«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви, ибо любящий другого исполнил закон. Потому что заповеди: “Не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не завидуй” — и какая бы ни была иная заповедь, — все заключаются в этом слове: “Люби ближнего твоего, как самого себя.” Любовь не делает ближнему зла; и так, любовь есть исполнение закона.» — Римлянам 13:8–10
Фраза «люби ближнего» часто повторяется в Библии. Многие не осознают, что, говоря людям любить ближнего, Иисус цитировал Ветхий Завет. Здесь Павел цитирует Иисуса. Был ли Павел там, когда Иисус сказал, что весь закон и пророки заключаются в этой заповеди (Матфея 22:37–40)? Евангелия, вероятно, еще не были написаны на момент написания Послания к Римлянам. Если он не был там, рассказал ли ему об этом кто-то? Или сам Иисус открыл ему эти слова напрямую? Мы не знаем.
Когда Иисус учил людей любить ближнего, они хотели узнать: Кто мой ближний?
Мне кажется, мы задаём тот же самый вопрос и сегодня: Кто мой ближний?
Христиане отвечают на этот вопрос по-разному:
— Только рожденные в США граждане по крови — мои ближние.
— Только белые люди — мои ближние.
— Только гетеросексуальные — мои ближние.
— В некоторых случаях — только мужчины.
По крайней мере, создаётся впечатление, что именно так христиане отвечают. Иначе разве они не вели бы себя более по-любовному к другим? К бедным, к угнетённым, к наименьшим из них? Хотя бы они выступали бы в защиту других — иммигранта, палестинского ребёнка или матери-одиночки, — а не молчали бы или не радовались бы, когда этим людям вредят или лишают их прав и помощи.
Ведь это не любовь.
Так что, может быть, нужно задать два вопроса:
Кто мой ближний?
и Что значит любить ближнего?
Когда Иисуса спросили первый вопрос, Он, как обычно, ответил притчей.
Притча о добром самарянине — одна из самых известных. В пересказе: Иисус рассказывает о человеке, который шёл из Иерусалима в Иерихон. Многие евреи направлялись в Иерусалим для поклонения, так что, скорее всего, этот человек возвращался домой. В I веке дорога между Иерусалимом и Иерихоном была около 18 миль. Люди путешествовали пешком или на осле. Это занимало целый день.
Этот человек был где-то на пути, когда на него напали разбойники. Они украли его имущество и одежду, сильно избили и оставили ни с чем в канаве на обочине дороги.
Через некоторое время по дороге прошёл священник из храма. Он увидел человека и не сделал ничего. Потом прошёл левит — тоже работник храма — увидел его и тоже ничего не сделал. Эти двое были соотечественниками пострадавшего. Члены того же храма. Но они проигнорировали его нужду — не захотели запачкаться или были слишком заняты.
Наконец, прошёл человек, которого Иисус называет самарянином. Самарянин — это этническая принадлежность. Интересно, что первых двух Иисус называет по должности, а этого — по этнической принадлежности. Мы не знаем, был ли он богатым или бедным, но он остановился. Он увидел человека у дороги и помог ему.
Самаряне были изгоями в еврейском обществе, потому что верили немного иначе и не соблюдали всех тех же законов. Евреям запрещалось общаться с самарянами. Но это был человеческий закон, а не Божий. Если бы всё было наоборот, и самарянин лежал бы у дороги, маловероятно, что еврей помог бы ему.
Важно также отметить: по еврейскому закону этот самарянин, прикоснувшись к крови, стал бы ритуально нечистым. Он был в пути, но всё равно нашёл время, вышел из своего маршрута, потратил собственные ресурсы и деньги, чтобы помочь незнакомцу.
Когда Иисус спросил слушателей: Кто был ближним для человека, которого ограбили? — они ответили правильно: Тот, кто проявил к нему милосердие.
Иисус сказал: “Иди и поступай так же.”
Поступай так же.
Имей милосердие. Проявляй милосердие. Будь милосердным.
Вспомним Михея 6:8:
«О, человек! Сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить милосердие и смиренно ходить с Богом твоим.»
Я думаю о том, кого в истории символизирует ограбленный человек. Может быть, он символизирует бедных, уязвимых, угнетённых? Всех, кого жизнь сокрушила, кого несправедливые системы сломали, кого богатые ограбили?
Религиозные люди могут пройти мимо, поблагодарив судьбу, что это не они, и делая вид, что никого там нет. Им не хочется пачкать руки. Или они слишком заняты. А может, они винят жертву, считая, что она «сама виновата».
Самарянин — неожиданный герой истории. Именно его хвалит Иисус. Именно он жертвует своим временем, деньгами, ресурсами и состраданием ради незнакомца в беде. Это не был человек из его города, ведь евреи и самаряне не жили вместе. Он мог быть даже не из той же страны. Но он проявил милосердие. И именно это велит нам делать Иисус.
Мы призваны проявлять милосердие.
Не только к тем, кто живёт по соседству. Не только к прихожанам. Не только к христианам. Не только к гражданам США, белым или мужчинам. А к каждому и каждой, кто побит, оставлен, оттеснён или обнищал.
Так что значит любить ближнего?
Люби ближнего, как самого себя.
Желай ближнему того же, чего желаешь себе и своей семье. Борись за то, чтобы ближний имел то, что есть у тебя или что ты сам хочешь иметь. Что это может быть?
Любовь. Вера. Безопасность. Стабильность. Возможности. Справедливость. Свобода.
Матфея 7:12 говорит:
«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.»
А в Матфея 25 говорится ещё строже: то, что мы сделали одному из наименьших, мы сделали Самому Христу.
Как мы относимся к бедным — так мы относимся ко Христу.
Как мы относимся к маргинализированным — так мы относимся ко Христу.
Как мы относимся к чужакам — так мы относимся ко Христу.
Как мы относимся к женщинам — так мы относимся ко Христу.
Уважаем ли мы Христа так, как Он этого достоин?
Вот что сделал самарянин.
Вот к чему мы призваны.
Об авторе: С.М. Рид
Обладатель двух магистерских степеней — в богословии и психологии. С детства в церкви, имеет опыт служения и лидерства. В настоящее время обучается по программе Master of Divinity с целью заняться пасторским служением.
Источник: www.baznica.info