Проповедь о. Ивана на Последнее Воскресение церковного года
Библейский текст: Ис 65:17-19, 23-25; Отк 21:1-7; Мк 13:31-37
31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.
34 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому своё дело, и приказал привратнику бодрствовать.
35 Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
36 чтобы, придя внезапно, не нашёл вас спящими.
37 А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.
Проповедь:
Братья и сестры во Христе! Сегодня в Евангелии от Марка мы слышим слова которые звучат словно громкое предупреждение сквозь века. Эти слова произносит Сам Господь, призывая Его слушателей, и нас читателей к осознанности и бодрствованию.
В мире, полном отвлекающих факторов и соблазнов, Господь напоминает нам о неминуемом пришествии и необходимости быть готовыми к встрече с Ним. И не зря, ведь мир вечно стремиться найти для человека много всего, что отвлекало бы. Страсти переполняют каждого. И это вовсе не обязательно желание власти, славы и ли богатства. Даже религия может стать способом отвлекающим от Бога…
Да, вы не ослышались, религия это тоже феномен способный не приблизить, а отдалить от Божьего Слова. Мы привыкли к тому, что обычно мир делится на верующий и нет. Однако я вас призвал бы взглянуть иначе. Правильнее все же забыть о неверии, поскольку даже твёрдое убеждение в том, что Бога нет, это тоже вера. Но нужно признать, большинство не обладает крепкой верой в узконаправленном смысле сегодня. — Мы сейчас живём в мире, где настоящей проблемой является скорее не отсутствие какой либо веры, а вера во все подряд. Мне однажды попалось очень точное описание сегодняшнего состояния умов, которое можно было бы окрестить эпохой лего-духовности: ваш коллега читает Библию и общается с духами. Ваш сосед ходит в церковь и верит в карму. Ваша племянница верит в Иисуса, а заодно в астрологию, кристаллы и эннеаграмму. Иисус — мудрый учитель. Крест и карма. Писание и гороскопы…
И все же Господь Говорит: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» То есть Слово Божие останется, несмотря на то, что многое будет нас отвлекать от Него. Но зачем помнить сказанное Господом? О чем хочет предупредить нас Господь?
О конце света. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.» Вдумайтесь в эту силу! Мир, который мы видим, подвержен изменениям, разрушению, временен. Здесь все однажды заканчивается, грешному миру несвойственна вечность. Он подвержен феномену энтропии. Разложения. Любой новый предмет, даже если его не использовать, однажды обращается в прах. И мы, рано или поздно, все сталкиваемся со смертью. И когда-то настанет конец всего. Когда?
Мы слышали сегодня Господа: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время.» (Мк 13:31-33)
Когда мы читаем этот текст, стоит помнить — слова Иисуса вечны, незыблемы и правдивы. Когда всё вокруг кажется хрупким и ненадёжным, когда охватывают сомнения или страх не нужно искать ответов на стороне. Они не принесут нам упокоения. Какую бы религию мы ни взяли ни в одной мы не найдём Господа, любящего нас настолько, чтобы быть готовым принять ради нас мучительную смерть. Именно в словах Такого Бога содержится истинная опора и надежда.
Конечно иногда, в порыве отчаянного горя, людям хочется знать, когда же наступит последний час? Когда наконец не будет места ни горю, ни насилию, ни лицемерию, ни лжи, ни смерти… Но не стоит заниматься предсказаниями и вычислениями. Это бессмысленное занятие, ровно такое же как и поиск ответов в разнообразии религий, каждая из которых предлагает свою эсхатологию, свой ответ на то, что нас ожидает в конце всего.
Расскажу вам одну занимательную историю:
Один молодой человек решил, поступить в ученики к известному философу. Тот просил его об образовании и получил следующий ответ:
Вы не волнуйтесь. Я окончил философский факультет Беркли и только что защитил диссертацию по логике в философии Сократа. А теперь, чтобы восполнить белые пятна в моих познаниях, я хочу углубить свои знания с вашей помощью.
— Философ пристально взглянул на молодого человека и сказал — что же, я устрою тебе тест на логику: справишься — буду с тобой заниматься.
Молодой человек согласился, и философ продолжил.
— Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
У молодого философа глаза на лоб полезли.
— Это тест на логику?!
Философ кивнул.
— Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо!
— Неправильно. Подумай логически: тот, у кого грязное лицо, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и решит, что его лицо тоже чистое. А тот, у кого лицо чистое, посмотрит на того, у кого лицо грязное, решит, что сам тоже испачкался, и пойдёт умываться.
— Хитро придумано! — восхитился гость. — А ну-ка, дайте мне ещё один тест!
