ЧАС СПАСЕНИЯ

Проповедь о. Ивана на 2е перед Последним Воскресением церковного года

Библейский текст: Иов 14:1–6 Рим 14:7–9 Лк 18:1–8

1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?

Проповедь.

Дорогие друзья. Сегодня у евангелиста Луки речь идёт о молитве. Господь приводит нам историю о неправедном судье, который выполняет просьбу вдовы, благодаря её настойчивости. Хотя ему вовсе не хотелось этого желать изначально.

Так действительно бывает, достучаться до чиновников порой удаётся только благодаря настойчивости. Иногда нужно стать «лежачим полицейским» чтобы на тебя обратили внимание. Чиновники их жутко недолюбливают: спуску не дают, взяток не берут, а на мигалки вообще плевать хотели.

Но человек все же не кусок резины на асфальте. У него и душа и тело есть. Тяжело стать бесчувственным чурбаном пробивающим ворота чиновничьего равнодушия. И все же Иисус говорит, что при особой настойчивости возможно даже такое чудо.

Но вот о чем это Иисус? К чему Он рассказывает нам историю о неправедном судье? Сразу же после неё Он добавляет: «слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре.»

Когда день и ночь слышишь о несправедливости в этом грешном мире, о том, как тяжело даётся достижение справедливости, кажется, что слова Господа о «скорой защите» какая-то ошибка, что-то в действительности недостижимое.

Но так ли это?

Тайна этой скорой защиты кроется в словах апостола Павла, которые мы сегодня слышали — «никто из нас не живёт для себя, и никто не умирает для себя; а живём ли — для Господа живём; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живём ли или умираем, — всегда Господни». (Римл. 14.7-8)

Скорая защита это вовсе не нечто сиюминутное, земное, это понятие трансцендентное, превышающее наше обыденное человеческое бытие. А раз так, то его действие постоянно, даже если его понимание слишком часто ускользает от нас.

И наверное это правильно, что ускользает. Бог Творец всегда остаётся для нас в чем-то Тайной, хоть истинный смысл у нас всегда на виду благодаря Голгофской жертве. Христианин понимает — его жизнь всегда в руках Господних, чтобы не случилось, мы под защитой Всевышнего. Даже в самый печальный момент Господь с нами. Ведь регулярно причащаясь мы становимся одно целое с Ним, а это значит, что все радости, а также горести и печали, Он переживает как одно Целое с нами.

Нет на земле ни одной религии, где бы Бог не был бы столь близок своему Творению, кроме христианства.

Но хочет ли грешный человек подобного единства? Не знаю. Скорее всего, когда осознает это в полной мере, — страшится. Однажды подобное произошло и с нашим реформатором Мартином Лютером во время служения им впервые в качестве священника.

Вы знаете, что Лютер уже проявил себя тогда как выдающийся учёный и красноречивый оратор. Люди с нетерпением ждали его выхода и отправления первой мессы, и вся его семья также присутствовала в храме.

Лютер долго готовился к этому важному моменту в своей жизни. Он должен был прочитать над хлебом и вином свою первую молитву освящения, чтобы произошло Божественное чудо и после молитвы Слов Христа произнесённых устами простого сына рудокопа, в его руках уже были бы не хлеб и вино, не обычные элементы земной материи, но сами Святые Тело и Кровь Иисуса Христа.

Наступил тот самый момент, нужно было прочитать молитву, и все ждали, когда Лютер произнесёт слова освящения. Он дошёл до этого места в молитве и в тот самый момент всегда такой самонадеянный, уверенно державшийся на публике человек, вдруг застыл. Он начал дрожать, его рот открывался, губы шевелились, но слов не было. Все присутствующие молчаливо призывали молодого священника продолжать, отец чувствовал крайнюю неловкость, испытывая досаду оттого, что его сын не мог прочитать такую простую молитву, которую заучивал тысячи раз.

Все решили, что он просто забыл слова. Но Лютер не забыл слов. Наконец он промямлил их, быстро закончил службу и отошёл от алтаря в величайшем смущении. Позже он объяснил, что с ним все было в порядке, просто он начал размышлять о том, что он, обычный грешник, вдруг набрался неслыханной наглости, и взял в свои осквернённые руки драгоценное тело и кровь Христа. Лютер настолько остро почувствовал себя недостойным, что застыл и в тот момент не мог владеть собой.

Грешный человек боится Гнева Божия, своей недостойности пред Всевышним. И масло в огонь этих страхов подливает сам сатана. Ещё бы, ведь чем мы недостойней себя ощущаем, тем больше вероятность того, что от необоснованных страхов предпочтём либо поверить в то, что Бога нет, а значит нет ни грехов, ни наказания, и можно жить как хочется, не особо беспокоясь о собственных поступках и их последствиях. Либо от страха станем фанатиками от религии, убеждая себя, что именно нам как раз и известен секрет Вечной Жизни, и Бог у нас давно на посылках, словно золотая рыбка у безумной старухи в сказке А. С. Пушкина.

Поистине не стоит предаваться подобным страхам. Ведь мы Господни. Бог у нас не на посылках, Он нам Отец, который прощает и любит своих детей до такой степени, что с готовностью Сам принимает наказание за наши с вами грехи.

Взаимоотношение Бога и человека это история о Милосердии, что не знает границ. А раз так, не стоит отчаиваться если вдруг кажется, что Бог где-то запаздывает со своей справедливостью. Кто знает, возможно в Его планах как раз в очередной раз проявить милосердие к этому грешному миру? Разве не так?

Когда тяжело, просто отдайтесь молитве. Поговорите с Богом, слово не может быть напрасным, знайте, Он действительно слышит.

Шёл по сельской местности один пастор и, проходя мимо одной из деревень, увидел женщину, обратившуюся к нему за молитвенной помощью для больного ребёнка неподалёку.

Он отправился в эту деревню, и его обступила толпа, так как священнослужители в этой деревне были редкостью. К нему привели больного ребёнка, и он помолился о нем.

«Неужели ты думаешь, что твоя молитва поможет, если даже медицина оказалась бессильной?» — заорал кто-то из толпы.

«Ты ничего не понимаешь в этом! Ты глупец!» – ответил пастор.

Крикуна сильно разозлили эти слова, и его лицо запылало от ярости. Он было готов уже сказать что-то в ответ или даже наброситься на пастора, однако пастор сам подошёл к нему и сказал: «Если одно слово обладает такой силой ввести тебя в гнев, почему бы другое не могло обладать силой исцелять?»

И таким образом в этот день пастор исцелил сразу двоих.

Дай Бог нам никогда не забывать ни о силе молитвы, ни её самой, ни того, что Господь всегда рядом. Аминь.

Иллюстрация: Притча о судье неправедном. Эжен Бернанд.