
Проект Кентербери
Католическое движение в шведской церкви
Гуннар Розендаль, доктор философии.
Ректор церкви Святого Петри, Осбю
Выступление в Хейле 9 октября 1950 г.
Сибери-Западная богословская семинария
Эванстон, Иллинойс
Одним из основных условий католического возрождения Церкви является непрерывность. Христианская община может иметь всевозможные католические черты, например, католическую литургию Мессы, католический офис или католическое облачение, и при этом не быть католической. Суть католичества - в непрерывности. Только одна Церковь была основана Христом. Мы не можем основать новую Церковь и назвать ее католической, даже если мы придадим этой новой общине всевозможные католические черты. С самого начала существовала одна, и только одна, Католическая Церковь. Через наши грехи она разделилась, но единство никогда не было полностью утрачено. Из-за разделений и расколов в Церкви все же не существует множества церквей, а есть только одна. Конечно, мы можем говорить о разных церквях и разных католических церквях. Это всегда делалось. Но если мы заглянем за слова и выражения, то, строго говоря, всегда будет только одна Церковь, преемственно связанная с целой и апостольской Церковью первого века. Все эти организации, которые мы называем церквями, являются провинциями или группами провинций этой единой, Святой Католической Церкви.
Сохранила ли Шведская церковь, провинция Католической церкви в Швеции, эту преемственность? Преемственность проявляется во многих чертах Церкви, но обычно мы смотрим на апостольское преемство как на главное средство преемственности с Церковью апостолов. Одно из главных условий для католического возрождения находится в шведской церкви, поскольку наше преемство сохраняется и никогда не подвергалось сомнению. Также и римско-католические богословы, как более ранние, так и более поздние, признавали нашу преемственность как исторический факт, но считали, что намерение отсутствует. Тот факт, что шведская церковь имеет непрерывную преемственность епископского наложения рук вместе с молитвой, был для католического возрождения непременным условием для всей его работы.
Еще одна линия преемственности прослеживается в сохранении того же канона Священного Писания, что и с самого начала. Это один из признаков нерушимого единства со всей Католической Церковью. Три вселенских Символа веры, Апостольский, Никейский и Афанасьевский, составляют еще одно звено преемственности. Возможно, многие читатели будут удивлены тем, что Аугсбургское исповедание цитируется как католический документ, но дело в том, что в нем говорится в ст. XXI: «Cum ecclesia apud nos de nullo articuli fidei dissentiant ab ecclesia catholica tantum paucos quosdam abusus omittant, qui novi sunt» [1], и, ранее в той же статье: «Haec fere summa est doctrina apud nos, in qua cerni potest nihil esse, quod discrepit a Scripturis vel ab ecclesia catholica, vel ab ecclesia romana, quatenus ex scriptoribus nobis nota est.» [2] Если нас удивляет Аугсбургское исповедание, утверждающее, что оно отличается от Римской Церкви только в злоупотреблениях и ни в чем другом, то Tridentinum вызывает не меньшее удивление, заявляя, что fides est humanae salutis initium, fundamentum et radix omnis justificationis [3](Sess. VI. 8). Аугсбургское исповедание - очень католический документ, и удивительно то, как часто его интерпретируют как антикатолическую декларацию. Это Исповедание не стало препятствием для католического Возрождения; напротив, оно было одним из источников его вдохновения, как английская Книга общей молитвы для англиканского Возрождения. То же самое можно сказать и о Шведском церковном уложении, принятом Шведской церковью в 1571 году и действующем до сих пор. Он католический, очень консервативный и очень литургический. Это конгениальный документ шведской реформации, которая, как ни странно, никогда официально не порывала отношений с Римской церковью и не получала анафематствований от Святого престола.
Организация шведской церкви сегодня такая же, как и в первые века ее существования. У нас есть те же древние епископальные соборы, а также несколько новых епархий - всего тринадцать. Но еще важнее то, что мы сохранили те же таинства и те же обряды.
Почему же тогда нам понадобилось возрождение? Почему у нас уже двадцать или более лет существует католическое движение? Если все было сохранено, если католическая сущность и черты были сохранены, что оставалось делать католическому движению?
Несомненно, очень многое, и мы только начали.
