Небо и земля пройдут, но слова Мои не пройдут

Проповедь на Второе воскресенье Адвента о. Сергея Глушкова Москва 2025

Бмблейский текст: Ис 63:15–16(17–19а)19б;64:1–3 Отк 3:7–13 Лк 21:25–33

25 И будут знамения в солнце и луне и звёздах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;
26 люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,
27 и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.
28 Когда же начнёт это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.
29 И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья:
30 когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.
31 Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.
32 Истинно говорю вам: не прейдёт род сей, как всё это будет;
33 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Небо и земля пройдут, но слова Мои не пройдут — говорит Господь сегодня в Евангелии от Луки.

Второе воскресенье Адвента мы продолжаем говорить об ожидании пришествия нашего Спасителя, и тексты церковного календаря подобраны специально по этой теме: и пророчества, и апостольское послание, и Евангелие – по теме ожидания спасения.

* * *

Ветхозаветное чтение из книги пророка Исаии, открывает перед нами вопрос, который пророк задаёт Богу: для чего, Господи, Ты попустил нам обратиться с путей наших, ожесточиться сердцу нашему? Для чего, Господи, Ты попустил нам такое, чтобы мы перестали бояться Тебя – говорит пророк. Мы перестали бояться Тебя, Господи! – для чего Ты нас так оставил, что мы стали как будто бы мы и не народ Твой?

Как так получилось, что мы как бы и такие, что и не Ты наш Бог, и мы не народ Божий? Как это случилось, Господи? Пусть же небеса разверзнутся (!), говорит пророк Исайя.

Сделай, Господи так, чтобы небеса открылись и сойди на эту землю, прямо как огонь и как кипяток. И соделай так, чтобы мы проснулись, чтобы мы вспомнили кто Бог наш, чтобы мы вспомнили, что мы за народ, для чего мы сотворены, для чего мы рождены в этот мир.

* * *

Господь совершает дела для нас неожиданные. В Евангелии Господь говорит, что вокруг уныние народов и недоумения. Пророк сказал, что мы перестали бояться Тебя, но… но мы не перестали бояться ужасов этого мира, не перестали бояться катастроф, мы постоянно боимся преступлений, войн, терактов и страшных новостей. Всё что вокруг нас происходит – нас это ужасает, и мы думаем, что вот уже конец света, вот уже всё, последние времена. И ведь это теперь каждый раз одна из главных тем, когда мы общаемся с родными и близкими, разговоры всё чаще вращаются вокруг таких ужасов и кошмаров, мы смотрим тревожно – что происходит, включаем наш любимые ТВ, видео или телеграм каналы, и там мы как бы узнаем «всю правду», факты об этой жизни, о том, что нас окружает – и эти факты нас убивают.

Просто вы только почитайте, только посмотрите – какой кошмар! Такого никогда не было, говорят люди, Это – ужас, и мы и наши лица искажает гримаса страха. Мы боимся того, что будет дальше. Бога мы перестали бояться, но нас страшит всё равно то, что мы завтра будем вдруг жить ещё хуже, чем сегодня, болеть будем ещё сильнее, чем болеем сейчас, и денег у нас будет еще меньше, чем есть сейчас. Ужас. Кошмар. Мы продолжаем бояться и этот страх уже не относится к Богу. Относится он к тому, что мы имеем, чем владеем, чем болеем или не болеем, к тому, что вокруг нас творится и происходит: новости, предчувствия, негативные ощущения и впечатления.

А как же так случилось, что мы стали таким народом как будто бы и нет у нас Бога? Как будто бы мы не народ Божий? Это пророчество, эти слова Исайи относятся не только к древнему Израилю, который остался как будто бы и не Израиль, и как будто и не Бог их сотворил и вывел из рабства, и спас, и сохранил.

Это относится к нам, это относится и к христианам. Это пророческое обличение относится и к нам, к христианам, которые веруют, и даже в церковь ходят, но живут так, как если бы и нет Бога, и продолжают боятся, продолжают страшится, продолжают видеть везде апокалипсис, катастрофу и конец света. И христиане так живут, и бояться они ни Бога, а боятся, что жизнь их изменится и изменится к худшему, и что в жизни у них наступит что-то такое катастрофическое страшное. Христиане так живут сейчас, верующие – но они живут в страхе. Живут в страхе.

