Проповедь о. И. Чернышева на день Благодарения
Библейский текст: Ис 58:7–12 2Кор 9:6–15 Мф 6:19–23
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло;
23 если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно. Итак, если свет, который в тебе, — тьма, то какова же тьма?
Проповедь:
Братья и сестры во Христе!
Праздник Благодарения не отмечается во всех приходах СЕЛЦ, но у нас в московском приходе мы это делаем каждый год. Впрочем в нашем календаре этот день имеет место, отмечен. Да и повод для него всегда есть, ведь каждый день Господь посылает что-то для нас, не оставляет Своей Милостью. А это значит, что мы просто обязаны как можно чаще возносить наши сердца в благодарности и славить Бога за все Его щедрые дары.
И если мы обратим внимание на самую знаменитую христианскую молитву — «Отче наш», то увидим что начинается она с прославления: «Отец наш, сущий на Небесах, да святится Имя Твое…»
Стоит благодарить Бога за все: за урожай, за семью, за здоровье, и за мир, который Он дарует нам. Но давайте копнём глубже, давайте откроем наш сегодняшний евангельский отрывок от Матфея (6:19-23) и заглянем в самую суть истинной благодарности, которую Господь Иисус Христос открывает нам здесь:
«Не собирайте себе сокровищ на земле…, но собирайте себе сокровища на небе…, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то все тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то все тело твоё будет темно.»
Иисус призывает нас задуматься о том, куда мы направляем свою энергию, свои стремления, свою благодарность. Куда направлено наше «око»? Сосредоточены ли мы на преходящих сокровищах земных, или же устремляем свой взор к вечным ценностям Царства Небесного? Этот вопрос является ключевым для понимания истинной благодарности.
У пророка Исайи (58:7-8) показано, что есть истинное почитание Бога. Оно проявляется в деятельной любви к ближнему:
«Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрастёт, и правда твоя пойдёт пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.»
Здесь мы видим, что истинная благодарность Богу выражается не только в словах, но и в делах милосердия. «Чистое око», о котором говорит Иисус, – это око, видящее нужду ближнего, око, которое не отворачивается от страданий, око, которое насыщается не накопительством, а щедростью. Сокровище, которое мы собираем на небесах, – это не банковский счёт, но сострадание и любовь, проявленные к тем, кто нуждается в нашей помощи.
Апостол Павел во Втором послании к Коринфянам (9:6-8) также подчёркивает принцип щедрого сеяния и обильного жатвы:
«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силён обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело…»
Щедрость – это не просто отдача излишка, а инвестиция в вечность. Павел говорит о том, что, когда мы щедро сеем благословения, Бог не только восполняет наши нужды, но и умножает плоды нашей правды. И наоборот, стремление забрать от жизни больше, может обернуться гораздо большей утратой того, что мы могли бы иметь. Расскажу вам одну историю:
Жил в местечке человек, он любил читать Писание, в положенное время со всем благочестием посещал церковь. Было у него своё дело, жена помогала ему, и всё шло как по маслу. Но однажды он разорился. Чтобы прокормить любимую жену и детей, он поехал в дальний город и устроился учителем в младшей школе.
В конце года получил он заработанные деньги – сто золотых монет – и хотел послать их любимой жене, но в те времена ещё не было почты.
Чтобы послать деньги из одного города в другой, нужно было передать их с кем-нибудь, кто туда ехал, заплатив, конечно, за услугу.
Как раз через тот город, где учитель находился на заработках, проходил разносчик мелких товаров, и учитель спросил его:
– Куда держите путь?
Разносчик назвал разные города, среди которых оказался и тот, где жила семья учителя. Учитель попросил передать жене сто золотых монет. Разносчик отказался, но учитель стал его уговаривать:
– Господин, моя бедная жена в страшной нужде, и не может прокормить детей. Если вы возьмёте на себя труд передать эти деньги, можете дать ей из ста золотых монет сколько сами захотите.
Жадный разносчик согласился, полагая, что сумеет провести учителя.
– Ладно, – сказал он, – только с условием: собственноручно напишите жене, что я могу дать ей из этих денег сколько сам захочу.
У бедного учителя выхода не было, и он написал жене такое письмо:
«Посылаю сто золотых монет с условием, что этот разносчик мелких товаров даст тебе из них сколько сам захочет».
