Проповедь о. И. Чернышева на день Всех святых
Библейский текст: Ис 26:1–4, 12–13, 19–21 Отк 21:1–6а Мф 5:1–12
1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Проповедь:
Дорогие братья и сестры,
Однажды Господь, видя вокруг себя множество народа, взошёл на возвышение у горы и сел, чтобы учить людей. Проповедь эту назвали Нагорной, так как она была на горе.
Господь указал в ней, какими должны быть Его ученики, то есть все, кто верит во Христа. Нагорная проповедь это — Закон Нового Завета.
За много веков до этого на другой горе, горе Синай, тоже произошло нечто подобное. Тогда грозное, тёмное облако закрыло вершину горы, грянул гром, сверкнули молнии. Никто, кроме Моисея, не имел права приблизится к горе. Вы помните этот момент? Тогда Бог вручил пророку Моисею Десять заповедей — Закон Ветхого Завета.
Сегодняшние же события происходят снова на возвышенности. Эта гора, с которой выступал Иисус, получила название Гора блаженств, она находилась близ Капернаума в Галилее. Был ясный, солнечный день, прохладный ветер дул с озера. И толпы людей все шли и шли, чтобы услышать Спасителя.
И вот Он провозглашает пред своими слушателями Новый Закон, Закон Божественной Любви. Этот закон не отменяет Ветхозаветного (Сам Иисус сказал: «Я пришел не нарушать Закон, но исполнить его»), но следует за ним точно так, как следующая ступень следует за предыдущей, на пути ввысь. Не случайно, наверное, оба Закона, и Ветхий и Новый были получены от Бога именно с возвышенности.
Итак, о чем же говорит людям Христос в Законе Нового Завета?
Текст этого Закона удивителен. Сначала Господь называет заповедь, а потом говорит, что будет даровано человеку, который её исполнит.
Так что же это за Заповеди Нового Завета? Давайте с вами обстоятельнее рассмотрим их.
- «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5.3).
Иисус не случайно поставил «нищих духом» на первое место. «Нищие духом» — это люди, избравшие путь покаяния и смирения пред Богом. Есть правда и другая точка зрения.
Некоторые думают, что нищие духом это люди, не отличающиеся большим умом и поэтому слабые, зависимые. Недаром в русском народе «дурачки», юродивые получили название «блаженных», «блаженненьких». Отношение к таким «юродиво-блаженным» было двойственным: и благоговейно-жалостливым, и насмешливым — это нашло отражение в искажении слова «юродивые»-«уродливые».
Но можно ли считать юродство признаком святости? Знаком Блаженства? «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» – говорит Иисус апостолам у того же Матфея 10.16. Истинное нищенство духом подразумевает не просто простоту, но и житейскую мудрость. Так что дурак, это вовсе не признак блаженства, скорее даже наоборот, так что права древняя латинская поговорка: «Deus quos vult perdere dementat prius» («Кого Бог хочет наказать, того лишает разума».
- «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5.4) и «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф 5.5).
После блаженства «нищих духом» следуют блаженства плачущих и кротких. О них можно сказать, что это скорее все то же, о том же – о нищенстве духом. Плачущие это те, кто сокрушается, плачет о своих грехах. Кроткие же это те, кто соглашается с волей Бога в своей жизни, терпеливо переносит превратности судьбы. Первым Иисус обещает утешение, вторым – наследие на земле.
- «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5.6) и «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5.10).
А вот следующая, четвертая (и восьмая) заповеди блаженства говорят нам о жаждущих правды. Кто это? Это те, кто настойчиво стремится к Истине Божией, не человеческой. К поиску духовных ценностей. Ведь правда от грешного человека непостоянна. Она часто перемежается ложью и несправедливостью. И все-же, кто надеется обрести в Боге смысл существования, обязательно насытится Истиной: «Ищите Царствия Божия и правды Его, и все остальное приложится вам» (Матфея 6.33)
- «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Что значит быть милостивым? Быть милостивым значит нести милость, проявлять милосердие к окружающим. Вроде тут все ясно, только жаль, что разъяснить это гораздо проще, нежели исполнить в повседневной жизни.
- Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Кто есть чистый сердцем? – Чист сердцем тот, у кого на сердце не лежит ничего дурного, кто открыт для Бога и людей, кто искренен.
- Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф 5.7–9).
Кто эти блаженные? Это те, кто живёт со всеми в мире сам, и стремиться примирить других. Мир — это величайшая ценность для человечества, народа, семьи, отдельного человека и одна из центральных тем Библии. Достижение же Мира Божьего в душе есть самоцель каждого истинного христианина. «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор 14:33)
Когда читаешь слова Христа: «Не мир пришел я принести, но меч» (Мф 10:34) — кажется, что Господь сам себе противоречит, однако нужно осознать, что эти слова о миротворцах Господь говорит уже после того, как Он призвал нас к блаженству нищих духом и кротких. А потому совершенно ясно, что «меч» должен быть обращён не против других людей, а против собственных грехов и недостатков.
- «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».
– Этими словами Господь заканчивает Заповеди Блаженства. Он напоминает, что тот, кому доведётся пострадать во Имя Его, будет вознаграждён.
Сегодня, дорогие прихожане Божья церковь отмечает День всех святых. Что это за праздник? Святость — есть ответ человека на зов Божий, ответ на Его Заповеди Блаженства.
Так или иначе, люди удостоившиеся чести быть святыми это те, кто стремился следовать тем путём, который Бог указал нам. Бог пришел на землю, чтобы позвать всех. Но все ли отвечают на Его призыв? Всем ли интересно быть блаженными?
Нет не всем. Многие ищут другого Бога. Не того, который призывает что-либо делать, а того, который сделал бы все за нас. Жаль, наверное, именно поэтому на нашей земле так мало людей, о которых мы могли бы сказать, что их жизнь является для нас истинным примером святости.
Однажды один священник обратился к прихожанину, который постоянно нарушал вторую заповедь (не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно) прося батюшку о молитве чуть ли не по каждому пустяковому вопросу, с такими словами:
— Сын мой, когда же ты прекратишь опираться на Господа и сам станешь на ноги?
Прихожанин очень удивился:
— Но вы же сами учите нас видеть в Боге Небесного Отца?!
— Эх, вздохнул священник, когда же вы усвоите, что истинный Отец не только Тот, на кого можно опереться, а прежде всего Тот, кто избавляет тебя от этой привычки?
Дорогие братья и сестры, сегодня Господь напоминает нам, — взрослейте, пусть ваша жизнь станет прямым исполнением Заповедей Блаженства. Живите достойно того, что в вас через Святое Таинство Алтаря, и с вами в Церкви, пребывает Христос Господь! Чтобы Голос с Небес, который описал апостол Иоанн в своем Откровении относился бы и к нам:
«И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.» (Откр. 21.3).
Аминь.