I ИСТОРИЯ
Во времена просвещения, в восемнадцатом веке, многие католические черты шведской церкви были преданы забвению. Церковь как таковая сохранила их, но народ Церкви пренебрегал многими из них или использовал их в собственной интерпретации. Так и получилось, что шведская литургия в начале XIX века достигла своего наихудшего выражения, а шведское богословие во втором десятилетии этого века достигло своего низшего уровня. Сакраментальная жизнь шведской церкви была самой бедной во всем мире, церкви были закрыты, за исключением служб, дух общей молитвы угас, службы были бесплодными и скучными. Но это было также время евангелических возрождений с интенсивным благочестием. Таковы были главные признаки жизни в шведской церкви. У нас было несколько видных высокоцерковных деятелей, но в своих взглядах они были скорее дипломатичны и политичны, чем иерархичны. Они никогда не выражали свое высокоцерковное отношение к литургии, сакраментальной жизни или учению о служении, но сохраняли глубокое почитание епископов и священников.
Таким образом, шведская церковь породила пионеров своего католического возрождения. Альберт Лисандер, настоятель церкви Святого Петра в Мальмо, вместе с несколькими священниками в октябре 1919 года основал Содружество Апостольского Исповедания (Sodalitium Confessionis Apostaoicae). Епархиальный д-р Готфрид Биллинг, один из высокоцерковных деятелей, упомянутых выше, и архиепископ Натан Содерблом оказывали поддержку. В то же время граф и графиня Эрик фон Розен вместе с несколькими священниками, среди которых был нынешний руководитель и отец-исповедник Симон Людерс, основали Societas Sanctae Birgittae. В то время как первая гильдия открыта только для священников, особенно для священников Лундской епархии, последняя состоит как из священников, так и из мирян, мужчин и женщин. Эти две гильдии проделали огромную работу для католического возрождения. С самого начала они пытались восстановить благочестивую и сакраментальную жизнь. В то же время они делали все возможное для продвижения католической доктрины. И то, и другое выросло сверх всяких ожиданий. Принять участие в Генеральном капитуле Societas Sanctae Birgittae в церкви Святой Биргитты в Вадстене 23 июля - значит познакомиться с одними из самых прекрасных проявлений литургического богослужения. Новые гильдии появились в самых разных епархиях. Маленькое начало оказалось более плодотворным, чем кто-либо смел надеяться.
Но уже раньше некоторые люди, в основном священники, под влиянием английской церкви, начали работать над католическим возрождением. Ими было создано Шведское церковное общество. Было напечатано несколько книг, которые имели местное влияние, но так и не проникли во всю церковь. Но мы вспоминаем этих первых предтеч Возрождения, преподобного Элиса Шредерхейма, преподобного Хеннинга Сьогрена, преподобного Карла Килена, с величайшим почтением и благодарностью. R. I. P.
В 1935 году была основана новая типография, Pro Ecclesia, и тогда началось очень плодотворное издание книг. Пожалуй, можно сказать, что впервые программа католического Возрождения была сформулирована в четырех пунктах: 1. Восстановление католической веры и доктрины; 2. Возрождение сакраментальной жизни; 3. Изложение доктрины апостольского служения; и 4. Обновление молитвенной жизни с ее службами, ходатайствами и другими формами поклонения. В течение многих лет издавались и распространялись новые книги. Намерения Католического Возрождения выражались все яснее и яснее, однако никакой партии создано не было. Все лидеры Движения были согласны с тем, что Движение должно быть закваской, которая заквасит весь ком, а не партией, ограничивающей себя своими членами. Мы не собирались создавать католическую партию, а хотели сделать национальную Церковь, католическую по своей сути, а также католическую в своей жизни и деятельности. Мы были нацелены на всю Церковь, а не на какую-то ее часть.
Ранее у нас было так называемое «Движение молодой церкви», которое пропагандировало идею церкви, но скорее идею национальной церкви со всей ее романтической историей и героями, чем единой католической церкви Христа в Швеции. Оно принесло с собой особое литургическое возрождение: были основаны две выдающиеся студии церковного искусства Licium и Libraria. Обе они изготовили огромное количество непревзойденно красивых и достойных облачений. Однако они были скорее историческими и археологическими, чем литургическими, и только в последнее время Pro Ecclesia начала производство очень простых и недорогих, но литургически правильных облачений всех видов. Сегодня в большинстве приходов Шведской Церкви имеется исключительно хороший запас облачений для совершения мессы в канонических цветах. Их использование обязательно, поскольку каноническое право предписывает их для празднования Мессы. Каждый священник рукополагается в этих исторических облачениях.