Прибыв в местечко, разносчик позвал жену учителя, вручил ей письмо и сказал:
– Вот письмо от вашего мужа, а вот деньги. По нашему уговору я должен дать вам из них сколько сам захочу. Вот я и даю вам одну монету, а девяносто девять оставлю себе.
Бедная женщина просила сжалиться над ней, но у разносчика было каменное сердце. Он оставался глухим к её мольбе и твердил, что муж её согласился на такое условие, поэтому у него, разносчика, есть полное право дать ей столько, сколько он захочет. Так что и одну-то монету он отдаёт по доброй воле.
Тогда жена учителя обратилась к городскому префекту, который славился своим умом и справедливостью решений.
Стража разыскала и привела разносчика в городскую управу. Префект внимательно выслушал обе стороны и стал уговаривать разносчика поступить по христиански, с милосердием и справедливостью, но тот и знать ничего не желал. Тогда префект строго сказал:
– Покажи-ка письмо!
Он долго и внимательно читал его, потом сурово посмотрел на разносчика и спросил:
– Сколько из этих денег ты хочешь взять себе?
– Я уже сказал, – ответил жадный разносчик, – девяносто девять монет.
Префект встал и сердито сказал:
– Раз так, значит, будет верно, если ты отдашь их, согласно уговору, этой женщине, а себе возьмёшь только одну монету.
– Справедливость! Где справедливость? Я требую справедливости! – закричал разносчик.
– Чтобы соблюсти справедливость, нужно выполнить уговор, – сказал префект. – Тут чёрным по белому написано: «Дорогая жена, разносчик даст тебе из этих денег столько, сколько захочет сам». Сколько ты хочешь? Девяносто девять монет? Вот и отдавай их.
Так бывает, стремление заполучить как можно больше, без любви и милосердия, рано или поздно приводит к краху. Конечно похвально желание зарабатывать, преумножать. Но вопрос — для чего? Преумножение ради преумножения? Это цель? Нет конечно. Люди зарабатывают, чтоб иметь возможность тратить. Отдавать заработанное в обмен на блага. Но если нам что-то приходит как дар, то разве мы заработали это? Как можно оценить саму жизнь? Сколько она стоит?
Да, наверное вербовщики на войну знают сколько стоит одна человеческая жизнь. Но разве они дали её? Нет, они пользуются уже имеющимся, чтобы забрать.
Так устроен грешный мир, если здесь кто-то что-то даёт, то планирует получить назад с выгодой. Однако если это все же удаётся, тут же появляются новые расходы и так до бесконечности. Ибо мир конечен. Он имеет свои лимиты, а вот Бог сотворивший «Все из Ничего» лимитов не имеет. Поэтому с Богом не бойтесь вкладываться. Любое дело свершённое с любовью, с пониманием того, что все в конечном счёте, что имеем, есть Божий дар, поможет быть щедрыми.
А отдавать щедро – значит видеть действие Бога не только в наших личных благословениях, но и в преумножении этих благословений через нашу щедрость, что в свою очередь вызывает обильные благодарения Богу от других.
Так наша помощь, пусть и небольшая, может стать не только поддержкой для нуждающихся, но и путём евангелизации мира, его христианского преображения. Это то, что делает нас всех Церковью. Живым Телом Господа, несущим в мир Благодать Небес.
Итак, братья и сестры, давайте подумаем, как нам лучше всего отметить этот сегодняшний день Благодарения? Что мы можем сделать, посмотрим:
- Устремить свой взор к небесным сокровищам: оценить свои поступки, мотивы и приоритеты. Что действительно важно для вас? Что останется, когда все земное пройдет?
- Открыть глаза на нужды вокруг вас: поискать возможности послужить другим, проявить милосердие и сострадание. Голодны ли ваши соседи? Одиноки ли ваши друзья? Нужна ли кому помощь там, где вы живёте, с кем общаетесь?
- Сейте щедро семена благословений: Располагайте сердца к щедрости, зная, что Бог благословит ваши усилия. Не бойтесь делиться тем, что у вас есть, с верой в то, что Бог умножит ваши ресурсы.
Пусть этот день Благодарения станет не просто днём для очередного праздничного стола или красивой датой в календаре, но днём преображения душ. Пусть свет Христов, который в нас, обретёт шанс вновь воспламениться ярким светом благодарности, любви и деятельного милосердия. Только тогда наша благодарность будет истинной, угодной Богу и благословенной для нас и для окружающих нас людей.
Мир Божий, превосходящий всякое разумение, да соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Аминь.