I bambini di Betlemme

Библейский текст: Иер 31:15–17 1Пет 4:12–19 Мф 2:13–18

13 Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры,

Людям часто приходит в голову вопрос: почему Бог допускает страдания и смерть? Люди молятся, но отнюдь не всегда получают просимое, почему так?

Наверное, оттого, что все дело в свободном, личном выборе человека. Кто запрещает нам прекратить насилие, сложить оружие, заняться злободневными проблемами голода, нехватки воды, экологией, стариками, борьбой с болезнями?

Но люди предпочитают массу сил затрачивать на то, чтобы производить все новые способы уничтожения себе подобных.

Так может оно и к лучшему, что Бог не джинн из сказки и не всегда исполняет что хочется?

Так устроено, что Любовь Бога строится вокруг проявления свободы человека. А ведь эта свобода – свобода грешника. И что может быть доброго от грешника?

Ну, вот в истории уничтожения 144000 младенцев в Вифлееме как раз мы видим проявление такой «свободы». Но свободы ли? Разве грешник свободен не грешить? 

144000 - откуда эта цифра, которую передает нам традиция? Почему именно она? Похоже, что это символическое число взято из Откр. 14.1 и является неким количественным обозначением всех святых, что взяты на Небо: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах». 

Однако в самом евангелии от Матфея не упоминаются никакие цифры. Да и в других источниках нет точного указания на количество.

Святой Иероним пишет, что в Вифлееме было убито «много тысяч» младенцев. Греческая традиция считает, что в Вифлееме было убито 14 тыс. младенцев, а в Антиохийской же церкви говорят о 64 тыс. убиенных младенцев.

Любопытно, но современник этих событий – римский историк Иосиф Флавий, много писавший об Иудее, вообще ничего не сообщает об этом, хотя по идее такое значимое событие не должно было бы укрыться от него. Да и остальные евангелисты, кроме самого Матфея, тоже не упоминают о нем.

Но это не значит, что этого эпизода в истории не было вообще, или что он был менее кровавым, нежели это представлено в евангелии, и в традиции. Нам известен характер Ирода и сие очень естественно для этого правителя.

Итак, историки на сегодня не имеют ответа, сколько всего младенцев было убито в Вифлееме. Однако имеющиеся источники, пусть и разнящиеся между собой по количеству, подтверждают реальность этого события. Хотя, учитывая, что Вифлеем никогда не был большим городом, не удивительно, что трагедия эта, не привлекла особого внимания современников, по сравнению с иными злодеяниями Ирода.

Людям свойственно притуплять внутреннюю боль, неприятные переживания стираются из памяти, а идущие жуткие новости, как правило, начинают восприниматься слабо раздражающим фоном. Таковы свойства психики. Это ее защитный механизм, иначе можно сойти с ума.

Так насколько было кровавым именно это преступление Ирода? – Согласно наиболее вероятным подсчётам население всего Вифлеема в те времена не превышало 1000 человек, соответственно, при рождаемости 30 детей в год, младенцев мужского пола в возрасте до двух лет должно было найтись никак не более 20.

И все же не это главное, не важно, сколько погибло младенцев, важно другое — сам факт этого события. Уже с рождением Христа, в мире появляются мученики за Него. Не зря, Господь, отправившись на проповедь, скажет однажды — «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мт.10.34)

К сожалению, противники воли Божьей всегда будут хвататься за меч, как только завидят ее. Ведь слова Мира Божьего, порождают в грешных душах неоднозначную реакцию, — состояние перепутья, отвергнуть, или принять, сопротивляться, или согласиться с предложенным Миром? Но отказаться от этого выбора грешный человек не может, ибо Благодать Божья сильнее замкнутости греха. 

Так может вот оно, ответ на наш самый первый вопрос — почему Бог допускает страдания и смерть? Наверное, действительно вмешательство Божье в нашу грешную жизнь не всегда приносит то, что ожидаем? Вспомним, когда Бог однажды уже вмешался кардинально в судьбу человечества, чем тогда это закончилось? – Всемирным потопом.

Но не это было миссией Господа, не за этим пришел Он в мир. Его задачей было даровать Божий мир, а не лишить его. Правда, путь к нему, этому миру, проходит через Великое Терпение Божие, высшую точку чего мы видим на Голгофском Кресте.

Все, кто следует этому пути, умирая во имя Господа, наследуют Божье Царство, которое никто не может ни заслужить, ни отнять, ибо это Дар Божий мученикам Христовым.

Никто не может достичь святости самостоятельно. Ее может даровать только ее источник – Бог, ибо только Он по-настоящему и Свят. Пророк, взирая на небо, на Божий Престол в восхищении восклицает: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф...» (Ис.6:3). Да, люди или даже предметы, места, могут быть святыми, но только в том случае, если их к своей святости по Своей Воле приобщит Сам Господь. 

Так что не дано человеку знать и решать относительно количества святых. За завесой тайны так и остается для нас ответ на вопрос - сколько же было всего младенцев, так и - сколько у Бога вообще святых. Ведь многие и многие тысячи людей, удостоившись умереть в Славе Божией, на самом деле могли быть мало кому известны. 

Поступки святых вовсе не требуют освящения в СМИ. Святость – дело Божье. Люди же часто думают, что есть какой-то особый секрет святости. Надо просто найти для себя особое занятие, чтобы ее достигнуть. Вот расскажу вам такую историю из опыта древних монахов:

Брат спросил своего духовного наставника:

– Отче, какое бы мне делать доброе дело и жить с ним, чтобы скорее обрести святость?

Наставник отвечал:

– Бог знает, что – добро. Не все ли дела равны? Писание говорит: «Авраам был гостеприимен, – и Бог был с ним; Илия любил безмолвие, – и Бог был с ним; Давид был кроток, и Бог был с ним». Итак, смотри, чего желает по Богу душа твоя, то делай и храни сердце твое в спасительном уповании на Мудрость и Милость Бога. 

Божья Благодать! Как она коснется нас? Чему станет причиной? Кто знает, может, пусть и символического, но меча? Причиной переживаний, да бед людских, что породят новых мучеников? Или принесет долгожданный мир? Как на нее отреагируют люди сегодня? 

От прикосновения Бога сей наш мир вечно вскипает словно вулкан, разбрызгивая лаву и пепел последствий греховности человеческой во все стороны, хаотично, поражая праведника и неправого. И пока мы живы, нет этому конца.

Но как бы ни сложилось, чего бы ни было в этом безумном мире, слова апостола Петра утешают:

12 Возлюбленные! …13 как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. 
14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас.

Дорогие братья и сестры. Старый непростой год, как и все остальные, уходит. Наступает новый. Скоро люди, как всегда, будут праздновать с размахом это событие. Но что нас ждет? Дай Бог, чтобы Мир Божий, а остальное, чего мы бы хотели друг другу от всего сердца пожелать, знайте, – приложится. Аминь.