Библейский текст: Ис 60:1–6 Еф 3:2–3а,5–6 Мф 2:1–12
1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
Проповедь
Сегодня литургия Церкви и Евангелие обращает наш взгляд на место, где не слышно криков торговли, где вместо громких разговоров между людьми и повседневной гонки за хлебом, деньгами и удачей, господствует тишина молитвы и встреча личностей: Бога и человека.
Здесь всех объединяет вера ожидания, чистые слёзы покаяния, любви, и радость в надежде, что Мессия-Спаситель уже близко. Это место – колыбель Небесного младенца, ставшего для мира Благой вестью и надеждой спасения от суеты всепоглощающей суеты вечной погони за несбыточным счастьем. Отныне – счастье возможно! Сегодня многие христиане хорошо понимают, насколько важно для их духовной жизни тишина Божьего присутствия. Ночная тишина, окружающая колыбель рождества — это не более чем идиллическая картина. Но этот образ говорит нам о близком общении с Создателем, в котором восстанавливаются человеческие духовные силы. Чтобы установить связь с Богом, не нужны современные средства коммуникации, нужно лишь одно – желание общаться с Ним. Начните с молитвы, и чтения Его Слова, приходите в церковь к Таинству Алтаря, и вы обретете Младенца Христа, в вашей душе произойдет Епифания – Богоявление, встреча Бога и человека. А именно это и есть часто неосознанное, тайное желание любой человеческой души, жаждущей счастья.
Посещение волхвов, ищущих Бога, показывает нам этот конец духовного поиска – все того же Святого младенца Иисуса, философский камень истинной духовности.
Иисус Христос стал Человеком, чтобы соединить Небо и землю, Слово и плоть, Бога и нас, он входит в мир, и лежит в колыбели, как любой грешник. Предвечный Бог и рожденный Человек.
Иисус, принимая тело человека, берёт на себя и грехи человеческие. Однако волхвы, ведомые путеводной звездою Божественного света, осознают, что младенец, лежащий пред ними в колыбели, это долгожданный Мессия, что в Нём и через Него Бог все соединит с Собою, что в Нем и через Него совершится спасение.
Но как так могло случится, что волхвы узрели своими человеческими усилиями Божественное явление? И человеческими ли? Ведь Благодать Божия это дело Божие. Как же это произошло, что волхвы сумели разглядеть в появившейся на небе звезде знак рождения Мессии? Так может все же астрология и волхование вовсе не противоречит христианскому учению?
Ну, прежде всего, нужно сказать, что явление на небе звезды было предсказано Богом через Ветхий завет: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Книга Числа. 24, 17).
У пророка Исайи (Ис. 60, 1—6) мы видим: «Восстань, светись, Иерусалим; ибо пришел Свет твой, и слава Господня взошла над тобою... и придут народы к свету твоему, а цари — к восходящему над тобою сиянию... все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господню».
В псалме 71 мы читаем: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары.» (Пс. 71, 10).
Пророк Даниил, который был назначен в вавилонском плену начальником волхвов (Дан. 2, 48), естественно, знал эти предсказания и не скрывал их. Кроме того, лично ему принадлежат пророчества о времени Рождества Богомладенца (Дан. 9, 25). Эти данные, указывающие на события чрезвычайной важности (время, место и обстоятельства Рождества Христова) были зафиксированы и надежно хранимы той жреческой школой, во главе которой, в силу сложившихся обстоятельств, стоял пророк, и по преемственности передавались волхвами из поколения в поколение.
По данным благочестивого астронома Кеплера (XVII), подтвержденными современными астрономическими данными, волхвы могли увидеть совпадение планет Юпитера, Сатурна и Марса с еще какой-то необыкновенной звездой, и оно действительно явилось бы им на востоке, ибо 29 мая 747 г. произошло за 3,5 часа до восхода солнца. Если они тогда же отправились в путь, то, вероятно, через пять с лишним месяцев они достигли Иерусалима — Ездра ехал 4 месяца из Вавилона в Иерусалим (Езд. 7, 9), и, следовательно, если они вечером отправились из Иерусалима в Вифлеем, то опять видели совпадение планет в направлении к Вифлеему.
