Участники последнего итальянского синодального собрания подавляющим большинством голосов одобрили документ, который явно поощряет поддержку гражданских ЛГБТ-мероприятий, таких как гей-парады. Текст также намекает на возможность доступа женщин к диаконату и сигнализирует о более широкой открытости к «прогрессивным» социальным идеям. Хотя этот шаг представлен как пастырская инициатива, он отражает более глубокую перестройку внутри итальянского епископата — сдвиг, который отражает более широкие европейские тенденции к примирению церкви со светским либерализмом. Хотя технически этот документ не является официальным заявлением итальянских епископов, он служит ориентиром для будущих решений и пастырских действий в рамках итальянской католической церкви. Ассамблея Итальянской епископской конференции (CEI), запланированная на ноябрь 2025 года, получит документ для размышления, обсуждения и, возможно, для пересмотра и пастырских директив. Одним словом, это знаменательная отправная точка. «После того как Ассамблея одобрит текст голосованием, задача пастырей будет состоять в том, чтобы полностью его осмыслить, определить приоритеты и задействовать как старые, так и новые силы, чтобы наполнить слова содержанием», — сказал кардинал Маттео Зуппи, президент итальянских епископов
В некотором смысле этот сдвиг был предсказуем. За несколько дней до голосования епископ Франческо Савино, вице-президент Итальянской епископской конференции по Южной Италии, дал тревожное предсказание о новом направлении. В интервью епископ-неомодернист призвал к «мужеству говорить правду», даже если эта правда совпадает с требованиями ЛГБТ и прогрессивными социальными идеями. Его слова — на этот раз, к сожалению, лишенные двусмысленности — обозначили идеологические рамки, в которых впоследствии и проходило голосование. Три аспекта интервью Савино выделяются и заслуживают более глубокого размышления
Во-первых, позиция тех, кто считает себя «политически некорректным», даже повторяя, пусть и в несколько двусмысленной манере, лозунги мира. Любопытный парадокс: они претендуют на то, чтобы бросать вызов устоям, но при этом идеально вписываются в текущую повестку дня. Эта поза «непонятого пророка», которая сегодня пленяет многих прелатов, на самом деле является формой духовного миролюбия, самой тонкой и опасной, поскольку она замаскирована под пастырское рвение. Теперь уже не Церковь евангелизирует мир, а мир катехизирует Церковь.
Во-вторых, утверждение, что «догматы — это конечные, а не отправные точки», свидетельствует о фундаментальном непонимании смысла доктрины. В католической вере догмат — это не временная стадия религиозной мысли, а окончательная формулировка богооткровенной истины, известной ubique, semper et ab omnibus («везде, всегда и всеми»). Утверждать, что он развивается, — значит отрицать сверхъестественный характер Откровения: вера тем самым сводится к чувству, доктрина — к историческому языку, а Церковь превращается в социальную лабораторию.
Третье — и, пожалуй, самое серьёзное — это открытое принятие идеи о том, что мужеложники «имеют право на сексуальную жизнь» и что греха больше нет там, где есть удовлетворение, удовольствие или просто любовь. Авторитет Священного Писания открыто отрицается этим католическим епископом, который призывает к пересмотру и переписыванию христианской антропологии и даже самого Катехизиса. Конечную точку этой траектории нетрудно различить: разрушение концепции семьи как стабильного союза мужчины и женщины, открытого для жизни, заменяющееся чисто аффективным, изменчивым видением, лишённым естественных и сакраментальных корней.
Результат тут закономерен: если семья больше не является основой общества, то только государство остаётся единственным гарантом общего блага и нравственного порядка. Церковь, лишённая своего пророческого голоса, становится лишь придворной истории. Если греха больше нет, то исчезает и различие между добром и злом, и тогда Церковь низводится до парамасонского и гуманистического объединения.
Неудивительно, что Савино заходит так далеко, что превозносит президента Италии Маттареллу как «пример веры и демократии», одновременно критикуя Трампа: это признак того, что вера подчиняется идеологии масс-медиа, вместо того чтобы объективно и в свете католической доктрины оценивать результаты определённых демократических моделей.
Но вернемся к документу CEI под названием «Закваска мира и надежды». Общее голосование показало широкий консенсус в пользу одобрения каждого раздела и всего текста, с большим количеством голосов «за» относительно общего числа голосов — подавляющее большинство. По словам вице-президента CEI по Северной Италии епископа Эрио Кастеллуччи, «разделение между теми, кто мечтает о чистом и незамысловатом возрождении христианского мира, которое теперь окончательно исчезло, и теми, кто вместо этого стремится к церковной позиции, соответствующей современному обществу, создает напряженность и недопонимание, пагубные для общения и миссии».
