МУДРОСТЬ ВЕРЫ

Проповедь о. И. Чернышева на день св. евангелиста Матфея.

Библейский текст: Прит 3:13–18 2Кор 4:1–6 Мф 9:9–13

9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.

10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.

11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьёт с мытарями и грешниками?

12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,

13 пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Братья и сестры во Христе!

Сегодня, в день святого евангелиста Матфея, мы славим память человека, чья жизнь преобразилась благодаря встрече с Иисусом Христом. В этом нет на первый взгляд ничего особого или, по крайней мере, не должно быть. Ведь у каждого христианина жизнь меняется, становиться иной, когда он встречает Господа. Однако все ли готовы тут же воспользоваться некогда обретённым сокровищем небес? Опыт показывает, что нет. Да и жизнь порой меняется вовсе не обязательно стремительно, процесс преображения души может быть и длиною в жизнь. Пусть так, главное, чтобы нам не сходить с Пути Господня, не оставлять благодатных даров Церкви, тогда все будет.

Ну а что касается встречи некогда мытаря, а затем известного апостола, то она произошла в крайне короткий срок. И вот он уже оставил все позади и последовал за Господом, став одним из Его ближайших учеников и автором первого Евангелия.

Таков Божий призыв, призвание. Оно, если к нему прислушаться меняет, наделяет мудростью. Только христианский взгляд на жизнь дарует правильное понимание, умение верно оценивать происходящее. Дарует ориентиры совести. Я прошу тут не путать христианство как выражение воли Бога, явленное через служение Церкви на земле, и «христианство» как земной феномен, выражение человеческого представления о том, как христианство выглядит или должно, по мнению некоторых, выглядеть. Человеческие представления исполнены несовершенства, они неизменно принижают Церковь, превращая её просто в ещё один земной институт.

Именно поэтому так важно, неся звание христианина постоянно оглядываться на Слово Божие. Проверять себя, делаем ли мы, поступаем ли как заповедано Господом? Храним ли Таинства, сообщающие нам Божье прощение и примирение с Творцом? Стоим ли на верном Пути, пути бескорыстной Любви, проповедуемой Церковью. Да, именно здесь, в церкви живёт Мудрость Божия. Она и есть Её Сокровище.

В Книге Притчей мы сегодня читали:

«Блажен человек, который приобрел мудрость, и человек, который приобрел разум, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота; она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава; пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные. Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны держащиеся ее!»

Соломон говорит нам о мудрости, как о сокровище, превосходящем все земные блага. Но что есть эта мудрость? Что даёт нам Церковь? — Через проповедь Божиего Слова она учит нас страху Господню, наделяет умением видеть мир глазами Бога, понимать Его волю и жить в соответствии с ней. Мудрость, которую обрёл Матфей, привела к переоценке бытия для него.

Просвещённый светом Христовым светом Матфей оставил свою прибыльную, но сомнительную работу, и последовал за Господом в неизвестность. Вера подсказывала — здесь Сама Истина, потому, чтобы ни случилось, все сложится хорошо. Да, мы ошибаемся, Господь нет.

У Павла мы находим:

«мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса; потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.»

Вот он, свет Церкви, свет Евангелия миру, свет, который может осветить дорогу жизни, позволить оглянуться и понять где мы? Ещё на дороге, или уже давно потерялись, и стоим у края пропасти?

Мир что не верит в Божье Провидение, в то, что Бог хранит Церковь и её служение. Мир, который понимает христианство лишь как очередное собрание человеческое, без Бога, подобен слепцу, ощупывающему путь, и ориентирующемуся лишь на собственные смутные ощущения. Такая душа, лишённая света Бескорыстной Любви все трактует превратно. Она боится Церкви, может даже, видит в ней угрозу, и боится усомниться в своих предубеждениях. А это напрасно. Расскажу вам такую историю:

Однажды умудрённый годами священник и молодой посетитель сидели в саду недалеко от церковного дома, под старым деревом, и пили чай. Дом располагался на вершине холма откуда открывался вид на бескрайние поля и реки.

Гость, молодой и пытливый, спросил у святого отца:

– Отче, а как обрести веру?

Священник улыбнулся и ответил:

– Чтобы обрести веру, нужно сначала усомниться.

Очень удивился молодой человек:

– Как же я смогу верить, если буду сомневаться?

Отец ответил:

– Когда сомневаешься, начинаешь искать ответы. Ты ищешь истину, и тот, кто ищет истину, всегда найдёт её.

– А если я потеряю веру? – спросил собеседник.

– Вера подобна дереву, – ответил отец. – Сначала ты сажаешь семя, потом оно прорастает, и появляются листья. Но иногда дерево может заболеть, листья могут опасть. Но если корни живы, дерево снова зазеленеет. Такова и вера. Сомнения – это как болезнь, но если твоя любовь к Господу, Живой Истине, Воплощённой Любви сильна, ты снова обретёшь крепость веры.

Посетитель задумался. Он понял, что сомнение – это не враг веры, а её испытание. Сомнение заставляет искать, думать, размышлять. И только тот, кто прошёл через сомнения, может по-настоящему обрести крепкую и осознанную веру.

Так что не бойтесь сомневаться, главное любите Бога, доверяйте Церкви, бывайте здесь как можно чаще. Помните, именно сомнения в прошлой жизни стали для святого Матфея отправной точкой для того, чтобы услышать Призыв Господень — следуй за Мною! Который, между прочим звучит в церкви и сегодня для каждого.

Жаль, что многие люди не хотят его слышать. Их жизнь поистине печальна, вроде некогда крещены, некогда родители принесли их к Богу, даровав самое дорогое, что может быть на этой земле — шанс на спасение души, но по словам и делам похоже, что им этого совсем не нужно…

И все же надежда есть. Господь говорит нам: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.»

Эти слова – квинтэссенция Евангелия. Иисус пришел для грешников, не для праведников, которых, признаемся себе честно и так нет. Взгляните на Матфея, была ли праведна его жизнь без Христа? Нет конечно. Она становится праведной только тогда, когда в ней Сам Господь. Вот почему важно быть там где Он! Здесь, в Церкви, мы освящаемся присутствием Божиим.

И слава Богу, Его присутствие никак не зависит от нашего с вами внутреннего мира, от нашего несовершенства и греха. Оно зависит лишь от Божьей Воли выраженной Божьим Словом. Раз Господь сказал, что Он здесь, значит так есть. И ничто не может помешать этому, даже присутствие пред Ним самых отъявленных грешников, вроде нечистого на руку налогового инспектора, которым по сути Матфей вначале, до своей встречи с Господом и был.

Идите как можно чаще ко Господу, отражайте Его Милосердие, Его Любовь, и жизнь ваша проникнется наконец исполнением надежд. И даже в самые отчаянные времена, в самой тьме, вы будете светить.

Аминь.

✷ Иллюстрация: «Призвание апостола Матфея» Хендрик Янс Тербрюгген. 1621