А Христос словно взрывает Своими словами сегодня в Евангелии стереотипы о конце света и о разрушении всего. Вы солнца хотите? А не будет солнца. Вы хотите, чтобы земля у вас была хорошая плодородная, и чтобы все было хорошо? А не будет земли, и вот что тогда? Когда ничего не будет. Что тогда? Он всё настолько концентрирует в Своих словах о пришествии, о конце света, о том, что всё кончится, что делает настолько его ужасным до невероятности. До такого, что даже представить себе трудно.

Мы боимся, что солнце будет остывать, и нам будет мало тепла. А Он горит: так не будет солнца! И человек словно замирает, слушая слова Христа. Замирает и слушает…

Христос говорит такие вещи, которые не более-или-менее, но радикально другие.

Говорит ли Христос о страхах? Вот Он приводит пример со смоковницей. Что Он мог сказать на самом деле? Он мог бы просто сказать: посмотрите на смоковницу – сейчас прокляну и она засохнет, вот так же будет с этим миром: прокляну этот мир, и он засохнет и умрёт. Это сказал Он сегодня? Кто слушал внимательно? Что сказал сегодня Христос про смоковницу?

А Он, вот, смотрите внимательно, декабрь снег, холодно. И Он что делает? Он говорит про весну: посмотрите на смоковницу. Листики у неё распускаются. И на другие деревья посмотрите. Посмотрите на всё что вокруг: вы видите, что зеленеет, что весна.

Он меняет тему с конца света, которая как ужас-ужас-ужас катастрофа и всё взорвется, и все пропадёт. А Он говорит: весна. Вы ждёте ужасов и катастроф, когда Бог придёт? Вы думаете как язычники, что Бог посылает вам беды и ужасы, и Он придёт потом вас как бы оберегать от этих бед и ужасов. Но христианский Бог другой. Он приходит, и Он Сам терпит на Себе эти ужасы и беды, и вплоть до того, что Он умирает.

Он рождается в этот мир, и убивают Его эти люди, к которым Он пришёл. Он умер и воскрес из мёртвых. Христос, преувеличивая, повышая планку на недостижимую высоту, говорит о конце света и катастрофе, что ничего больше не будет, и потом, словно взрываясь, говорит о свете, который Слово, говорит о вечности.

Для Него проповедь о конце света о последних временах – это проповедь не об ужасах-ужасах, а проповедь о весне, о воскресении. Не о смерти умирающих, о том что все умрут, а о воскресении, и о жизни. Проповедь Христа о последних временах – это проповедь о жизни, и о жизни вечной. Проповедь о спасении и об избавлении.

Вы посмотрите, только послушайте, что же Он говорит: люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда… Что будет тогда? Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Вот когда увидите, как начнёт это сбываться, тогда что сделаете? Вы выпрямите спины! Плечи расправим, голову поднимем, зад так вперёд, и держим осанку! Держим. Мы, как армия Христова, смотрим в небеса, и.. там в латинском языке в переводе это слово левитация. И эта левитация наша начинается с головы, вот поднимаем голову и левитируем к Нему, поднимаемся с головой с мыслями с сердцем, со словом Божьим. Ничего не будет! Не держитесь за это всё! Не будет этого ничего, ни солнца ни земли этой, ничего. Слово Божие – будет.

Вот ничего не остаётся, только ты и Бог, и ты смотришь на Него, вот так голову подняв, и поднимаешься с Ним вместе к небу, и уже с этой новой точки зрения – мы смотрим на всё что происходит, и с этой точки зрения мы совершенно по-другому, иначе всё видим, мы по-другому видим и слышим проповедь о последних временах.

Если нет? Непонятно что происходит? Поднимите головы ваши, выпрямитесь, встаньте прямо, держите осанку, поскольку что? Приближается избавление ваше! Увидели ужасы. Что это значит? Христос близко. Царствие Божие близко. Приближается спасение для всех, для всего мира окружающего, для всех, и для вас тоже.

