Шмалькальденские артикулы (нем. Schmalkaldische Artikel) — это важный документ, составленный Мартином Лютером в 1537 году в рамках формирования Шмалькальденского Союза. Они представляют собой изложение ключевых доктринальных позиций лютеранства и были написаны с целью разъяснить богословскую позицию, которая имела отличия от католической. Хотя Шмалькальденские артикулы в первую очередь затрагивали различия между лютеранами и католиками, однако они все же заложили основу для последующих богословских споров также с кальвинистами, в рамках самой протестантской Реформации, которые получили свое отражение в другом, итоговом документе лютеранской ортодоксии - Формуле согласия (1577г.).
Основные положения Шмалькальденских артикулов.
1. Учение о спасении: утверждается истинность Апостольского и Афанасьевского символов веры о Триединстве Бога и вочеловечении Иисуса Христа. Подчеркивается, что спасение достигается только через веру в Иисуса Христа (Sola fide), а не через личное благочестие, которое проистекает от несовершенного человека и, следовательно, не может быть достаточным для достижения спасения.
"...все согрешили и получают оправдание незаслуженно (даром, без каких-либо собственных дел и заслуг), по Его (Христа) благодати, через искупление, которое во Христе Иисусе, в Крови Его (Рим.3:23)".
2. Таинства: Артикулы определяют понимание таинств (особенно крещения и причастия) как средств благодати, а не как простые символические действия, к чему склонялись реформаты. Их отправление и принятие должно проходить по воле Самого Господа, ровно так как Он нам заповедал на страницах Святого Писания, а не по желанию или личному представлению кого бы то ни было. Например, как "магическое" особое действие, способное само по себе, как некоторые могут вообразить, освобождать людей от грехов и ада вне зависимости от того, кто его совершает. Такое представление о мессе, подменяющее Спасителя и Его Волю ритуалом, категорически осуждается Ш. Артикулами.
"Таинство (Причастие) может приниматься лучшим и более благословенным образом (более угодным Богу) (единственным благословенным образом) — согласно установлению Христову. Так почему же тогда они повергают мир в несчастья и (излишние) страдания из-за вымышленного, необязательного дела, когда (оно) Причастие вполне может быть принято другим, более благословенным образом?"
3. Критика монашества и призыв к семейной жизни: в средневековом католицизме особое значение придавалось монашескому призванию. А вот основные положения по вопросу монашества в Ш. Артикулах, пожалуй, можно резюмировать следующим образом:
а) Критика монашества: Артикулы выражают сомнение в целесообразности монашеской жизни, которая традиционно воспринималась как более священная. Протестанты подчеркивают, что все христиане равны перед Богом, и не существует особых «мандатов» для монахов, чтобы служить Богу.
б) Призыв к семейной жизни: В протестантской традиции подчеркивается важность семейной жизни и брака как священного института. Монашество, как способ избежать семейной жизни, считается нежелательным.
в) Поддержка призвания: Артикулы утверждают, что каждый христианин имеет право и обязанность служить Богу в своей повседневной жизни, независимо от того, ведет ли он монашескую или светскую жизнь.
Так Ш. Артикулы не запрещают монашества, но и не выдвигают его на какие-то особые позиции по сравнению с браком. Эти взгляды стали важными для дальнейшего формирования протестантской теологии и практики, изменив представления о святости и служении в христианской жизни.
4. Церковное управление: рассматриваются вопросы церковной власти и управления, включая критику католической церкви по данному вопросу. Лютеране утверждали, что церковная власть должна быть основана на воле Господа, о которой узнаем через Писание, а не на папских декретах или различных, противоречивых представлениях о церковной иерархии (это касается и более радикальных протестантских идей, в частности пресвитерианской или конгрегационалистской модели церковного устройства).
Исторический контекст.
Шмалькальденские Артикулы были составлены на фоне растущей оппозиции к католической церкви и её учениям. В 1530 году в Аугсбургском исповедании (лат. Confessio Augustana, нем. Augsburger Bekenntnis) лютеране представили свои взгляды на мир в ответ на критику со стороны католической церкви. Через несколько лет, в 1537 году, Ш. Артикулы явили собой более детализированный документ, который углубил понимание лютеранской теологии.
Значение.
Шмалькальденские артикулы стали основой для лютеранского вероучения и играли ключевую роль в формировании лютеранских церквей в Европе. Их появление, к сожалению, способствовало интенсификации религиозных конфликтов в Европе, так как католическая церковь отвергала их положения.
Таким образом, Шмалькальденские артикулы являются важной вехой в истории христианства, особенно в контексте протестантской Реформации и становления лютеранства как самостоятельной конфессии.
Отец Иван Чернышев
_________________________________
Иллюстрация: Союзный договор, продлённый участниками Шмалькальденской лиги в 1536 году.