II СЛУЖЕНИЕ
Недавно один шведский богослов, не принадлежащий к католическому движению, сказал, что, поскольку шведская церковь рассматривает различные составные элементы Церкви, в первую очередь следует упомянуть о служении, так как таинства, средства благодати, могут совершаться только епископом или священником. Приняв этот принцип, мы начнем со служения. Прежде всего можно сказать, что мы стали свидетелями возрождения диаконства как первого чина служения. Он никогда не был упразднен, но последние диаконы были рукоположены в семнадцатом веке, и только недавно диаконы были снова рукоположены с намерением, что впоследствии они будут рукоположены в священники. У нас был вечный диаконат, ценный и, как нам кажется, примитивный, но довольно секуляризованный в своей концепции и функциях. Но целью католического Возрождения не является изменение формы служения. Его цель - возродить взгляд на служение, доктрину служения. И для этого мы обращаемся к официальным документам нашей Церкви, которые находятся в полном соответствии с католической доктриной всей Церкви. Во-первых, говорится, что епископат является de jure divino, а не человеческим изобретением или удобной формой управления Церковью. Это божественное происхождение служения ограничивается духовной стороной епископата.
Если епископ является феодалом или, подобно Папе, правителем государства, его служение, как говорят, de jure humano [4]. (Conf. of Augsb. XXVIII): Si quam habent episcopi potestatem gladii, hanc non habent ut episcopi mandate evangelii, sed de jure humano. De jure divino [5] - это их власть совершать Слово и Таинства, охранять христианскую истину и обличать ереси, а также отлучать нечестивцев; и hic necessario et de jure divine debent eis ecclesiae praestare obedientiam, juxta illud: Qui vos audit, me audit [6]. Суть служения епископа описывается как триединая: сакраментальное, магистерское и административное. Епископ совершает таинства, учит вере и следит за ересью: Potestas episcoporum ... esse mandatum Dei praedicandi evangelii, remittendi et retinendi peccata, administrandi sacramenta [7]. Его должность необходима, потому что без нее люди не могут обрести вечную справедливость, Святого Духа и вечную жизнь: Justititia aeterna, Spiritus Sanctus, vita aeterna, heac non possunt contingere, nisi per ministerium verbi et sacramentorum [8]. Очень трудно понять, как епископат вообще мог быть опущен в церквях, где эти слова имеют авторитет исповедального документа! Упоминается только епископ, за исключением двух мест, где упоминается священник. Диаконов мы находим в ст. XXIV (о мессе). Это показывает, что епископ считается человеком с полным служением; Он раздает его в разных степенях через разные рукоположения. Вот учение Католической Церкви, и поэтому необходимо лишь довести до сведения, что это учение Шведской Церкви. Католическое движение считает своей целью в этом отношении распространение иерархического учения о епископате. Его не устраивает только наличие епископата; оно также хотело бы, чтобы католическая доктрина епископата была известна и ценилась. Что касается доктрины апостольского преемства, то Шведский церковный орден учит, что министерство является de jure divino [9]. Это божественный институт. Об этом говорится в столь многих местах, что цитировать их совершенно излишне, но можно привести следующий отрывок из главы «Орден епископов»: «Поскольку это таинство было очень полезным и, без сомнения, исходило от Святого Духа, оно было в целом одобрено и принято во всем христианстве. ... К должности епископа относится то, что он в своей епархии должен рукополагать и управлять священниками, а также делать все остальное, что требуется». Из главы «Орден священников» можно также процитировать: «Никто не может исполнять обязанности священника, не будучи рукоположенным