Рис. В. Киреев

Как и предыдущие мировые войны в ХХ-ом веке, эта война, в которую так или иначе вовлечены все мы, ставит перед христианами один и тот же вопрос: «Где же Бог?»

Этот вопрос, ввергавший Церковь в кризис веры на фоне творящихся на войне ужасов, вновь стучит в наши головы, требуя ответа: «Где Бог? Где же Бог? Почему Он не вмешается?» И когда войны, в конце концов заканчиваются, а разрушенные дома и страны, покалеченные люди и огромные кладбища остаются, этот вопрос взрывает нас изнутри, оставляя церкви (и наши души) полупустыми – мы не можем верить в того Бога, который допустил такое.

Но сегодня, в дни этого Поста и всё ещё идущей кровавой войны в Украине, я хочу притормозить ваш праведный гнев на Бога.
Если я спрошу вас, чего вы хотите от Него сегодня, что вы мне ответите?

И очень многие скажут мне (да чего там «скажут», все эти три года говорят постоянно), что Бог, если Он есть, должен, просто обязан вмешаться. Выступить на стороне обижаемых, подвергшихся агрессии. Покарать нечестивых агрессоров. Библия же называет Его Богом справедливости? Ну и где она, эта Его справедливость? Он же Бог милости? Ну и где Его милость к гибнущим и покалеченным?
В таком контекстре можно прочитать и молитву царя Иосафата в трудные времена Иудейского царства:

6 И сказал (Иосафат): Господи Боже отцов наших! Не Ты ли Бог на небе? И Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!
7 Не Ты ли, Боже наш, изгнал жителей земли сей пред лицем народа Твоего Израиля и отдал ее семени Авраама, друга Твоего, навек?
8 И они поселились на ней и построили Тебе на ней святилище во имя Твое, говоря:
9 Если придет на нас бедствие: меч наказующий, или язва, или голод, то мы станем пред домом сим и пред лицем Твоим, ибо имя Твое в доме сем; и воззовем к Тебе в тесноте нашей, и Ты услышишь и спасешь. 2 Пар 20

«Ты услышишь и спасёшь…» А я снова спрошу вас: а как? Как Он должен, по-вашему, это сделать? Опустить с небес Свою руку с зажигалкой и сжечь страну-агрессора? Или насыпать из этой Своей руки оружия Украине? Но это будет обозначать только одно – мы с вами перестанем быть теми, кем Он нас создал когда-то – людьми, принимающими решение, людьми, имеющими волю и в этом отражающие своего Создателя.

Такой подход «Господи, мы не справились, приди и всё почини» можно было бы назвать инфантильным, если бы не подход номер два. И, в отличие от первого подхода «потерянных детей», он, скорее, подход «жестокого отца».

В украинских христианских пабликах я всё чаще вижу такую точку зрения, что происходящее – это воздаяние Украине за её грехи. Мол, блудила, воровала, Бога забыла, вот Он и попустил эту войну в наказание, чтобы заставить её очнуться и покаяться. Как вам такой небесный Отец, который из педагогических целей организует смерть мужчин и женщин, стариков и детей, чтобы остальные хлопнули себя по лбу кулаком и опустились на колени в покаянии?

В январе 2010-го, когда ураган на Гаити унес жизни двухсот тысяч жителей этого острова, патриарх Кирилл сказал, что гаитяне заслужили эти смерти, и что это была Божья кара за неверие. Ничего не напоминает вам такая людоедская позиция?

Помню, на недавней встрече с отцом Алексеем Уминским в Таллинне прозвучал вопрос в таком ключе, мол, может это воля Божья, попущение на идущую войну? Он тогда резонно сказал, что если происходящее – Божье попущение, то тогда и смерть ребенка от рук маньяка нужно тоже называть Божьим попущением, только он в такого бога не верует и его не знает.

Итак, кто же мы: потерянные дети или происходящее – процесс педагогической порки человечества?
И, прежде чем отвечать, давайте остановимся и сойдёмся вот на чём: иногда Бог молчит. И именно это Его молчание красноречивее любых слов и объяснений.

21 Выйдя оттуда (из Галилеи), Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
23 Но Он не отвечал ей ни слова. Мф 15

Почему Бог так часто молчит, когда мы обращаемся к Нему?
Богослов типа патриарха Кирилла начал бы вам рассказывать о жутких языческих традициях хананеев тех лет, о ритуальной проституции, о детских жертвоприношениях, и вы, преисполнившись отвращения, сами бы сделали вывод. Но не спешите. Прислушайтесь не к логике, а к сердцу.

Иногда молчание – это соучастие в скорби, как, помните, неделю молчали друзья Иова, сидя рядом с ним? И даже если нам кажется, что это не тот случай (судя по последующим событиям), то подумайте, что вы можете сказать матери потерявшей (или теряющей) своего ребёнка?

