
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Господь говорит сегодня в Евангелии: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко»
Найдёте покой душам вашим… Наш покой во Христе совсем не как у буддистов, не такой как нирвана, что мы успокоились и зависли в бездействии, расслабились, ничего не делаем, тишина…
Покой во Христе на практике оказывается иногда очень даже беспокойным и очень динамичным, в активном движении. Движение вверх и вперёд.
Наш покой во Христе – он как полёт, ведь это вечная жизнь. Вечная жизнь сейчас, которая движется и нас сдвигает с места. Наш полёт во Христе – это воскресение.
И сегодня в Четвёртое воскресенье после Пасхи я приветствую вас этими же знакомыми словами: Христос воскрес! Воистину воскрес!
Вот и наш покой во Христе – это Христос воскрес – воистину воскрес! И мы воскресаем с Ним. Мы живём Его воскресением. Живём сейчас, а не только в будущем. Мы уже сейчас учимся воспринимать нашу жизнь, как покой во Христе, который в движении, который не стоит на месте.
Вы слышали сегодня чтения из 11 главы Матфея, там Иисус говорит: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам». Лука этот момент усиливает, добавляя в начале «Возрадовался», т.е. с радостью говорит это: «Возрадовался Иисус и сказал: славлю Тебя Отче, что Ты утаил сие от мудрых…» Стоп. А вам не кажется это странным? Как так? Утаивать разве хорошо? Можно что-то сохранить и в тайне от некоторых, да? Не выглядит ли это как-то гностически, изотерически, что только для некоторых открыта истина, а для других нет? Как так? Одним открывает, а от других умышленно утаивает? Смущает слегка такой метод: некие тайные знания, тайные для одних и открытые другим.
И кроме того, раз от мудрых это нечто важное пришлось утаивать, то мудрость это плохо, так? И эти строки Священного Писания в истории церкви истолковывались очень по-разному. И иногда всяким мудрецам доставалось очень сильно. Да, основываясь на этих словах Христа – некоторых обзывали: ты что? Слишком умный что ли? Много знаешь? Всё Писание выучил, все заповеди? А мы вот не знаем ни чего такого, а нас Христос спасает. Мы пойдём на Небеса с Ним, а вы слишком умные, сидите там вот знайте своё место книжники и фарисеи – от вас это утаено, вы спасены не будете.
С первых строк евангельского чтения сегодня – Христос нам открывает особенный, непривычный взгляд на откровение. Как Он открывает Себя. И это слово «открывает» – в нём уже есть подсказка. Он открыл Себя. И даже через неразумных.
Вот Он смотрит на апостолов Своих, слушает их, а они вернулись, и они говорят радостно «Господи! Нам бесы повинуются». И Христос говорит им: «не тому радуйтесь, что бесы вам повинуются (например, собственные бесы: бес гордыни, бес зависти, бес пустословия или бес упрёков и бес недовольного ворчания), не тому радуйтесь, что бесы повинуются, что болезни исцеляются, а тому радуйтесь, что имена ваши записаны на небесах. И после этого у Луки там такие слова, где «возрадовался Господь». Да, это вот как раз про ту другую радость. Про радость небесную.
Господь открывается вот этим неразумным, Он открывает Себя вот этим младенцам, а через них, через неразумных младенцев апостолов – Он открывается всем.
Христос открывается всем, чтобы всех собрать. И даже тех, кто в начале нам кажутся вне списка, от кого утаилось, от разумных, от мудрых. Открывшись, Христос через младенцев, через Его апостолов – Он теперь открыт и для тех, кто считал себя разумными и мудрыми, и для фарисеев, и для книжников, и для язычников, для всех кто вокруг.
Понятно теперь кто такие здесь в этом контексте эти младенцы, а кто мудрецы? Они же все могут быть формально одного возраста даже. Возможно, даже они все одного сословья в обществе. Они в моменте сейчас практически не отличимы, но есть разница.
Мудрецы перестали учиться (помните, как не здоровые нуждаются во враче, но больные). Мудрецы здесь это те, кто перестали учиться. Перестали слушать. Они уже всё и так знают. А младенцы напротив: они ещё ничего не знают. Младенец слушает. Он учится. Для такого человека: всё это новые открытия. Он слышит новое, он новое видит, прислушивается, впитывает. Да, некоторые люди независимо от возраста умеют учиться. Это умение оставаться младенцами особенно в вопросах веры. Быть слушающими и открытыми.