через возложение рук и молитву. Поскольку Святой Дух, без которого этот сан не может быть присвоен, дается этим способом, было бы большой глупостью умалять его, тем более что возложение рук соблюдалось без перерыва со времен апостолов». И ясно сказано, что именно епископ должен возложить руки на человека, который будет рукоположен в священники. «Когда Он (Христос) посылал апостолов, то сказал: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». И после этого Апостолы повелели посылать других людей на то же служение». Здесь мы видим, что нынешнее служение в Церкви - это то же самое, что было у Самого Господа Христа, что Он передал Своим апостолам и что передавалось в Церкви на протяжении всей ее истории. Церковный устав продолжает: «Служение, таким образом, не от людей, но это собственное учреждение нашего Господа Иисуса Христа. Он сохраняет его и Сам действует через него, и люди должны быть наставлены, что этот Божественный порядок заслуживает нашей благодарности». Церковное возрождение в Швеции ставит перед собой эту особую задачу. Уже говорилось, что именно епископ должен рукополагать и возлагать руки на рукополагаемого. Об этом сказано следующее: «Всякий, кто исполняет обязанности священника без вышеупомянутого рукоположения епископа, подлежит наказанию и изгнанию из епархии». В Шведской церкви всегда существовало епископское рукоположение, однако иногда случалось, что священниками в Шведской церкви становились люди, не имеющие апостольского преемства. Это, конечно, противоречит закону, и случалось лишь изредка. В этой доктрине и практике, обе из которых являются католическими, католическое возрождение в Шведской церкви нашло одну из своих самых надежных основ. Католическое движение - это не только литургическое или сакраментальное движение, но и движение полной католичности. Оно возродит сущностную католичность Шведской церкви и сделает ее актуальной и всеохватывающей.
III ТАИНСТВА
Говорят, что сакраментальная жизнь Шведской Церкви была самой бедной в христианстве. Но можно также добавить, что сегодня практически во всех епархиях и приходах Шведской Церкви происходит замечательное сакраментальное возрождение. Число причастников неуклонно растет, как и количество праздников.
Самое важное в этом возрождении то, что оно зиждется на твердой католической доктрине. Это не просто увеличение числа праздников и причастников, это реализация содержания сакраментальной доктрины Шведской Церкви. Это историческое воплощение сверхъестественной сущности Шведской Церкви. В этом нет ничего чужого, это ожившее глубочайшее наследие. Это не привнесение современных обычаев из других церквей, это шведская церковь, вернувшаяся к своему собственному конгениальному образу жизни как выражению своей собственной природы: католицизма. Эта природа была более или менее забыта, но не утрачена. Поэтому католическое движение - это лишь оживление скрытой внутренней жизни шведской церкви и проявление ее настоящего характера. Мы убедимся в справедливости этого утверждения, как только рассмотрим наши сакраментальные доктрины. Они таковы:
Мы можем насчитать семь таинств, но не стоит считать пять меньших таинств чем-то иным, кроме как священными обрядами. Если мы считаем семь таинств, то должны делать значительную разницу между двумя большими и пятью меньшими. Это древняя концепция Церкви. Число таинств складывалось лишь постепенно, и довольно расплывчатые формулировки шведской церкви, кажется, вполне вписываются в старую традицию. О всех меньших таинствах Шведская церковь говорит то же самое, что и о супружестве: Если они должны называться таинствами - что допускается, - то их следует отличать от двух больших. Quare si quis volet sacramentum vocare, discernere tamen a prioribus illis debet, quae proprie sunt signa Novi Tetsamenti [10] (Apol. XII).
