Лютеранская Исповедь: преемственность и Благодать

В контексте лютеранской церкви, признающей апостольскую преемственность, исповедь занимает особое место, соединяя в себе традиции лютеранского богословия и почтение к исторической Церкви. Исповедь в Евангелическо-лютеранской традиции, рассматриваемая как дар благодати, является неотъемлемой частью духовной жизни верующего, подчеркивая его греховность и одновременно указывая на безграничное милосердие Божье.

Две Части Исповеди:

Согласно лютеранскому учению, исповедь состоит из двух неразрывно связанных частей: признания грехов и отпущения грехов. Сначала, верующий осознает и признает свою греховность перед Богом. Затем, через духовного служителя церкви, священника – он принимает отпущение грехов, которое, по лютеранскому вероучению, исходит от Самого Бога. Это отпущение даётся даром, по милости Божьей, без наложения особых епитимий или какой-либо формы наказания.

Общая и Частная Исповедь:

Лютеранская церковь практикует как общую, так и частную исповедь.

Общая исповедь является неотъемлемой частью литургии, обычно предваряет Святое Причастие. Верующие совместно признают свою греховность, после чего священник произносит слова отпущения грехов.

Частная исповедь, совершаемая наедине с духовенством, не является обязательной, но доступна для тех, кто ищет более личного и индивидуального душепопечения.

Обычно для подготовки к такой частной исповеди верующие используют раздел Краткого Катехизиса М. Лютера «Десять Заповедей». Это помогает понять в чем может быть личная вина кающегося перед Богом и людьми.

Богословие Благодати и Отвержение Заслуг:

Важно подчеркнуть, что в лютеранской теологии прощение грехов основывается исключительно на милосердии Бога и вере в искупительную Жертву Иисуса Христа. Лютеране твердо верят, что спасение достигается только верой, а не собственными заслугами, добрыми делами или каким то особым видом покаяния. Отпущение грехов, произносимое священником, является выражением Божьей любви и милосердия, дарованным по благодати, без каких-либо условий или компенсаций. Тут священник лишь инструмент в руках Бога и Его Церкви, осуществляющий ту чудесную функцию, к которой он призван через рукоположение.

Так в Лютеранской церкви, с ее акцентом на литургическом богослужении и преемственности с древней Церковью, исповедь имеет особую значимость. Признание апостольского преемства подчеркивает роль священства как посредника Божьей благодати. Священник, как представитель Христа, действует «in persona Christi» (в лице Христа), провозглашая прощение грехов от имени Самого Бога.

Особое значение исповеди у лютеран:

  • Центральное место в богослужении: Исповедь и отпущение грехов являются неотъемлемой частью лютеранской литургии, напоминая о необходимости покаяния и о Милосердии Божьем.
  • Богословие благодати: Подчеркивает, что прощение грехов — это дар Божий, а не результат человеческих усилий. Оно дано не каждому, но тем, кого Господь для этого поставил или лично (апостолы), или посредством церковного рукоположения (апостольская преемственость): «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». (Ин.20:22-23)
  • Укрепление веры: Служит напоминанием о греховности человека и, в то же время, о Божьей любви и милосердии.

Итак, резюмируем:

В лютеранской церкви, исповедь предстает прежде всего как дар Божьей благодати, полученный через служителей, сохраняющих преемственность с церковью апостолов. Она служит напоминанием о нашей греховности, но также и о бесконечной любви и милосердии Бога, дарованном нам через Иисуса Христа.

Именно через исповедь, для верующих спасительное действие Таинства Крещения обретает свое проявление в настоящем дне, не просто заверяя, но подтверждая, устами священника принимающего исповедь, — благодать Божьего прощения: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1е Петра 3:21)

О. Иван 2025г.