Папа: Христос исцеляет печаль, всепроникающую и распространенную болезнь нашего времени

На общей аудиенции на площади Святого Петра Папа объясняет, что Христос «свидетельствует о победе над смертью, утверждает победу жизни, несмотря на тьму Голгофы». Опыт учеников из Эммауса учит нас, что когда «отчаяние» овладевает «сердцем», Воскресший Христос заставляет нас «радикально изменить перспективу, вселяя надежду». «История еще может надеяться на многое»

Тициана Камписи – Ватикан

«Это был взрыв жизни и радости, который изменил смысл всей реальности» – воскресение Иисуса Христа, произошедшее не «ярким», насильственным образом, а мягко, скрытно, скромно. И «это событие, которое невозможно перестать созерцать и обдумывать», настолько, что «чем глубже его изучаешь, тем больше удивляешься, тем больше оно притягивает» . Леон XIV открывает с этой вступительной речью сегодняшнюю генеральную аудиенцию, 22 октября, на площади Святого Петра под серым небом. Он подъезжает к притвору Ватиканской базилики, поприветствовав верующих из своего белого джипа и благословив нескольких детей. «Доброе утро и добро пожаловать всем», — говорит он паломникам, одетым в плащи и накидки, чтобы укрыться от дождя, который начинается вскоре после этого, превращая полукруг Бернини в разноцветное море зонтиков, в то время как Папа произносит свою катехезу на тему «Воскресение Христа, ответ на печаль человеческого существа», второй из главы, посвященной «Воскресению Христа и вызовам современного мира».

ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ КАТЕХЕЗЫ ЛЬВА XIV

Иисус может исцелить человеческую печаль

Печаль, болезнь нашего времени, «инвазивная и распространенная», которая «сопровождает дни многих людей», «чувство неуверенности, иногда глубокого отчаяния», которое пронизывает внутренний мир и «кажется, преобладает над всяким порывом радости», которое «лишает жизнь смысла и энергии», которая «становится словно путешествием без направления и без смысла», Иисус может исцелить ее, уверяет Папа. Это доказывает эпизод с двумя учениками из Эммауса, которые после распятия и погребения Иисуса, «разочарованные и унылые», уходят из Иерусалима, «оставляя позади надежды», возложенные на Учителя. В них проявляется именно та «печаль», которая проистекает из «конца цели, в которую они вложили столько энергии», и из «разрушения того, что казалось существенным в их жизни», отмечает Папа. Следствием этого является то, что «надежда» исчезает, а «отчаяние» охватывает «сердце». Именно это происходит с учениками из Эммауса, которые, как ни парадоксально, совершают «это печальное путешествие поражения и возвращения к обыденности» в «тот же день победы света, Пасхи»; «они отворачиваются от Голгофы, от ужасного зрелища креста», которое они видели и которое «запечатлелось… в их сердцах», для них все «потеряно. Нужно вернуться к прежней жизни, вести себя незаметно».

В какой-то момент к двум ученикам присоединяется путник, возможно, один из многих паломников, которые были в Иерусалиме на Пасху. Это воскресший Иисус, но они его не узнают. Печаль затуманивает их взгляд, стирает обещание, которое Учитель давал им много раз: что он будет убит и на третий день воскреснет.

Христос просвещает взор, затуманенный отчаянием

Евангелие от Луки рассказывает, что Иисус «слушает» обоих, «позволяет им выразить свое разочарование», но затем «с большой откровенностью упрекает их за то, что они «глупы и неразумны, не веря в то, что сказали пророки», доказывая «с помощью Писания», «что Христос должен был страдать, умереть и воскреснуть». Тогда в их сердцах «вновь зажигается тепло надежды», объясняет Лев, напоминая, что, когда наступил вечер и они достигли цели, два ученика «приглашают таинственного спутника остаться с ними».

Иисус соглашается и садится с ними за стол. Затем он берет хлеб, ломает его и предлагает им. В этот момент два ученика узнают его… но он сразу же исчезает из их поля зрения. Жест разломанного хлеба вновь открывает глаза сердца, вновь просветляет взор, затуманенный отчаянием. И тогда все становится ясно: совместный путь, мягкие и сильные слова, свет истины… Сразу же возрождается радость, энергия снова течет в уставшие члены, память снова становится благодарной. И двое спешат обратно в Иерусалим, чтобы рассказать все остальным.

История еще может дать много надежды на добро

Ученики из Эммауса понимают, что «Господь действительно воскрес», и в это верят христиане, уверенные, что Иисус изменил историю.

Иисус воскрес не на словах, а на деле, с телом, сохранившим следы страстей, вечной печатью Его любви к нам. Победа жизни — это не пустые слова, а реальное, конкретное событие. Неожиданная радость учеников из Эммауса пусть будет для нас сладким напоминанием, когда путь становится трудным. Воскресший радикально меняет перспективу, вселяя надежду, которая заполняет пустоту печали. По тропам сердца Воскресший идет с нами и для нас.

Итак, Христос «свидетельствует о поражении смерти, утверждает победу жизни, несмотря на тьму Голгофы», подчеркивает Папа, поэтому «история еще может надеяться на добро». Таким образом, «признать Воскресение означает изменить взгляд на мир», отсюда, в заключение, призыв Папы оставаться «бодрствующими каждый день в изумлении Пасхи воскресшего Иисуса», который «делает возможным невозможное».

Источник: www.vaticannews.va