О крещении можно лишь указать на великую главную доктрину возрождения, а также на учение о том, что вера дается в крещении как gratia habitualis [11]. Крещение - это таинство инициации, через крещение мы становимся членами Церкви и детьми Божьими. Крещение дает характер indelebilis [12], поэтому повторное крещение отвергается как серьезная ересь. Две главные доктрины Святой Евхаристии те же, что и у всей Католической Церкви: доктрина реального Присутствия и доктрина Жертвоприношения. Постоянно и в бесчисленных случаях нужно повторять, что Святая Евхаристия - это Тело и Кровь Господа нашего, и с большим благоговением относиться к Святому Таинству Алтаря. В этой связи следует отметить, что и в церковном уставе, и в каноническом праве говорится, что «то, что остается (от освященных элементов после Мессы), должно быть сохранено в удобном месте». Поэтому хранение Таинства в шведской церкви предписывается как единственное обращение с освященными элементами после Мессы. (Слово «месса» является общеупотребительным в шведской церкви и всегда было таким, как и слово «священник»). Но, как и другие католические практики, сохранение Даров было предано забвению. Поэтому одна из важных целей католического Возрождения - сделать его общим для всех приходов. Внелитургическое поклонение так же неизвестно нам, как и Восточным Церквам, но мы принимаем Реальное Присутствие со всем благоговением и поклоняемся Христу на Мессе в освященных элементах, что является нашим долгом как верных прихожан Шведской Церкви. Вторая евхаристическая доктрина - это доктрина Жертвоприношения. В церковном уставе мы читаем: «Не возбраняется называть это Таинство Жертвой, как это всегда делалось в христианстве, потому что в Мессе приносится Жертва Христа, принесенная нашим Господом на кресте». Эти слова в Шведском церковном уставе были написаны архиепископом Лаврентием Петри, первым архиепископом, последовавшим за Реформацией. Он написал Диалог о Святой Евхаристии, где говорит, что мы можем назвать Мессу жертвой, потому что «она означает или представляет Жертву нашего Господа на кресте» и потому что «священник и община держат ее (Таинство, то есть Тело и Кровь) между нашими грехами и гневом Божьим». Совершенно очевидно, что здесь мы имеем полное и явное учение о Жертве Мессы. Из этого также следует, что Священник, рукоположенный для принесения этой Жертвы, является настоящим Священником, причастным к тому же Священству, что и наш Господь, небесный Первосвященник. Эта доктрина всегда была доктриной Шведской Церкви, и Священники всегда были рукоположены для ее исполнения. Католическое движение делает эту доктрину живой, любимой и известной в проповедях и в благочестивой жизни Церкви.
Исповедь всегда использовалась в Шведской церкви. В пятой главе Шведского руководства (нашего Общего молитвенника) есть разрешенная форма для нее. В рубрике сказано, что священник должен регулярно и тщательно наставлять своих людей пользоваться этим важным средством благодати. Эта рубрика очень редко соблюдается так, как следовало бы. И снова католическое движение не будет вводить ничего нового или заставлять шведскую церковь быть тем, чем она на самом деле не является. Как говорит святой Августин: «Ты должен быть тем, кто ты есть», так и мы стараемся, чтобы Шведская Церковь внешне была тем, чем она является внутренне. Поэтому мы просто следуем этой рубрике, учим конфирмантов исповедоваться перед конфирмацией и стараемся научить наших верующих часто прибегать к этому Таинству, регулярно прибегая к нему сами. В настоящее время наблюдается оживление в использовании этого Таинства, но оно совсем не сравнимо с оживлением евхаристической жизни. Лишь немногие живут этой практикой. С другой стороны, для многих это Таинство стало настоящим средством благодати и введением к продолжению здоровой духовной жизни.
Литургия конфирмации нуждается в уточнении. Обычно считается, что доктрина Шведской церкви о конфирмации состоит из следующих трех пунктов:
1. Конфирмация является завершением Крещения. 2. Передается дар Святого Духа. 3. Это заявление о достижении совершеннолетия, которое дает конфирманту полноправное членство в Церкви с привилегией принимать Святые Таинства. Конфирмация в Шведской церкви проводится священником.
Нет тенденции, указывающей на введение епископа в качестве конфирматора, но есть тенденция все больше и больше подчеркивать сакраментальный характер конфирмации, и это не только в католических кругах. Католическое движение стремится сделать конфирмацию настоящим католическим актом, и у него есть много возможностей для пропаганды своих взглядов и практики. Большинство членов Шведской церкви конфирмированы, и из всех жителей Швеции лишь небольшое число не принадлежит к Шведской церкви.
Рукоположение осуществляется епископом. Священство наделяется тремя традиционными функциями - административной, учительской и сакраментальной. Священник должен приносить Жертву Мессы, отпускать грехи или связывать их, наставлять свой народ и проповедовать Евангелие. Проповедь в шведской церкви всегда считалась очень важной, и католическое движение старается культивировать ценную традицию в этом отношении. В Шведской Церкви существует добрая и распространенная традиция, которую недавно решительно подчеркнул епископ епархии, в которой написано это письмо, что между Магистериумом и Таинством никогда не должно быть никакой ревности. Проповедь и Таинство в Высокой Мессе равноважны. Но мы можем провести празднование и без проповеди. Католическое Движение всегда работало над тем, чтобы иметь такое же миссионерское рвение к спасению душ, которое обычно считается особым знаком евангельской концепции христианства.
