ВЕРИТЬ, ПОБЕЖДАЯ МРАК ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ

Проповедь о. И. Чернышева на 17-е воскресенье после Троицы

Библейский текст: Ис 49:1–6 Рим 10:9–17(18) Ин 9:35–41

35 Иисус, услышав, что выгнали исцелённого вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

39 И сказал Иисус: на суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

40 Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?

41 Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас.

Проповедь:

Братья и сестры.

Сегодня, в 17-е воскресенье после Троицы, Святая Церковь призывает нас к глубокому размышлению о фундаментальном значении веры в нашей жизни. Давайте подумаем, а что такое вообще вера?

Ну, отвечая на этот вопрос, прежде всего стоит заметить, что это не просто согласие с определёнными догматами. Правильнее сказать, что это некая живая, динамичная сила, способная преобразовывать нашу реальность, изменять мир вокруг нас, даже во тьме греха. А квинтэссенцией проявления этой силы является бескорыстное добро и милосердие Господа, явленное в Его добровольном распятии за грехи всего человечества.

Сегодня евангелие от Иоанна (Ин 9:35-41) повествует о встрече Иисуса с исцеленным слепорожденным. Господь находит его, изгнанного из синагоги теми, кто отказался признать чудо исцеления и увидел в нем лишь нарушение установленного порядка. Иисус спрашивает его: «Веруешь ли ты в Сына Божия?».

И человек, прозревший телесно, но ещё нуждающийся в духовном прозрении, отвечает вопросом на вопрос: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?». И тогда Господь открывает ему Себя, как источник света и истины, и слепой, прозревший душой, исповедует: «Верую, Господи!» и поклоняется Ему.

Этот евангельский эпизод показывает, что евангельская вера рождается из встречи Бога и Человека. А между прочим такое место, где это происходит постоянно, есть, это здесь, это Церковь.

Апостол Павел в послании к Римлянам (Рим 10:9-17) учит нас о неотъемлемой связи между:

  • верой,
  • исповеданием,
  • и проповедью Евангелия.

Вера это дар особой силы. Исповедание же веры – это видимое выражение нашей внутренней убеждённости, нашей принадлежности ко Христу, через которую эта сила стремиться проявить себя.

«Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься».

Апостол также подчёркивает, что вера не приходит из ниоткуда: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия».

Это напоминает нам о жизненной важности проповеди Евангелия: «как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?»

Слова апостола вдохновляют нас беречь церковь, Источник спасительной Веры. Именно здесь звучит преображающее Слово Божие, именно отсюда стремится в мир Благодать Господа через служение священников, через причащение Таинств. Церковь это чудо, она это мы, соединённые с Господом, воссоединяемые Телом Христовым, благословляемые Божьим Духом. Мы — руки Христа. Все, что мы делаем, с любовью Бога, изменяет мир, делает его лучше.

Таким образом, братья и сестры, вера – это не просто личное спасение, но и призыв к активной поддержке Церкви в Ее евангельском Благовестии. Как говорил пророк Исаия (Ис 49:6): «Мало того, что Ты будешь Мне рабом для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом для народов, чтобы спасение Моё простёрлось до концов земли».

Эти слова, перекликаясь с историей слепорождённого, увидевшего наконец мир, изначально относящиеся к Мессии, относятся через Него и к нам, Его Церкви. Именно через нас, христиан, открывается миру вселенский масштаб миссии Христа – принести свет и свободу всем народам.

Есть ложное убеждение, что верующие люди представляют собой закрытый, замкнутый, несвободный мирок, но в действительности все иначе. Это неверующий мир замкнут на собственных проблемах, собственном, эгоистичном, личностном видении окружающего. Давая слишком уж частную, а потому ограниченную оценку всему происходящему, неверующий неспособен взглянуть на всё со стороны.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда одни и те же события или факты видятся людьми по-разному. Понятно, что это оттого, что люди на земле верят в разное. Каждый по своему воспринимает окружающую реальность и, соответственно, интерпретирует её, согласно собственным представлениям, убеждениям и мировоззрению.