— Хорошо, юноша. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
— Но мы уже выяснили — тот, у кого лицо чистое!
— Неправильно. Оба пойдут умываться. Подумай логически: тот, у кого чистое лицо, посмотрит на того, у кого лицо грязное, и решит, что его лицо тоже грязное. А тот, у кого лицо грязное, увидит, что второй пошёл умываться, поймёт, что у него грязное лицо, и тоже пойдёт умываться.
— Я об этом не подумал! Поразительно — я допустил логическую ошибку! Прошу вас, уделите ещё время, давайте ещё один тест!
— Ладно. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
— Ну… Оба пойдут умываться.
— Неправильно. Умываться не пойдёт ни один из них. Подумай логически: тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и не пойдёт умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идёт умываться, поймёт, что его лицо чистое, и тоже не пойдёт умываться.
Молодой человек пришел в отчаяние.
— Ну поверьте, я смогу, я справлюсь! Спросите что-нибудь другое!
— Ладно. Два человека спускаются по дымоходу…
— О Господи! Ни один из них не пойдёт умываться!!!
— Неправильно. Теперь ты убедился, что знания логики Сократа недостаточно, чтобы обрести даже минимальную житейскую мудрость? Скажи мне, как может быть такое, чтобы два человека спускались по одной и той же трубе и один из них испачкал лицо, а другой — нет?! Неужели ты не понимаешь? Весь этот вопрос — бессмыслица, и если ты потратишь жизнь, отвечая на бессмысленные вопросы, то все твои ответы тоже будут лишены смысла!
Вот очень интересная история, не правда ли? И поучительная, ведь попытка найти логику в нашем мире без Бога, Его Творца, поистине обречена на провал. Она лишает радости жизни и подлинного её смысла. Истина только в Боге, и только Он знает и «день и час», и являет собой Мудрость (с большой буквы), и смысл.
Потому лучше сосредоточится на Его Слове. А Он призывает нас не тратить время на праздные домыслы о том, что могло бы быть, или будет, но стремиться жить в соответствии с волей Божьей каждый день. Самое главное здесь — призыв к бодрствованию не в страхе, а в надежде, не в отчаянии, а в предвкушении славы Божьей:
«Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моём; и не услышится в нём более голос плача и голос вопля».
(Ис 65:17-19)
Итак, нас ждёт радость. Но когда же? Говоря о наступлении этого события Иисус использует яркую притчу о хозяине дома, который уходит в путешествие, поручая слугам разные обязанности и приказывая привратнику бодрствовать.
«Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому своё дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придёт хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашёл вас спящими.» (Мк 13:33-36)
Мы – эти слуги, и каждый из нас получил от Бога свой дар, своё служение, свою ответственность. Наша задача – добросовестно исполнять то, что нам доверено, что умеем, что знаем, что можем, пребывая в готовности к возвращению Хозяина.
Но что это значит в готовности? В каком это смысле — «бодрствовать»? Явно здесь не о том, чтобы просто избегать физического сна. Это явно не о трудоголиках. Тогда о ком и о чем?
Что же, по всей видимости это универсальный призыв ко всем без исключения христианам. Независимо от нашего возраста, социального статуса, или обстоятельств, Господь призывает нас здесь к постоянной духовной бдительности. Это непросто, но с Его помощью мы можем воплотить этот призыв к бодрствованию в нашей повседневной жизни. Вот как это можно сделать:
- Найдите время для молитвы и чтения Библии каждый день. Это поможет вам поддерживать живую связь с Богом и укреплять вашу веру.
- Будьте внимательны к своим искушениям и активно им противостоите. Просите Бога о силе, чтобы побеждать грех в вашей жизни.
- Служите другим с любовью и милосердием. Проявляйте заботу о нуждающихся, поддерживайте слабых и помогайте тем, кто в беде.
- Живите так, как если бы Христос мог вернуться в любой момент. Готовы ли вы предстать перед Ним сегодня?
- Делитесь своей верой с другими. Рассказывайте о Христе своим друзьям, семье и коллегам.
Братья и сестры! Слова Иисуса сегодня – это не повод для того, чтобы погрузиться в отчаяние от осознания, что все конечно. Это лишь повод для серьёзного размышления и активных действий. Призыв к бодрствованию – это призыв к осознанной, верующей, благочестивой жизни. Давайте же откликнёмся на этот призыв, чтобы, когда Господь вернётся, Он нашёл нас не спящими, но бодрствующими, верными слугами, готовыми войти в Его вечное Царство.
И тогда то, что увидел Иоанн в своём откровении коснётся однажды и нас:
«Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло».
Аминь.