Относительно брака следует сказать следующее: католическое движение ведет упорную борьбу за нерасторжимость брака. Шведская церковь устанавливает брак, а государство разрешает развод и повторный брак после него. У церкви нет никаких правил, касающихся повторного брака после развода: такая возможность не предусмотрена каноническим правом, принятым в 1686 году. Похоже, у шведской церкви есть все шансы на победу, если она наберется терпения и продолжит наставлять свой народ в католическом учении о браке. Святое Елеосвящение рассматривается как Таинство оздоровления, а не как подготовка к смерти. Налицо признаки возрождения и использования этого Таинства.
IV ЛИТУРГИЯ
Шведская месса - хороший пример западной литургии. Римские католики, присутствующие на празднике в Швеции, часто восклицают с восхищенным удивлением: «У вас есть Месса!» И надо добавить, что в шведской церкви мы не используем различные обряды. Посетитель церкви, где настоятель находится под влиянием католического движения, обнаружит, что он использует те же слова, что и настоятель церкви, где этого влияния нет - если, конечно, такой приход существует! Мы все используем одни и те же слова, но разница может быть огромной. Католический священник будет использовать крестное знамение, возвышение и чаще преклонять колени, но все будут использовать облачения, свечи, шесть или две, или любое другое количество, изображения и статуи Христа и его святых и Пресвятой Девы. Разница заключается в духе обожания, в католической атмосфере, которую легко заметить, но трудно определить. Конечно, одним из очень заметных отличий будет частое празднование Мессы в католическом приходе.
Поэтому Католическое движение не вводило новую литургию; старая хороша, если используется во всем ее богатстве. Целью движения было ввести празднование каждого воскресенья, каждого дня святых и святых дней, а в некоторых случаях - ежедневное празднование. Если мы посмотрим на литургию шведской мессы, то сразу же обнаружим, что она мало в чем нуждается в реставрации. Ее нужно только использовать. Она состоит из двух частей, Missa catechumenorum [13] и Missa fidelium [14]. Перед началом мессы происходит подготовка, состоящая из краткого обращения, призванного оживить покаяние прихожан, исповеди и отпущения грехов. Затем следуют Интроит, Кирие, Глория, Коллекта, Послания, Градуал, Евангелие, Символ веры и Проповедь. Первая часть мессы завершается молитвой о Воинстве Церкви. Последующая часть включает в себя офферторий, префаций, санктус, молитву освящения, Verba Institutionis [15], Pater noster [16], Secreta [17], Pax [18], Agnus Dei [19], Причастие. Postcommunio [20], благодарение и благословение завершают мессу. Есть несколько моментов, которые мы хотели бы добавить. Нам нужен эпиклезис; многие из нас произносят его тайно, но пока он не входит в нашу литургию. Мы благодарны за нее в том виде, как она есть, и не хотим делать никаких вычетов. К счастью, в Шведской церкви везде используется одна и та же литургия. Мы стараемся использовать эту прекрасную, старую, примитивную литургию с преданностью и любовью. В некоторых местах мы служим versus populum [21] по будням, следуя очень древнему обычаю.
Шведская Агенда была восстановлена совсем недавно. Во время реформации она не была отменена, а только сокращена и упрощена. Покойный епископ Лунда, доктор Эдвард Роде, был одним из первых восстановителей шведского богослужебного текста. Он нашел несколько старых рукописей и книг и издал их. Другие последовали по его стопам, и так появились преподобный Артур Адель и преподобный Кнут Петерс, которые ввели в практическое использование старые книги и рукописи, которые были переизданы. Сегодня мы имеем две части «Агенды». Одна из них предназначена для недели и содержит все восемь служб для воскресенья, а также Laudes, Sext, Vesper и Completorium для различных будних дней. Вторая часть содержит службы церковного года. Эти службы все чаще используются в частном и публичном порядке.
Знание и интерес к церковному году переживают большое оживление. Интерес к Агенде и к соблюдению церковного года просто поразителен. У нас есть большой справочник по церковному году под названием «Nadens ar» («Год благодати»), содержащий 800-900 страниц указаний по празднованию всего года и размышлений на каждый день. Многие из старых святых дней мы сохранили в качестве праздников. Среди них - день Благовещения, свечной молебен, день Вознесения, день святого Иоанна Крестителя, святого Михаила и всех ангелов и день всех святых. За последние несколько лет мы возродили Дни молебнов с процессиями и литанией в полях, а также Дни Эмбера, которые прекратили свое существование во времена "Просвещения".
