(✠ 4 октября) Франциск Ассизский: Жизнь во Свете Христовом (лютеранский взгляд)

В далёком, окутанном утренним туманом Средневековье, на зелёных холмах Ассизи, где небеса встречаются с землёй жил человек, чья жизнь стала светом для многих. Это святой Франциск. Он родился в 1181 или 1182 году в Ассизи (Италия), и прожил жизнь, глубоко отмеченную стремлением к подражанию Христу. Как звезда, осветившая тьму, он пришёл в этот мир, чтобы напомнить о любви, смирении и единстве.

Так что можно сказать, что история его жизни поистине служит вдохновением и вызовом для всех христиан, вне зависимости от конфессии.

Франциск был сыном богатого торговца тканями, и в юности он наслаждался привилегиями и удовольствиями, доступными ему. Он мечтал о славе рыцаря и участвовал в местных стычках. Однако, война оставила глубокие шрамы в его душе. Бог начал работать в его сердце. В нём зреет тоска по чему-то большему, чем просто материальные блага и удовлетворение сиюминутных желаний.

В один из прекрасных дней, когда солнечные лучи пробивались сквозь облака, он увидел нищего. Взгляд этого человека был полон страданий и надежды, и стал для Франциска откровением. Он понял, что истинная радость не в богатстве, а в любви к ближнему, в служении тем, кто в нужде пребывает.

Ключевым моментом, изменившим его жизнь, стало отречение от своего наследства перед епископом Ассизским. Он снял с себя богатые одежды и заявил, что отныне его единственным отцом является Бог. Этот радикальный шаг демонстрировал его стремление к полному доверию Богу и приоритету духовных ценностей над материальными.

С этого момента Франциск посвящает свою жизнь служению бедным и отверженным. Он проповедует Евангелие нищим и больным, стараясь жить в полной нищете и смирении, подражая примеру Христа. Можно сказать, что Франциск воспринял бедность не как самоцель, а как средство для достижения большей свободы и независимости от мирских привязанностей, что отражает библейское учение об отказе от накопительства ради Царства Небесного (Матфея 6:19-21). Он раз за разом подчёркивает, что бедность позволяет больше сосредоточиться на духовных ценностях и служении ближнему.

Вскоре к Франциску присоединились другие люди. Так возникает францисканский орден. Его последователи странствуют по городам и сёлам, проповедуя покаяние и любовь к Богу. Сам Франциск учит, что Евангелие должно быть провозглашено простыми словами и делами милосердия.

Но Франциска сопровождают не только люди. Сердце святого настолько полно Христовой любви, что все живое преобразуется чудесным образом вокруг. Животные также становятся его верными спутниками, а деревья и цветы окружают его путь своей земной красотой. Он общается с ними, как с братьями и сёстрами, и эта простая, но глубокая связь с природой становится также символом его духовного пути.

Что касается Церкви, то тут Франциск проявляет чрезвычайное почтение к церковному порядку установленному Самим Господом, к Её служителям, хотя и настаивает на важности личного опыта веры и следования за Христом. Он стремится к улучшению Церкви изнутри, призывая к покаянию и обновлению жизни духовенства. В этом проявляется параллель с лютеранским подходом, который также подчёркивает важность личной веры и реформирования Церкви на основе Писания.

Вообще с точки зрения лютеранской традиции, житие святого Франциска можно рассматривать как призыв к единству всех христиан вокруг Христа и Его Спасительной Жертвы, принесённой за всех людей. Жизнь Франциска, полная сострадания и любви, напоминает нам о том, что в основе веры лежит не только учение, но и действия. Так он становится живым примером того, как можно служить Богу, служа людям, независимо от их жизненных ориентиров и статуса.

За два года до своей смерти Франциск получил стигматы – раны Христовы. Этот мистический опыт вызывал и продолжает вызывать много споров. Лютеране традиционно относится к подобным явлениям с осторожностью, подчёркивая, что спасение даруется только через веру в Христа и Его искупительную жертву, а не через личные достижения или мистические откровения. Однако, скорее всего, стигматы стали для Франциска явленным живым символом его глубокого переживания, сострадания к окружающему миру, продолжающему наносить новые раны Господу своими грехами. Так Франциск даже внешне сподобился ощутить некоторое особое единство со Спасителем. Что и послужило дополнительно укреплению его личной веры.

Вообще говоря о святом Франциске нужно заметить, что он поистине сложная и многогранная личность, жизнь которой может быть интерпретирована с разных богословских позиций. Тем не менее, его преданность Христу, его любовь к бедным и его стремление к миру делают его важным примером для всех христиан, побуждая нас к большему милосердию, смирению и верности Евангелию.

Стремление понять жизнь Франциска помогает нам обогатить наше собственное понимание веры и практического христианства, и таким образом способствует диалогу и углублению единства в Теле Христовом.

о. Иван 2025г.

Иллюстрация: Святой Франциск Ассизский, получающий стигматы (картина) — Ян ван Эйк