Так же возможно, что Бог открылся магам прежде, чем они увидели звезду, как Он сделал это и после (Мф. 2, 12). Ибо известно, что «Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4), все без исключения, и Он старается спасти каждого только Ему одному ведомыми, оптимальными для этого человека путями.
Из всего вышесказанного о волхвах, пришедших поклониться Христу, можно сделать вывод, что не благодаря магии и астрологии узнали волхвы время и место Рождества Христова, а благодаря тому, что Сам Господь открыл им это тем путем, который посчитал для них и их спасения лучшим. Так что никакой заслуги астрологии в факте пришествия волхвов по звезде к месту Рождества Христова нет.
Да и сколько их было? Интересно, но в Евангелиях не указано, что волхвов было именно трое. Возможно их количество исходит от общей суммы даров, преподнесенных Спасителю – три дара, три дарителя. Средневековые же легенды наделили волхвов именами: Каспар, Мельхиор и Валтасар. Это получило свое отражение и в искусстве. Их стали изображать представителями разных рас, символизирующих весь мир: Каспар – Восток, Мельхиор – Европу, а Валтасар – Африку.
Хотя, впрочем, легенды могли появиться и не на пустом месте. Мы христиане всегда трепетно относились ко всему, что связано с историей Господа. В том числе и к истории Его появления на свет. Так что, если придерживаться христианской устной традиции, то волхвы вполне реальные личности, которым, по воле Божией открылся язык Небес.
Небо и звезды — такое творение рук Божьих, которое видимо всем. Поэтому в определенных случаях Господом посредством их вполне могут даваться знамения, возвещающие важные события в грядущей судьбе человечества.
Так, во время крестных мук Спасителя, перед самой Его смертью «сделалась тьма по всей земле до часа девятого. И померкло солнце...» (Лк. 23, 44—45). Людям возвещалось, что человеческими руками убит Тот, Который пришел спасти род человеческий, возвестить и открыть путь ко спасению, к Царству Небесному. Произошла временная победа тьмы, совершилось дело беззакония, в знак этого земля покрылась тьмой. Умер Иисус Христос — Солнце правды, Источник, дарующий вечную жизнь, померкло чувственное солнце — источник материальной жизни.
Мы читаем в Евангелии о том, что при кончине века, перед вторым пришествием Христовым «будут знамения в солнце и луне, и звездах... и ужасные явления, и великие знамения с неба» (Лк. 21, 25, 11), которые в сочетании с другими предсказанными событиями и явлениями не оставят сомнения в том, что приблизилось время второго пришествия Христова и конца существующего мира. Таким образом, для понимания знамений небесных, посылаемых от Господа, не требуется знаний толкований астрологов; каждый, кто изучал Священное Писание, не усомнится в происходящем.
Кстати, каждое воскресение, мы с вами, дорогие прихожане, имеем возможность повторить тот уникальный опыт, что имели волхвы в день Епифании – Богоявления. Да, да, мы можем стать практически теми же волхвами, которым явилась Слава небес. Взгляните сюда, на Алтарь, на котором свершается великое Таинство христианской церкви – Евхаристия.
Именно Евхаристия является таинством встречи личностей: Бога и человека. Посещение нас Иисусом. Евхаристия есть тишина Божественной тайны, которая вдруг открывается нам. Так Бог освящает наш земной дом. Не зря на дверях церквей и домов в день Епифании традиционно пишут латинские буквы CMB, что иногда интерпретируют как первые буквы имён трёх волхвов — Каспара, Мельхиора и Валтазара; а иногда именно как первые буквы латинской фразы «Christus mansionem benedicat», что означает «Да благословит Христос этот дом – лат.»
Иисус приходит к нам каждый раз, хотя мы недостойны этого. Надо нам принять Его, потому что только Он знает, что надлежит сделать, дабы «совершить правду», дабы иметь удел быть причастными к великим делам Божьим. И только здесь, в Евхаристии, принимая Его, мы становимся свидетелями и участниками Его Любви в достойной и праведной жизни.
В Нём спасение и надежда наша.
«Господи, я не достоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя».
Аминь.