В этой связи можно упомянуть некоторые католические книги, посвященные внутренней жизни: Для руководства в медитации - «Den Bedjande Kyrkan», «Det Inre Livet» (Молящаяся церковь, Внутренняя жизнь). Медитативной молитве часто обучают, и для ее распространения используется множество старых пособий. Медитативная молитва и медитативная жизнь переживают большое возрождение, но это трудно показать в лекции; это нужно пережить. Ретриты и тихие дни или недели многочисленны, а религиозная жизнь только восстанавливается, так у нас появились первые сестры, принесшие обеты в прошлом году в качестве послушниц.
V ТЕОЛОГИЯ
Эта лекция была очень доктринальной. Это потому, что католическое движение в Швеции очень доктринально. Мы считаем истинную доктрину самой важной вещью, которую можно сравнить только с преемственностью. Поэтому мы всегда старались иметь прочный доктринальный фундамент для всего, что делается. Литургия без католической доктрины пуста, как и католическое празднование Мессы без католической доктрины о Реальном Присутствии и Жертвоприношении ничего не стоит.
Поэтому вполне естественно, что католическое возрождение в Швеции должно быть в очень большой степени богословским возрождением. Было бы очень интересно прочитать лекцию, посвященную более поздним тенденциям в шведском богословии, но здесь можно упомянуть лишь несколько книг. Ранние книги епископа Эдварда Роде (из Лунда) уже упоминались, а среди наших нынешних епископов никто не оказал более заметного влияния на все католическое возрождение, чем епископ Странгнаса, доктор Густаф Аулен, музыкант, богослов, литургист и экуменист, безусловно, один из самых выдающихся людей шведской церкви в наше время, известный во всем мире своими богословскими трудами. Новый епископ Лунда, доктор Андерс Нюгрен, известный своей концепцией Агапе и Эроса, является нашим самым выдающимся богословом. Он спас нас от бартианской ереси.
Догматическое богословие, связанное с католическим движением, очень часто находится под влиянием святого Фомы Аквинского. Наиболее выдающимся среди неотомистов является доктор Лехард Йоханнессон, известный своей утонченной философской диссертацией о теориях познания «Знание и реальность» (Kunskap och Verklighet). Преподобный и достопочтенный барон Кьелл Барнеков, доктор богословия, одним из первых представил томистский образ мышления в своей диссертации на соискание степени доктора богословия в Лундском университете «Niels Hemmingsens Theologiska Askadning» («Теология Нильса Хеммингсена»). Примечательна также английская диссертация того же университета «Теология Чарльза Гора» преподобного Рагнара Экстрома, доктора богословия. Более ранней, но важной является «Христианская концепция человека» Нилеса Силена, доктора богословия. Эти томистские книги, среди которых автор, возможно, упомянет свою собственную «Апостольскую веру», стали предметом многочисленных дискуссий. Их влияние широко распространено. Это богословие реалистично; оно предполагает, что мы можем познать реальность и что откровение - это реальное откровение сверхъестественных истин, которые мы можем понять^ в той мере, в какой они открыты. Возрождается старое различие theologita naturalis (естественной теологией ) и theologia revelationis (теологией откровения). Среди литургических трудов книги преподобного Артура Аделла и преподобного Кнута Петерса, особенно о Plainsong, пользуются большим спросом. Возможно, автору будет позволено упомянуть его «Nadens Ar», «Den Bedjande Kyrkan» и «Det Inre Livet», о которых уже кое-что было сказано. Рецензии разного рода и статьи в церковных газетах и богословских журналах дополняют картину богословской продукции католического движения, у которого есть своя скромная рецензия. «Rundbrev om Kyrklig Fornyelse» (Трактаты о церковном возрождении) под редакцией преп. Яна Редина.