А бывает и молодой человек, а уже всё знает. Так вот, мудрец, от которого утаилось – это тот, кто думает, что всё уже знает. Он не готов воспринять что-то новое. Не готов услышать то, о чём говорит Христос. Он думает: я всё уже знаю, или я уже достаточно понимаю, не надо меня тут учить ещё. От такого мудреца утаилась истина, потому что он думает, что всё уже, он наполнен, что он уже хорошо знает истину.
Так, «мудрость» или младенчество здесь в готовности слушать и слышать, и вникать, даже если это новое откровение непривычно и обескураживает. Бог двигает нас к новому. Он творит всё новое. Он и по сей день удивительно творит всё новое, и творит порой из ничего, как в самом начале творения, так и сегодня, вот прямо сейчас.
Так, если вы не будете открыты новому, то подобно этим мудрецам – и от вас будет сокрыто, будет утаено очень много. Много того, что нам на самом деле нужно.
Итак, слово «утаил» не о тайном учении, не о гностических каких-то глубинах. Но это о том, что человек сам закрывается, закрывается от откровения.
Закрывается от откровения. Откровение – это Апокалипсис. В греческом это то же слово. Откровение и Апокалипсис.
Христос открывает Себя. Открывает Себя нам. И так для каждого из нас лично наступает этот Апокалипсис. И бывает страшно. Мы иногда боимся его. Потому что боимся чего-то нового. Ох как страшно. Новое иногда так пугает, и мы отталкиваемся и отворачиваемся, зажмуриваемся и затыкаем уши, закрываем глаза, чтобы нет, нет, это не моё, не для меня, не про меня. Неправильно это, непривычно и неразумно.
Спокойнее жить в знакомых для нас рамках, в правилах, в шаблонах, в распорядках, которые для нас так близки и обычны в нашей повседневной жизни. (пауза)
В тексте сегодня так много ещё удивительного. Там про лёгкость, про труд (все труждающиеся и обременённые). Придите ко Мне – а, вот ещё про ходьбу – придите…
Почти каждое слово в нескольких строчках, в короткой цитате из слов Христа, как концентрат. Каждое слово как начало целой цепочки замечательных образов и удивительных идей.
Христос говорит: «придите ко Мне все труждающиеся и обременённые». Вот кто это – эти «труждающиеся»? Кто это такие? Это те, кто работает, кто трудится? Обременённые – это у кого кредиты или имущество в залоге? Это вообще может быть синонимы: труждающиеся и обременённые – или нет? Ой, а может применим эти гностические методы и тогда предположим, что труждающиеся это Израиль, а обремененённые – это язычники, которые Закон не знают, но всё равно пойдут в ад, потому что от обременённости законом никому никуда не деться.
Но там были попроще слушатели, те, к кому Иисус конкретно обращал эти слова. Он имел ввиду вообще всех людей. И акцент, ударение тут хорошо делать на слове «все». Вот послушайте, что Иисус сказал: «Придите ко Мне ВСЕ – труждающиеся и обременённые». Все. Это относится ко всем людям. Это не так, как все кто трудоустроен (к неработающим типа это не относится), или все кто в тоске и депрессии, или кто только в труде или беременный, а к другим не относится, нет. Это про всех, это ко всем обращены эти слова Спасителя. Он приглашает к Себе всех людей.
Придите ко Мне. Это ко всем. И, наверное, и к вам, к лютеранам это тоже относится. Представляете, что это значит? Вот Солнце к вам обращается: придите ко Мне и вы идёте ближе и сгораете. Вот как (согласно лютеранскому исповеданию) можно прийти к Богу? Как это – прийти? Может тут перевод неверный или для спасения не только Христос, но и я куда-то должен пойти и продолжать идти дальше и что так всю жизнь?
Придите ко Мне. И просыпается во мне лютеранин. О чём тут речь вообще? Придите?
О чём это? О Законе, о покаянии? О добрых делах? О чём речь?
Оксюморон, парадоксальность слов Христа здесь в том, что это Он приходит. Это Он приходит к нам. Ко всем. Мы не можем сами прийти. Он приходит.
Это же очевидно! Он говорит: придите ко Мне, а ведь Он уже стоит посреди них. Он посреди нас Сам. Он приходит к ученикам сквозь закрытые двери приходит и говорит: «мир вам!»
