Европа, которую монах Рауль Глабер с гордостью видел на заре 1000 года, покрытая «белым покровом церквей», вступила в темную эпоху дехристианизации. Церковные башни уступили место минаретам, а городские церкви, постепенно выходящие из употребления, в лучшем случае превращались в модные бары или выставочные залы современного искусства — если их не разрушали раз и навсегда. А что же монастыри, те просторные здания, в которых когда-то жили сотни монахов, чьи молитвы, произносимые от рассвета до заката, задавали ритм дней и сезонов в сельской местности?
Сегодня многие из них превратились в бесполезные недвижимые комплексы. Монахи стареют и собираются дожить свои дни в медицинских учреждениях, которые имеют лишь самое отдаленное отношение к витражам и ребристым сводам.
И все же во Франции еще есть общины, которые продолжают обращаться к молодежи и способны не только возводить стены и строить новые монастыри, но и восстанавливать древние стены, которым грозит заброшенность.
Подобно древней Major Ecclesia, бенедиктинскому аббатству Клюни в Бургундии, эти общины распространяются. Их церковные скамьи заполнены, и они даже могут позволить себе роскошь основать «дочерей», как их называют на монашеском языке.
Общей чертой этих аббатств является то, что они решили остаться верными дособорной литургической традиции. Месса отправляется по обряду святого Пия V, который действовал до реформ, введенных Вторым Ватиканским собором.
Бургундское аббатство Св. Иосифа де Клерваль дало начало аббатству Св. Петра и Св. Павла в Солиньяке. Аббатство Фонтгомбо уже имеет пять филиалов: Рандоль в Оверни, Триор в Провансе, Донезан в Пиренеях, Виск в северной Франции и даже Клир-Крик в Оклахоме в Соединенных Штатах.
Аббатство Ле Барру, духовный маяк для многих консерваторов и друзей Традиции во всем мире, уже впервые распространилось на монастырь Нотр-Дам-де-ла-Гард. Оно готовится принять новое аббатство, которому грозит заброшенность, – траппистский монастырь Бельфонтен в Анжу.
Тринадцать монахов-траппистов по-прежнему проживают там, их средний возраст превышает восемьдесят лет. Несмотря на все их добрые намерения, они больше не в состоянии содержать это внушительное здание. Монастырь, первоначально бенедиктинский, был основан в 1120 году. Нынешняя община траппистов существует с 1816 года, но ее существование подходит к концу, поскольку ей не удалось привлечь новых послушников. Монахи разработали альтернативное решение «монашеского сожительства» с центром приема мигрантов, но проект оказался нежизнеспособным и не мог быть реализован.
Провансальское аббатство Ле Барру выразило заинтересованность в приобретении Бельфонтен, к большому удивлению траппистов, которые сначала не решались довериться общине, известной своей приверженностью традиционной литургии. Такой особый вид неповиновения вызывает подозрения. Епископ с пониманием относится к этой идее. Лояльность Барру к Риму в конце концов убедила их: двенадцать монахов из Барру переедут туда весной 2026 года. «Возможно, это отвечает ожиданиям все более секуляризованного мира», — вынужден признать брат Самуэль, один из последних представителей первоначальной общины.
Действительно, это «ожидание» не является мифом и во многом объясняет успех этих монашеских общин, которые в настоящее время являются практически единственными, принимающими новых членов. Своей привязанностью к красоте и чувству священного они компенсируют утрату смысла в современном мире. Живая традиция привлекательна даже для молодежи. В Ле-Барру самому молодому монаху двадцать лет.
Хотя новость о прибытии бенедиктинцев из Ле-Барру в Бельфонтен была в целом встречена с облегчением и даже радостью, поскольку она гарантирует, что аббатство не будет заброшено, среди некоторых представителей церковной иерархии — и даже среди некоторых монахов — сохраняется скрытое недоверие. Привлекательность традиционных общин вызывает беспокойство, как будто она может привести к своего рода «консервативной революции» внутри Церкви. В 2021 году в Бургундии местный епископ предпочел разрешить строительство роскошного отеля в древнем цистерцианском аббатстве Понтиньи — крупнейшем из сохранившихся цистерцианских аббатств в мире — вместо того, чтобы открыть его двери для традиционной семинарии Братства Святого Петра, которая была готова занять эти помещения. Мы должны надеяться, что подобная нерешительность в конце концов уступит место надежде и здравому смыслу, как это произошло в Бельфонтене.
Источник: www.europeanconservative.com