Проповедь о. И. Чернышева день Святого Архангела Михаила и ангелов.
Библейский текст: Нав 5:13–15; Отк 12:7–12а(12б); Мф 18:1–6,10-11
1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
5 и кто примет одно такое дитя во имя Моё, тот Меня принимает;
6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы
10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного.
11 Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее.
Проповедь:
Дорогие прихожане,
Сегодня мы празднуем Михайлов день, праздник святого архангела Михаила и всех ангелов. Это день, когда мы обращаем свой взор в небеса, чтобы напомнить себе о бесчисленном воинстве ангелов, окружающих престол Божий, и, в частности, почтить Михаила Архангела, чьё имя означает «Кто как Бог?».
Давайте взглянем на наши сегодняшние чтения. Что же там? Мы можем сказать, что они сплетаются в гобелен силы, смирения и Божественного замысла.
В Книге Иисуса Навина мы встречаем таинственного вождя воинства Господня. Это не просто солдат, а небесное существо, требующее почтения и послушания. Иисус Навин, сам могущественный вождь, преклоняет колени в смиренном признании власти Бога, представленного этим ангельским посланником.
Затем, в Книге Откровения, нам даётся представление о космической битве между добром и злом. Михаил и его ангелы ведут войну против дракона, того древнего змея, который называется диаволом. Это конфликт эпических масштабов, борьба за саму душу творения. И в конце концов, именно Михаил и его ангелы побеждают, сбрасывая дьявола на землю. Отрывок заканчивается словами: «Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них!», признанием одержанной победы. И вот, пав на землю, сатана не остановился, он превратил жизнь первых людей в ад, внеся сюда к нам вместе с искушением греха массу горестей. Однако, как свидетельствует Иоанн: «Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошёл диавол в сильной ярости, зная, что НЕМНОГО ему остаётся времени». Павшему ангелу зла, рано или поздно, но придёт конец. А по сравнению с Вечностью, вся его бравада лишь миг!
И вот, наконец, мы обращаемся к Евангелию от Матфея, где ученики спрашивают Иисуса: «Кто больше в Царстве Небесном?». Иисус, как Он это часто делает, переворачивает их ожидания с ног на голову. Он подзывает к себе маленького ребёнка и говорит: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».
Что это? О чем это Господь? Что он этим пытается сказать нам? Говорит ли Он, что мы должны быть подобны старикам впавшим в детство? Да, подобное в жизни случается…
Но нет, конечно, нет. Он указывает на качества смирения, доверия и зависимости, которые так характерны для детей. Быть великим в Царстве Небесном значит быть как ребёнок, подходить к Богу с духом открытости и уязвимости. Это признавать нашу потребность в благодати и милости. Ведь это важно — доверие… вера! Именно она спасительна.
Да, нам сложно доверять, мы живём в мире, где за беспечное доверие приходится часто жёстко расплачиваться. Мир, в котором ещё пребывает зло, пытается всеми силами убедить нас в его неизбежности. Потому мы часто относимся с подозрением к словам других:
Босс обратился к секретарше:
— Ты выглядишь уставшей. Что случилось?
— Понимаете, я… Нет, вы не поверите, если я вам всё расскажу.
— Конечно, поверю.
— Нет, не поверите. Я знаю, что не поверите.
— Поверю, поверю. Я обещаю тебе.
— Я сегодня много работала.
— Не верю.
И все же, как бы это ни показалось странным, доверие людям в нашем мире важно, оно, как ни странно, помогает обрести правильное суждение о них. Вот ещё одна история:
В канун совершеннолетия старый индеец объяснял молодому важные правила для его будущей самостоятельной жизни.
— Некоторые люди благородны, как лошади, но есть подлые и низкие, как койоты. Некоторые отважны, как волки, но есть и трусливые, как зайцы. Некоторые прямодушны и сильны, как гризли, но есть и скользкие и увёртливые как ужи. В жизни тебе придётся встретиться с разными людьми. И очень важно не ошибиться. Очень важно правильно себя вести. Очень важно правильно строить отношения с ними.
— Но как же это сделать, если все такие разные? Как не ошибиться?
— Нужно целиться выше… Когда ты направляешь пирогу на другой берег быстрой реки, ты всегда целишься выше места, к которому стремишься. Ведь река всегда снесёт. Когда ты стреляешь из лука, ты всегда делаешь поправку на ветер: он неизбежно снесёт стрелу. Так и с людьми: ты всегда должен думать о них лучше, чем они тебе кажутся. Только тогда ты можешь оказаться прав. Течение зла в жизни всегда сносит вниз, поэтому ты должен целиться выше, чтобы попасть точно!
Выше…
Что же, давайте от историй вернёмся к нашим сегодняшним отрывкам из Писания. На первый взгляд, эти чтения могут показаться разрозненными, но Бог наставляет нас. И вот мы уже поняли, что в мире существуют демонический мир, пытающийся всеми силами убедить нас замкнуться в себе, и не доверять никому. Сначала людям, а затем и Богу. Следующий этап — потеря веры. Ещё бы, если Бог создатель такого мира, где нет места доверию, то есть ли Он вообще?
И все же, кроме демонического мира есть и ангельский, что сражается с демонами. Также у нас есть Иисус Господь, что пришёл взыскать и спасти погибшее, учащий о детском смирении. Какая здесь связь?
Ответ, как мне видится, лежит в природе вопроса об истинной власти, и о служении.
Михаил, архангел, воин, да. Но его сила не его собственная. Она происходит от Бога. Его сила коренится в его ДОВЕРИИ, послушании Божественной воле. Михаил не ищет славы для себя, а только стремится прославить Бога.
Точно так же и путь в Царствие Небесное лежит не через самовозвеличивание или стремление к власти. Он лежит через смирение, служение и любовь. Он заключается в признании того, что все мы дети Божьи, зависящие от Его благодати.
Мы можем не видеть ангелов своими физическими глазами, но они повсюду вокруг нас. Они посланники Бога, хранители верных, помощники, утешители во времена нужды. Они напоминают нам, что мы не одиноки, что мы окружены небесным воинством, которое заботится о нас и молится за нас.
Празднуя Михайлов день, давайте вдохновимся примером святого Михаила и всех ангелов. Будем стремиться быть смиренными, послушными и любящими во всем, что мы делаем. Давайте доверять друг другу, помня о присутствии ангелов в нашей жизни и возблагодарим Бога за их защиту и руководство.
И пусть Благодать Божия никогда не оставляет сердец ваших. Аминь.