И вот мы читаем. И слушаем Иисуса сегодня. И в нас смешанные, и, кажется, противоречивые чувства. Мы ж по-лютерански понимаем, что сами не можем прийти к Нему. Более того, мы отлично понимаем, что скорее мы сами именно уходим от Него. Это факт. Уходим, а не приходим. Убегаем, прячемся, закрываемся в страхе. А Он проникает в нашу жизнь Сам. Вот Он стоит посреди нас и говорит «мир вам, придите ко мне».
Слова «Придите ко Мне» – это и обличение, которое разоблачает нас, нас – неспособных приходить, неспособных идти за Ним, убегающих наоборот от Бога. И это прославление Бога. И мы славим Христа вместе с апостолами, вместе с церковью – что не смотря на наше упрямство, не смотря на наше желание жить обычной простой повседневной жизнью по Закону. Вопреки этому всему. Он Сам вторгается в нашу жизнь. И Евангелие выворачивает нас и поднимает нас из этой смертной жизни Он поднимает нас к небесам.
И небо пасхально светится воскресением Христовым. Вот оно здесь и сейчас – превосходящее разумение наше – Его бытие, Его спасение. И уже здесь на земле в нашу жизнь проникает Его покой. Тот покой, который словно чудесный полёт во Христе. Как же это прекрасно наполняет нашу жизнь воскресением и вечной жизнью.
Трудность. Труждающиеся мы и обременённые, мы слышим это и вспоминаем как согрешили Адам и Ева, как Бог говорит: «в поте лица будете хлеб свой добывать». Мы словно опять проваливаемся в отчаянную трудность нашей жизни…
И Христос выводит нас из этого затруднения. Он нашу трудную и озабоченную жизнь выводит к Своему покою. Внимание. Вы только задумайтесь об этом. Прочувствуйте это. Господь нас выводит не в другую трудность – (типа) трудность христианской жизни. Нет. Он нас выводит из трудности – в лёгкость. Иго Моё благо, бремя моё легко. Покой дам душам вашим. Туда, куда ведёт нас Господь – это легко. Это легко.
Жизнь христианина, христианская вера – это не труд, это не работа, в том смысле слова, когда мы можем устать от этого. Когда мы устаём от христианской веры – это означает, что мы подменили христианство чем-то своим. Своими планами, своими делами, своими усилиями. Как фарисеи. Как «мудрые» язычники.
Но христианство это отдых от греха. Человек устаёт от греха. Отягощает человека то, что связано с его греховной природой. Как Адам и Ева в поте лица своего добывают свой хлеб. А Христос вытягивает нас к воскресению. Он чудесно ведёт нас к такой жизни, в которой легко. Если чувствуете от христианства усталость – задумайтесь. Ведь это не христианство вас утомило. Это что-то своё, ветхое. Но, вода крещения уже смыла трудовой пот с лица вашего. И не только с лица.
Христос не ожидает от вас этих титанических усилий и подвигов. Он спасает вас из этого отягощения – в лёгкость. Он выводит нас к чуду воскресения.
Его покой – это словно полёт. Мы летим вместе с Ним. Это как левитация. Христос воскрес, и Он нас с вами воскрешает. Его воскресение не в прошлом только. Наше воскресение не когда-то в будущем. Да, это всё реально происходит здесь и сейчас.
Христос выдёргивает нас из этой тугой и плотной почвы умирающего мира сего и Он приподнимает нас вверх – поднимает нас на крыльях Духа Святого, и Он несёт нас дальше, и мы летим с Ним над землёй. Движение вверх и вперёд.
Знающий, что умрёт – уже мёртв. Знающий, что воскреснет – он уже воскрес.
Верующий в жизнь вечную – живёт вечно уже сейчас. Вот такой живой покой во Христе.
Это воскресение из мёртвых. Это вознесение к небу. Вот так вечная жизнь сейчас раскрывается, открывается нам в словах Христа. Он открывает нам Отца Небесного, и открывает не так как что-то знакомое и уже многократно открытой (как открывают банку с консервами, нет). Его откровение – это новое. Иисус открывает нам совершенно не присущее этому миру – преодоление смерти, воскресение. Это новая жизнь.
Сегодня Иисус говорит эти замечательные слова именно тебе. Он говорит и Его слова неизменно живо и действенно по-настоящему дарует тебе то, что обещает:
Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирён сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Аминь.