Хороший пример пессимиста и оптимиста. Для пессимиста стакан наполовину пуст, для оптимиста — наполовину полон. Так даже обыкновенный стакан может вызывать в разных людях разные эмоции, разное отношение. Людям свойственно на все вешать ярлыки, ставить всему собственную оценку. Но это искажает правду.

Но возможно ли вообще увидеть мир глазами иного человека? Вот вопрос? Можно ли освободиться от собственных иллюзий? Нет как бы мы ни старались мы не можем увидеть мир чужими глазами. Это нам не под силу. Мы творение, не Творец, мы то, что мы есть, опция полностью понять другого нам недоступна. Мы можем догадываться, пытаться из всех сил вникнуть, но даже при наличии очень чувствительного и доброго сердца, нам не достичь полноты понимания. И это потому, что наши глаза живут в собственном мире, это не глаза другого.

Поэтому крайне важно верить, пытаясь узнать: Что ты видишь? Как ты это представляешь? Расскажи подробнее, опиши ту картину, что у тебя в голове…

Один человек устал смотреть на мир своими глазами.

— Господи, — сказал он тогда, — дай мне другие глаза.

— Какие? — спросил Господь.

— Глаза птицы.

— Смотри.

Человек взглянул на мир глазами птицы, но его тут же объяла тоска по небесам, а крыльев он не имел.

— Нет, Господи, — сказал он тогда, — дай мне лучше глаза рыбы.

— Смотри, — сказал Господь.

Человек взглянул на мир глазами рыбы, но ещё более затосковал, оттого что оказался лишённым родной стихии, а ни плавников, ни жабр у него не было.

— Господи, — сказал он тогда, — дай мне лучше глаза вольного оленя.

— Смотри, — сказал Господь.

Человек взглянул на мир глазами оленя, но и это не принесло ему утешения, ведь краем глаза он заметил наведённое на него охотничье ружье.

— Что же мне делать? — спросил человек.

— А Моими глазами ты не хотел бы посмотреть? — спросил Господь.

— Хотел бы…

— Смотри.

Тут человеку стало невыносимо больно, оттого что его взор погрузился в непроглядную тьму.

— Господи! — воскликнул тогда человек. — Неужели Ты видишь мир такими глазами?

— Да.

— Но почему?

— Потому что этот мир отверг Меня.

— Но неужели на этот мрак никогда не прольётся свет?!

— Я и есть Свет, — милостиво сказал Господь. — Смотри!

Да, конечно это просто красивая история. Но есть ли в ней польза? Можно ли взглянуть на мир глазами Бога, если мы даже другими человеческими глазами не можем этого сделать?

Что же, сегодняшнее евангелие нас учит тому, что это возможно. Сие происходит через веру в то, что Бог творит в наших жизнях: «и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему».

Феномен веры так просто необъясним. Она либо есть, либо её нет. Тому, у кого её нет невозможно донести, что чувствует, чем руководствуется верующий. Именно поэтому было, есть и будет столько споров вокруг существования Бога. И вокруг смыслов бытия. Жить ли для себя, или для другого? Жить, наслаждаясь каждой минутой «случайного существования» ради себя, невзирая на проблемы других, или разделить радость бытия с теми, кто рядом?

Эти вопросы были, есть и остаются. Но Сила Божия, сила Слова Господня сильнее человеческих предубеждений. Так или иначе, благодаря Церкви Евангельская весть о Милости Бога к нам людям звучит, даже более — являет себя в практической плоскости. И вот тогда совсем в ином свете предстаёт пред нами то, что имеем. Оказывается вдруг, что все вокруг Дар Божий!

…и видел ты Его, и Он говорит с тобою!

Бог дарит нам свою любовь через красоту мира, через добрые руки, через сочувствие сердца. И Он неисчерпаем. А раз в мире есть такой бесконечный источник Любви, значит есть и возможность дарить её, неустанно, до грядущего преображения мира.

…верую, Господи! Аминь.