ОН ГРЯДЁТ!

Проповедь о. Ивана на 1-e Воскресенье Адвента

Библейский текст: Иеремия 23:5–8; Евреям 10:19–25; Матфей 21.1-9

1 И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников,
2 сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне;
3 и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.
4 Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит:
5 Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.
6 Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус:
7 привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.
8 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;
9 народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!

Проповедь:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в первое воскресенье Адвента, наши сердца наполнены ожиданием. Мы предвкушаем радость Рождества Христова, вспоминаем о приближении Царя Небесного. Но вот, читая Евангелие от Матфея (21:1-9), мы можем почувствовать некоторое недоумение. Разве не должны мы говорить о приходе, а не об уходе? Разве не радость должна переполнять нас, а не предчувствие крестных страданий?

Кажется, что евангельский текст говорит нам о другом – о том, как Христос входит в Иерусалим, зная, что Его ждёт крест и мучительная смерть. Он как будто прощается с нами, отправляясь в Небеса. И возникает вопрос: как эта история связана с Адвентом, с ожиданием Рождества?

На первый взгляд, темы действительно разные. Но давайте всмотримся глубже. Адвент – это не просто воспоминание о прошлом событии. Это осознание того, что Господь близок к нам. Он приходит в этот мир, чтобы исцелить то, что разрушено грехом, чтобы восстановить справедливость и принести надежду. И этот приход Бога в наш мир – событие столь же радикальное и преображающее, как и вход Христа в Иерусалим.

Вспомните, что происходит дальше в Евангелии. Христос, встреченный ликующей толпой, направляется в Иерусалимский храм. И что же Он там делает? Он изгоняет торговцев и менял, опрокидывает их столы, говоря: «Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». (Мт. 21:13)

Этот эпизод может шокировать современного человека, привыкшего к представлению о церкви как о тихом и уютном месте, где священники улыбаются, а херувимы с картин Рафаэля парят в воздухе. Но Христос приходит не для того, чтобы ублажать нас. Он приходит для того, чтобы изменить нас, чтобы очистить наши сердца от скверны, чтобы вернуть нас к истинной любви Бога.

Неудивительно, что такое поведение Христа вызвало недовольство у многих. Ведь Он нарушил их планы, развеял их иллюзии о том, каким должен быть Бог. И так бывает часто в нашей жизни. Мы ищем в Боге не то, что Он действительно хочет нам дать. Мы хотим, чтобы Он решил наши проблемы, исполнил наши желания, обеспечил нам комфорт и безопасность. И когда этого не происходит, мы разочаровываемся, обижаемся и даже отрицаем Его существование.

Но Адвент – это время, когда мы можем переосмыслить наши отношения с Богом. Это шанс понять, – Он приходит не для того, чтобы воплощать наши идеи в жизнь, а для того, чтобы мы служили Ему, и человечеству, ради которого Он взошёл на Крест. Бог приходит в мир, чтобы преобразить наши сердца.

Рождение Божьего Сына, это шанс и для нашего нового рождения. С момента кстати нашего физического рождения Адвент становится частью нашей жизни. Мы этого не осознаем, но встреча с Богом, кульминация жизни, с каждым днём и каждым вздохом все ближе к нам. Первый Адвент своей единственной свечей напоминает нам о пророческих временах, ожидающих, и свидетельствующих о том, что должно исполнится однажды, — неизбежная встреча души с её Творцом. И вот вопрос, — какой будет эта наша встреча? Будет ли это встреча любви и радости, или встреча суда и осуждения? Будет ли наша жизнь исполнена смысла и цели, или превратится в вечное прозябание? Не правда ли это напоминает путь Господа в Иерусалим? Жизнь вокруг кипит, вот множество народа встречается нам на нашем пути…

Куда ведёт эта дорога? Пророк свидетельствует: «и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасётся и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь — оправдание наше!»»

Но всем ли это нужно? Действительно, что нужно человеку для того, чтобы быть счастливым? Обратите внимание на «чёрную пятницу» — часто при предновогодних распродажах люди бьются за скидки, покупают ненужные вещи, лишь бы ощутить радость обладания, особо в сложный экономически период, ведь кто знает, что будет завтра?

Так люди, лишённые веры, продают и покупают все – совесть, честь, ум, мудрость. Они живут так, как будто ресурсы мира ограничены, как будто нет в нем Творца, способного произвести всё из ничего.

А пророк Иеремия говорит: «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную». (Иер. 23:5). Бог близко. Но примем ли мы Его? Или предпочтём «нужные вещи», как в романе Стивена Кинга, где жители города готовы на все ради желаемого, но в итоге оказываются во власти зла?

В этом романе в тихий городок Касл-Рок приезжает незнакомец по имени Лиланд Гонт и открывает антикварный магазин. В этом магазине каждый житель может найти вещь, о которой давно мечтал, но цена за неё – не только деньги. Гонт просит покупателей совершить небольшие «шалости» или подлости по отношению к другим горожанам.

Сначала это кажется безобидным, но постепенно, под влиянием Гонта, шалости перерастают во вражду и насилие. Город погружается в хаос и безумие, поскольку жители, ослеплённые желанием обладать «нужной вещью», готовы на все.

В итоге выясняется, что Лиланд Гонт – злое существо (образ сатаны), питающийся человеческими страстями и раздорами. Он манипулирует жителями Касл-Рока, чтобы разжечь ненависть и разрушить город.

Роман кстати, если кто не читал, хорошо показывает, как легко люди могут поддаться искушению и разрушить свою жизнь и жизнь окружающих ради призрачной, а часто и просто мелочной мечты. Это прямо исследование природы зла, и его способности проникать в самые обычные места, разлагая доверие между Богом и людьми.

Помните историю об исходе из Египта? Люди, ведомые Моисеем, не понимали, зачем им нужны лишения. Они жаждали обетованной земли, но сомневались в её реальности. Не доверяли Богу, были готовы свернуть обратно в египетские оковы ради эфемерной стабильности прошлого. Так и мы часто сомневаемся в Спасителе, не понимая, что все, что происходит в нашей жизни, имеет свой смысл.

Потому апостол и напоминает нам неустанно текстом Писания: «имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.» (Евр. 10:21-23).

Бог дарит нам жизнь – величайший подарок. Не будем попирать его, гонясь за временным удовлетворением собственных страстей. Ведь Господь уже рядом, Он грядёт! С завтрашнего дня начинается Предрождественский пост. Я говорю — с завтрашнего, поскольку воскресения никогда не постный день, даже в Великий Пост, тем более в Предрождественский. Воскресный день это маленькая Пасха. Ну а в будни Адвента, милости просим, трезвитесь, ждите, готовьтесь. И не пропустите главного – Христа Спасителя. Тогда все остальное непременно приложится.

И да поможет нам Дух Божий! Аминь.