И потом говорит, ну ладно, если непонятно, помните говорил про смоковницу, что она засохла. Вот сейчас ещё раз скажу: посмотрите на смоковницу – листики распускаются. Что вы думаете об этом? Весна. Скоро лето. Когда увидите это, тогда понимаете, что скоро лето, и когда увидите, что всё это сбывается, знайте, что близко Царство Божие.

Истинно говорю вам, что не пройдёт род сей, как всё это будет. Небо и земля пройдут, а слова Мои не пройдут. И Он снова удивляет. Вот о чём Он сказал: не пройдёт род сей.

Вот что это Он говорит? О чём? Вокруг стоят апостолы, ученики, слушатели. Он говорит про ужасы катастрофы про конец света, про апокалипсис и про всё такое. И говорит: и не пройдёт род сей, как всё это будет. Есть версии? Гипотезы? О чём говорит Христос? Не пройдёт род – значит при жизни вот этого вашего поколения, это значит тогда уже случилось пришествие? Вот тогда и случилось? Всё это уже произошло две тысячи лет назад? Есть варианты? Подумайте хорошенько.

Можно много придумать вариантов. Один из самых простых ответов, который вы легко найдёте в энциклопедии – Он имел ввиду скорое разрушения Иерусалима. Оно случится через 50 лет. Некоторые, из тех, кто там стоят в возрасте 70 лет доживут (что, навряд ли, конечно), но может и доживут до разрушения Иерусалима, до разрушения храма. Может быть. Это разрушение было 70-ом году. Но я думаю, Он говорит не об этом.

Ведь, не пройдёт и род сей – Он говорит это, дорогие мои, и вам тоже. Он говорит для того, чтобы вы подумали – что это будет не с вашими детьми и не с вашими внуками, и не когда-то через тысячу лет, и некогда 2000 лет назад, а это будет при вашей жизни. Это происходит и в вашей жизни сегодня.

Он это говорит каждому из вас, и в первом веке, и в десятом веке, и в 16 веке, во времена Реформации, и в двадцать первом веке: не пройдет и род сей. Христос говорит это каждому, в любое время: ваш род, какой бы он ни был, и именно при вашей жизни это всё происходит, при вашей жизни пришествие Господне, при вашей жизни конец света, при важной жизни цветочки распускаются и весна, при вашей жизни воскресение мёртвых, при вашей жизни вы увидите всё это и – радуйтесь! Спину выпрямили, осанку держим, головы подняли и смотрим на небеса: Господь грядёт! Спасение. Ангелы поют. Вот о чём Он говорит.

Библия не меняется. Слово Божие не меняется. Это всё то же самое Слово Божье неизменное, но Он говорит каждому в любое время – каждому из вас – особенно. Иногда громко кричит, иногда шепчет шёпотом на ушко, но каждому – индивидуально. То же самое неизменное Слово Божье. Небо пройдет. Небеса, всё, солнце погаснет, земля пройдёт, Слова Божие останется.

Всё пройдёт. Вот это, возможно, главная мысль здесь в Евангелии сегодня: всё пройдет, а Слово Боже не пройдёт. Всё умрёт, всё погибнет, но Он проповедует не об этом. О том, что воскресение. О том, что жизнь. И что жизнь эта пришла в этот мир от Бога. Жизнь которая прорвалась сюда через небеса, и излилась на нас. И это не кипяток, и не огонь, который всё сожжёт. Эта жизнь вечная, это спасение, это избавление.

Поэтому, держим осанку, головы подняли, плечи расправили, и смотрим в небеса, и радуемся, и когда видим все эти ужасы – улыбаемся, потому что мы видим, что это Сын Божий, Сын Человеческий. Это грядёт спасение, грядёт, и это избавление для всех нас, для всех народов, и это вечность, это то самое ожидаемое, которое мы ждём, это будущее случается с нами сейчас, в том времени, где мы живём, в том месте, где Он нас собирает вокруг Слова и Таинства, где Он прощает грехи наши, здесь, для нас – здесь Его лекарство бессмертия. Аминь