Иоанн Дамаскин (лат. Ioannes Damascenus, ок. 675 – 749), священник, монах, богослов, гимнограф и философ VII века, считается одним из важнейших отцов Церкви и Доктором Церкви (объявлен в 1890 году Львом XIII). Его деятельность проходила на территории, контролируемой исламским халифатом, что придало его жизни особый контекст
Родился Иоанн в Дамаске, Сирия, в христианской семье, занимавшей видное положение при дворе халифа Абд-эль-Малика. Получил отличное образование, благодаря чему был знаком с греческой философией и классической культурой.
После смерти отца Иоанн унаследовал его должность логофета при дворе халифа. Он продолжал с успехом заниматься государственными делами, проявляя мудрость, справедливость и честность. Знание ислама и арабской культуры дало ему возможность эффективно полемизировать с этой религией и защищать христианскую веру.
Служение Церкви и защита веры:
Иоанн Дамаскин особенно известен своей защитой почитания икон в противовес иконоборчеству, которое получило распространение в Византийской империи. Его трактаты «Три слова в защиту святых икон» представляют собой аргументированное богословское обоснование уважительного отношения к изображениям Христа, Богоматери и святых. В этих работах он подчеркивает разницу между поклонением (latria — поклонение), которое подобает только Богу, и почитанием (dulia — почтение, почитание), которое можно воздавать святым и их изображениям, как напоминающим о Боге. Иоанн использовал аристотелевскую философию для объяснения природы икон и их роли в духовной жизни верующих.
В лютеранской традиции отношение к иконам более сдержанное чем в католичестве, или православии например. Здесь они воспринимаются именно как явленное чудо откровения искусстве, они допустимые, но не обязательные помощники в молитве, главное — не придавать им свойства божественности. Лютеране ценят вклад Дамаскина в разъяснение веры, делая акцент на Слове Божием и личной вере.
Вклад в богословие и гимнографию:
Иоанн Дамаскин внес значительный вклад в систематизацию христианской теологической мысли. Его главным богословским трудом считается «Точное изложение ортодоксальной веры» (De Fide Orthodoxa), где он систематически изложил основные догматы христианской веры, опираясь на Священное Писание и труды отцов Церкви. Этот труд был впоследствии переведен на латынь и стал важным источником для западного богословия.
Кроме того, Иоанн оставил богатое гимнографическое наследие. Он является автором многих церковных песнопений, канонов и стихир, которые до сих пор используются в богослужении. Его гимны отличаются глубиной богословского содержания и поэтическим мастерством. В западной традиции признается важность его гимнов и их вклад в литургическое богатство Церкви. В Лютеранской церкви, с ее акцентом на хоралы и народное пение, тексты Дамаскина могли быть переработаны и адаптированы.
Наследие:
Иоанн Дамаскин оставил после себя богатое богословское и духовное наследие. Его работы оказали влияние на развитие христианского богословия и культуры. Его почитают как учителя веры и защитника христианской ортодоксии. Его день памяти памяти выпадает у нас по календарю Сибирской Евангелической Лютеранской церкви на 4 декабря. У лютеран его вклад в христианскую мысль признается, и его имя часто упоминается в связи с вопросами иконопочитания и систематической теологии.