Исходя из этой насквозь демагогической предпосылки, 900 участников итальянского синода, включая епархиальных епископов, мирян и религиозных делегатов, а также официальных приглашенных из различных церковных органов и представителей пастырских организаций по всей стране, отдали свои голоса.
В целом, Документ производит впечатление важного раннего сигнала о присоединении Итальянской Церкви к германо-бельгийской синодальной оси. Справедливости ради, как отметил епископ Антонио Суэтта, один из главных критиков Документа, «на каждом этапе процесса участники по-прежнему представляют собой меньшинство по сравнению с верующими в Италии».
Среди наиболее проблемных предложений в этом тексте – вопрос о включении «гомоаффективных» людей в жизнь Церкви. В духе девиза Папы Франциска «todos, todos, todos» – фразы, дорогой кардиналу Цуппи, – Синод призывает местные епархии «преодолеть дискриминационное отношение, иногда встречающееся в церковной и общественной среде», и взять на себя обязательство «содействовать признанию и поддержке мужеложников и трансгендерных людей». Это основано на утверждении итальянских епископов о том, что «взгляд веры избегает жестких категорий».
Однако, перед лицом законного и необходимого призыва предлагать духовную поддержку независимо от сексуальной ориентации, документ епископов обнаруживает два серьезных недостатка: терминологию и предлагаемые в нем решения.
Прежде всего, использование таких терминов, как «признание» и «трансгендер», свидетельствует об идеологической уступке. «Признание» вызывает политические требования, типичные для ЛГБТ-движений, в то время как «трансгендер» принадлежит к лексикону мировоззрения, отрицающего антропологическую истину человеческой личности, сотворённой мужчиной и женщиной. Христианская вера учит, что сексуальная идентичность — это не конструкт, а реальная данность — выражение единства души и тела, установленного Богом. Правильным термином было бы «дисфория», относящаяся к психологическим состояниям, требующим принятия и заботы, а не идеологического обрамления или инструментализации в качестве оружия ненависти.
Католический магистериум всегда учил, что любой сексуальный акт, в котором отсутствует открытость к жизни и который происходит между мужчиной и женщиной вне брака, противоречит законам природы. Осуждать этот поступок не значит отвергать человека, потому что человек — это гораздо больше, чем его жизнь, даже больше, чем его сексуальная идентичность.
Особую обеспокоенность вызывает также предложение «поддерживать молитвой и размышлениями» гражданские обряды против «насилия, гендерной дискриминации, гомофобии и трансфобии». Хотя такая формулировка и заслуживает похвалы в стремлении к укреплению уважения к каждому человеку, она открывает путь к серьёзным двусмысленностям: во многих случаях эти обряды организуются или поддерживаются организациями, что продвигают антропологические взгляды, несовместимые с католической доктриной, и достигают своей кульминации в мероприятиях, посвящённых сексуальным перверсиям, таким как гей-парады.
Поэтому поддержка подобных инициатив со стороны епархии была бы не только неуместной, но и скандальной, поскольку сбивала бы с толку верующих и выглядела бы как неявная поддержка идеологий, отрицающих естественную и божественную истину человеческой личности.
В документе смешиваются два различных уровня: с одной стороны, личное и пастырское дружелюбие, которое всегда необходимо; с другой — одобрение или пропаганда идеологий, несовместимых с верой. Двусмысленные и теологически неопределенные формулировки никогда не бывают нейтральными; они порождают путаницу и разделение. Таким образом, вместо укрепления единства это способствует дезориентации верующих и выбивает из колеи духовенство. Католическая церковь в Италии, как и везде, рискует быть разорванной изнутри — не из-за внешних преследований, а из-за внутреннего распада.
Церковь должна продолжать любить грешников, но при этом отвергать и осуждать грех; она должна поддерживать отдельных людей, но отвергать идеологии, искажающие правду о человеке, о семье, об обществе и о Боге. Только так она сможет по-настоящему стать закваской мира и надежды.
______________________________________
Иллюстрация: Итальянский кардинал Маттео Мария Цуппи, президент итальянских епископов, присутствует на мессе Седьмого Новемдиале в базилике Святого Петра после похорон Папы и перед конклавом в Ватикане 2 мая 2025 года. (Тициана Фаби / AFP)
Источник: europeanconservative.com
