ВЕНЕЦ ПРАВДЫ МИРА БОЖЬЕГО

Проповедь о. И. Чернышева на день святого апостола и евангелиста Луки

Библейский текст: Ис 35:3–6 2Тим 4:5–17 Лк 10:1–9

1 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти,
2 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.
3 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.
4 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.
5 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему;
6 и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.
7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.
8 И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат,
9 и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.

Проповедь:

Дорогие друзья, в день св. Луки мы читаем из его евангелия отрывок о том, как Господь призвал дополнительных 70 учеников (или 72?) кто знает, текст дошедший до нас немного разнится. В некоторых рукописях александрийской (Синайский кодекс) и кесарийской текстовых традиций, упоминается 70 учеников. Однако в большинстве других александрийских и западных текстов 72. Отчего такая разница? Возможно оттого, что Лука, сам будучи из этой группы решил не указывать себя и своего напарника, ибо Господь направлял на служение не по одному а по двое? Два свидетеля подкрепляло само свидетельство. «…При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово» (2Кор 13:1) — можем прочесть мы у апостола.

Что же, возможно что действительно Лука не указал себя и напарника? А потом передал устно сколько призвано было в целом? В итоге появилось две записи? Не знаю. Но как бы ни было, не точное количество важно, а то, что это первые посланники Господа Это первые посланники от греческого «тот, кто отправляется», от глагола ἀποστέλλειν, «отправить».

Почему Лука упоминает об этом событии? Да потому, что апостольское служение это служение Самого Господа. Мы читаем: «Господь… послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти»

Там где служат Его посланники, служит Он. Но Иисус не только назначил и разослал учеников, Он также дал им наказ:

1. «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою».

Ученик Христов должен пребывать в обязательной молитве. Особо о том, чтобы в Церкви никогда не иссякало призвание Божие направленное на спасительную жатву, на привлечение людей к Богу. Мир сложен, в нем много искушений. Порой таких, что рождают в душах сомнение в справедливости Бога а, следовательно и в Его существовании. Но все же испытания это не повод сложить руки. Люди это всегда люди, и все реагируют по разному по отношению к несправедливости свершаемой грехом в этом мире.

Вот, к примеру один человек, столкнувшись с жизненными потерями вызванными тем, что кто-то решает военным путём свои корыстные интересы — скажет: а чего мне то смущаться? Со мной жестоко, ни на что не обращая внимания? Так и я могу также, чего смущаться то? Таков мир, у кого оружие, тот и выжил.

А другой человек, в тех же обстоятельствах произнесёт: нет, я знаю по себе, что это дикость, так нельзя, я отныне сделаю все, чтобы подобное никогда более, нигде, не повторялось!

Да вот, грех это выбор. Если Бог с нами, то грех всегда выбор, Бога всегда можно оставить, но вот сможем ли вернуться? Будет ли шанс?

Чтобы он был, чтобы всегда была возможность прийти в Церковь и принять правильное решение, и были посланы служители Христовы. Отпущение грехов и душ спасение — вот их цель. Вот смысл Церкви, нести Мир Божий людям мира. В какой дом войдёте, сперва говорите: мир дому сему!

Но это непростой путь. Господь предупреждает: «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков». Можно подумать, что это чем-то схоже на справедливое военное служение. Нести мир, останавливая зло, рискуя ежеминутно жизнью ради ближних. Но это все же неправильное сравнение. Во первых воины Христовы должны быть подобны агнцам. В их природе нет места насилию. Христианин живёт ради мира, иначе не получится нести его.

Во вторых мир Божий не приносится силой. «В какой дом войдёте, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится». Нельзя навязать веру силой. Нельзя пытаться «защищать» Всемогущего Бога. Ибо это нонсенс. Если мы действительно верим в Бога Всемогущего, то должны знать — Ему помощь не нужна. Она скорее нужна нам, часто впадающим в искушения, некоторые в искушение безумного самомнения.

Что же давайте не будем забывать о молитве. Если мир не хочет мира сегодня, нам остаётся только уповать на милость Божию.

2. И ещё наказ дал Господь, посылая учеников: «Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви». Не следует вступать на путь апостольства, надеясь на обретение удобной социальной ниши. Однажды Господь спросит за это. Да, конечно «трудящийся достоин награды за труды свои». Но безусловно также верно и то, что честный служитель Христов живёт лишь с того, что предложат, не требуя большего. «Если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат».

Мы много слышали в жизни примеров, когда сие нарушается, когда порой служат цезарю, вместо Господа, но слава Богу, в мире несравненно больше достойных служителей Христовых.

3. Также апостолам Христовым было дано и третье, особое повеление: «исцеляйте находящихся в нем (городе в который пришли) больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие».

Сие повеление кажется современному человеку немного странным. Мы привыкли разделять религию от медицины. Но в те времена служение ближнему особо включало в себя и общую медицинскую помощь, не зря Предание сообщает нам о Луке, что он был врачевателем (возможно, судовым доктором). Однако здесь слова Господа об исцелении гораздо глубже, это даже не просто телесное исцеление через молитву и некую простейшую медицину. Это исцеление души!

В советское время был популярен лозунг направленный на приобщение населения к спорту: «В здоровом теле — здоровый дух!». Конечно это верно лишь отчасти, легче сохранять бодрость душевную если здоров. Но бодрость вовсе не равно подлинное здоровье. Так бывает, что и маньяк ощущает себя вполне бодро в душе. Особо, после совершенного преступления. Да и сколько обратных примеров, — того, что душа верная Богу, даже в болезни тела может оставаться очень здравой.

И учение Христово говорит нам о том, что телесное, материальное, однажды будет возрождено для вечной жизни или вечного осуждения. Дух возродит тело, но вот вопрос, — а каков он будет? Дай Бог, чтобы здравый!

Апостол Павел в своём втором послании к ученику Тимофею — пишет:

«Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его». (2 Тим. 4.7-8)

Сохранить апостольскую веру, которую довелось нести и Луке. Сохранить душу в Христовой Любви, вот что важно для нас. Дай то Бог.

Вот хотелось бы мне тут затронуть немного географии. На острове Самоа среди мужского населения есть традиция носить татуировки. Их накалывают мальчишкам в знак их мужественности, ответственности перед людьми. Это признак хорошего тона. И наоборот, в Японии к носителям татуировок относятся как к преступникам — не берут на работу, запрещают показывать рисунки в общественных местах, на тату — мастеров устраивают полицейские рейды. И вот с мужской сборной самоанцев по регби однажды случился казус. Им предстояло играть как раз в Японии. Что же, ребята решили носить одежду с рукавами телесного цвета, которая помогала им скрыть наколки. «Мы уважаем японские обычаи, — такое объяснение дал капитан команды, — и не хотим причинять неудобства».

Христова Любовь выражается через Крест. Истинный христианский поступок это отложить собственное право ради другого человека. Господь говорит: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». (Лк 18:14)

Сегодня так не хватает этого Подлинного Евангелия, Благой вести мира и любви. А ведь не стоит забывать, там, где «будет сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится»! Что же, мы благодарим Тебя Господи за апостола Твоего Луку, который сохранил и передал нам Благую весть в письменном виде. Позволь держать Твоё Слово не только на полке, но и воплотить в жизни нашей, чтобы она стала подобна подвигу его (твоего апостола). Аминь.