Католический кафедральный собор. Молитва о единстве христиан, г. Новосибирск

Дорогой владыка, святые отцы, братья и сёстры,

Позвольте принести вам приветствия от духовенства и прихожан Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви, епископом которой я удостоен чести служить вот уже почти 18 лет.

Наш Господь Иисус Христос явно выразил Свою волю на то, чтобы Его ученики были едины, как Он един с Его Отцом.  Единство Церкви, начинается, таким образом, с единства Бога, с единства Святой Троицы. Но в то время, как единство Бога не подвергается сомнению верными христианами, поверить в единство Церкви нам порой очень нелегко.  И всё же, в символе веры мы исповедуем веру в единую святую Церковь. Это та Церковь, о которой сам Христос сказал, что врата ада не одолеют её.

Не нужно думать, что, в то время как сегодня всё выглядит плохо, и в христианском мире присутствуют явные разделения, когда-то было время, когда не было ни разногласий между епископами, ни еретиков и лжеучителей, которые пытались ложно присвоить себе имя апостолов и учеников Христа.  В истории Церкви каждое время было временем напряжённой борьбы.  Борьбы святости и греха, веры и неверия, истины и лжи.

И тем не менее, размышляя о единстве Церкви, все христиане возвращаются к той идеальной картине первоапостольской иерусалимской церкви, которую так мастерски описал для нас святой Лука в конце второй главы «Деяний апостолов»:

И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2: 42)

Как прекрасно описанное в этом и последующих стихах! Подобно святому Петру при виде Христова Преображения, мы тоже стои,м в восхищении и восклицаем: «хорошо нам здесь быть».  Мы хотели бы, чтобы так было всегда, чтобы и сейчас всё было так.  Но даже в «Деяниях апостолов» пройдёт совсем немного времени, и появятся Анания и Сапфира, и идиллия прервётся.

***

Сегодня наше межцерковное сотрудничество занимает половину того, что было свойственно апостольской Церкви. Мы пребываем в общении, то есть, совместно занимаемся делами милосердия.  И мы пребываем в молитвах.  Для этого мы собрались здесь и сегодня.

Можно сказать и о том, чего у нас пока нет.  Нет той части, которая, пожалуй, намного важнее того, что у нас есть.  Нет общего понимания того, что такое «учение апостолов».  При этом «учение апостолов» – не абстракция, не эфемерное понятие.  Это учение ясно изложено на страницах Священного Писания, это учение проповедано самим Христом, Его апостолами и древними учителями Церкви.  Мы также не пребываем пока в преломлении хлеба.  Я имею в виду совместное преломление хлеба.

Кто-то просто преломляет хлеб, считая его хлебом и ничем более; кто-то считает, что причастие – не такое уж важное дело, и его можно совершать от случая к случаю. Но в Церкви Евхаристия всегда была центром, средоточием христианской жизни. Именно совместное преломление хлеба позволяло первым христианам пребывать в общении, то есть иметь всё общее и делиться друг с другом; именно преломление хлеба сопровождали их молитвы; именно к преломлению хлеба подводило их учение апостолов, потому что в нём, в этом евхаристическом хлебе, Христос обещал спасительно пребывать со Своей Церковью.

Тем не менее, очень важно, что мы всё-таки можем пребывать в молитвах, пусть даже и не в том полном виде, как это было у первых христиан.  Молитвы о единстве Церкви угодны Богу! Молитвы о том, чтобы все верующие во Христа пришли к подлинному пониманию апостольского учения и к единой Евхаристии, и нашли бы в ней высшее единство, должны совершаться всеми, кто называет себя христианами.

В лютеранской Церкви практикуется «закрытое причастие». Мы считаем это выражением подлинной любви к людям, чтобы никто не принял причастие себе в осуждение.  Но в то же время в служебнике, который каждый пришедший держит в руках во время богослужения, мы призываем наших гостей «молиться с нами о том дне, когда все разделения между христианами будут устранены».

Это мы и делаем сегодня.  По-человечески нам это не под силу.  Но невозможное людям возможно Богу.  Он знает наши нужды и слабости, так предоставим Ему устроить всё так, чтобы разделения между христианами отошли в прошлое, и чтобы на первом месте в жизни христианской Церкви стояли истина учения апостолов и святое причастие, чтобы они были добавлены к тому, что мы и так уже совершаем совместно – молитвам и делам милосердия.

Спасибо за внимание!