, материальное доказательство мощи Божьей. Очень важно ощущать то, что имеет отношение к нашей вере, нашей надежде на будущее. Таким символом и явился для Иисуса Навина памятник из камней. Подобными же символами для нас с вами и являются предметы искусства наших церквей, статуи, иконы, облачения, нательные кресты и пр. Именно поэтому мы с вами в церкви свершаем и особые действия, - крестимся, напоминая себе о Спасительном Кресте Господнем, кадим, - вспоминая о повелении Божием данном Моисею свершать благовонное каждение над золотым жертвенником, после чего облако покрыло скинию, а слава Господня наполнила ее (Исх. 40, 27, 34)
Все это не просто память для нас, все это не просто действия, но действия несущие воспоминания, способные стать строительным материалом, как для нашей надежды, так и нашей спасительной Веры и любви к Богу, Который вопрошает:
– Любишь ли ты Меня?
– Да, Господи!
– Тогда делай то, в чем твоё призвание.
Аминь.