VI СВЯЗИ
Самые тесные связи у нас с Англиканской церковью. В начале этого века священники из Швеции приехали в Англию и были очарованы католическим движением там. Ламбетская конференция 1920 года в своей 24-й резолюции рекомендовала, чтобы члены Шведской Церкви, имеющие привилегию в Таинствах своей Церкви, были допущены к Таинствам в Церкви Англии. Это влияние было огромным, и некоторые из нас считают Церковь Англии своим вторым духовным домом. На католическое движение в Швеции рано оказало влияние Фольклитургическое движение, Фольклитургический апостолат, Клостернойбург, Вена, с известным профессором Пиусом Паршем в качестве его лидера. Там мы получили литургический взгляд, свободный от всякого ультрамонтанизма, оценку католической простоты, страх перед барочной тяжеловесностью и любовь к первобытной красоте. От Марии Лаах из Бойрона (Германия), из Шеветонь, Амей-сюр-Мёз, Мон-Сезара из Маредсуса (Бельгия), из Клерво в Люксембурге, из Солемеса во Франции и от аббата Кутюрье в той же стране, святого апостола единства Церкви, мы узнали литургию и экуменизм настоящего католического толка. Экуменизм - одна из ведущих черт шведского католицизма. Беседы в Осби за последние шесть лет, где римо-католики, православные, старокатолики и англикане вместе с лютеранами и кальвинистами пребывали на католической земле, оказались по-тихому успешными, а празднования римской мессы, православной литургии, старокатолической, англиканской и шведской месс научили нас узнавать друг друга. Мы пытались найти одно: католическую истину. Не путь компромисса, не путь большинства, а путь католических истин был нашей целью. Традиционная католическая концепция христианской веры ценится все больше и больше. Мы стремимся к общению со старокатоликами. От римских католиков мы получили много учения святого Игнатия о заботе о душах и жизни в созерцании, от святого Фомы - хорошую философию, philosophia aeterna, от святого Бенедикта - дух почитания, обожания и дисциплины. От Церкви Англии мы получили практическое вдохновение; теплое чувство причастия, видение восстановленной католической церкви, дух богослужения, такой замечательный, такой вдохновляющий, такой ободряющий! Gloria Deo!
Теперь мы подошли к концу. Лектору разрешается выразить свою скромную благодарность за великую честь и милость, оказанную ему возможностью рассказать о католическом движении в Швеции, которому он, по великой милости Божией, посвятил свою жизнь. В 1910 году преподобный епископ Солсберийский Джон Вордсворт прочитал свои «Хейл-лекции», которые позже были напечатаны как история Шведской Церкви. Она имела огромное значение для экуменического движения в его связях с Церковью Англии. Дай Бог, чтобы эта скромная лекция по стопам этого великого Отца могла каким-либо образом оказать благотворное влияние на великую благословенную цель: католическое единство Церкви.
[1] Поскольку наша церковь не расходится с католической церковью ни в одном из пунктов веры, они опускают лишь несколько определенных злоупотреблений, которые являются новшеством
[2] Это почти полная сумма нашего учения, в которой нет ничего, что не согласуется с Писанием, с Католической церковью или с Римской церковью, насколько это известно нам из написанного.
[3] Вера — начало человеческого спасения, основа и корень всякого оправдания.
[4] По человеческому праву
[5] Если епископы и имеют какую-либо власть меча, то они имеют ее не как епископы по поручению Евангелия, а по праву человеческому. По Божественному праву
[6] Здесь, по необходимости и божественному праву, церкви должны оказать им послушание, согласно следующему: Слушающий вас, слушает меня.
[7] Власть епископов... есть поручение от Бога проповедовать Евангелие, прощать и оставлять грехи, совершать таинства.
[8] Вечная справедливость, Святой Дух, вечная жизнь — все это не может произойти иначе, как через служение слова и таинства.
[9] По Божественному праву
[10] Поэтому, если кто-то желает назвать это таинством, он должен тем не менее отличать его от предыдущих, которые, собственно, являются знаками Нового Завета.
[11] Обыденная благодать
[12] Несмываемый
[13] Месса оглашенных
[14] Месса верных
[15] Слово наставления (проповедь)
[16] Отче наш
[17] Тайная молитва
[18] Пожелание мира
[19] Агнец Божий
[20] Послепричастная молитва
[21] Versus populum — литургическая позиция священника, который во время мессы стоит лицом к людям с другой стороны алтаря.
Источник: https://anglicanhistory.org/usa/crhale/rosendal.html