«Паша, я ничего не хочу слушать о твоём Боге, почему Он забрал мою дочь?» Я буду всегда помнить этот крик молодой женщины, бывшей моей воспитанницы, у которой умерла новорожденная девочка. И мне, начинающему священнику, хватило ума ничего ей не говорить в ответ. Потому что иногда молчание не только выражает сочувствие, но даёт им, просящим, говорить самим. Впервые, может быть. Впервые искренно. Впервые – с Ним, молчащим.
Что же кричит эта женщина?

«Элейсон ме Кирие» - «Господи, помилуй меня». Это те слова, что мы с вами поём на литургии, после общей исповеди. Это слова нашей с вами молитвы.
А, во-вторых, «дочь моя жестоко беснуется», или буквально «дочери моей плохо, она одержима».

А теперь сведите одно с другим: «Господи, помилуй меня» и «дочери моей плохо, она одержима» - это ли не символ эпохи, в которой мы с вами живём?

Но кто, кроме этой женщины, видит эту связь между нашей жизнью и проблемами наших же детей?
И разве Бог виноват в том, что они, наши дети, в очередной раз оказалось ввергнутым в ад одержимости? Разве Его вина в том, что наши дети становятся пищей для идущей войны?
«Кто поставил Меня судить или делить вас?» Лк 12:14 Мы, только мы сами в ответе за будущее.

Женщина видит связь поколений и свою вину в произошедшем с дочерью. Она видит, а мы?
Что делаем мы, когда Бог молчит? - Мы либо разочарованно уходим от Него («раз так, Тебя нет, и мы Тебя не знаем»), либо начинаем лихорадочно искать руку Его «попущения» во всех наших бедах и несчастьях.
А нужно только ждать Его ответа и быть настойчивым.

23 …И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Мф 15

О, лучше бы Он молчал! Но иногда Он нам отвечает, и Его ответ не всегда нравится нам. И мы готовы эти Его слова снова догматизировать и вывесить в рамочке, а Он, всего лишь сказал нам не всё. И эти «овцы дома Израилева», к которым Он пришёл, уже совсем скоро обвинят Его в богохульстве и приговорят к смерти, а смерть Его на кресте вдруг отворит все двери во всех народах.

25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Мф 15

«Поспеши, Господи, на помощь мне», - говорил Давид и шёл вперёд. Не ждал, а делал. Не ждал помощи уныло и скорбно, а находил её в своих поступках, шаг за шагом.

И эта женщина такова, её поступки, всё, что она может здесь и сейчас, это не отступать перед Божиим молчанием и перед его уклончивым ответом.
А как насчет такого?

26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Мф 15

Как нетолерантно звучат слова Иисуса, как грубо! За это в современной Европе можно и срок схлопотать, знаете ли! Получается, что «овцы дома Израилева» - это дети Божии, а язычники подобны псам? Получается так. А если чувство гордости и собственного достоинства не позволяют нам с этим согласиться, то у нас есть выбор – плюнуть и уйти гордо.

Или же просто заглянуть в зеркало. И там Божий Закон отразит нас такими, какие мы есть – жалкими и обидчивыми грешниками, либо оправдывающими Бога за свои прегрешения, либо Его же и винящими за них, но никогда не берущими ответственности на себя.

Псы, Господи. Ничуть не лучше злых детей, кричащих: «Распни Его!»
И только так, переступив через придуманные самим себе о себе иллюзии, мы можем понять эту женщину и её великий духовный подвиг.

Она не ушла, когда Бог молчал.
Она не поддалась искушению отвернуться от «не своего» Бога
Она смогла признать жестокую реальность и своё место в ней.
И это привело её ко встрече с Иисусом, которого мы знаем:

28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. Мф 15

Эта женщина прошла свой путь Поста и обрела веру. Не в «великого чудотворца евреев», не в Судию над всеми грешниками и «попустителя» бед и несчастий для нашего вразумления. Её вера больше всех этих школьных попыток спрятаться за Доброго или Справедливого.

Потому что она не просила Бога об исцелении дочери. Она просто просила у Бога прощения. И получила всё.

22…Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
28… О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему.

Я сейчас скажу что-то непопулярное для любителей ждать чудес от Бога.
Послушайте.

Иисус не говорит жанщине-хананеянке, что Он исцелит её дочь. Он, в который раз, говорит эти странные слова: «По вере вашей да будет вам» (см. Мф 9:29). Именно это. Именно так: от твоей веры зависит твоё будущее. Хочешь прожить слепцом, сидящим у купальни и собирающим милостыню – так и будет. Или ты встанешь и пойдёшь – «вера твоя спасла тебя».

Однажды кончится и эта смутная эпоха жестоких войн и несправедливых царей. И миллионы людей снова спросят у Бога: «Где Ты был?»
А Он ничего не ответит. Потому что если мы не смогли Его увидеть среди бед и страданий, как ещё ближе к нам Его отобразить?
Он приходил, приходит и будет приходить туда, где Он назначил эту встречу, чтобы, причастив Себя нам, в нас самих разойтись по миру, делая то, что должно. И будь, что будет.

Рис. В. Киреев