Муха и мёд

Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, всё губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя.

Эти слова из «Баллады примет» Франсуа Вийона, жившего почти 600 лет назад, я прочитал ещё подростком и очень удивился. «Как так? – думал я, - почему я себя не знаю? Конечно, знаю! Вот же я, и внешне, и внутренне, в уме. Я – человек, и я всё могу о себе сказать подробно…» Но с годами, сталкиваясь с людьми – в семье, во дворе, в школе, в институте, в армии, я всё больше убеждался в правоте средневекового циника-ваганта. «Быть человеком» расползалось и размазывалось из ясной подростковой формулы во что-то трудно ухватываемое, не поддающееся анализу, не только со стороны, в других, но и внутри, самом себе.

А когда я впервые прочёл Евангелие (это было Евангелие от Иоанна), меня особенно хлестанула по душе фраза Понтия Пилата, который вывел Иисуса на людское судилище после бичевания: «Вот Человек!». Именно тогда я понял одну, в общем-то, нехитрую мысль: после Христа, Бога, ставшего Человеком, мы с вами не можем «быть» человеками. Мы можем только «стать» ими.
«Стать человеком» - потом я прочитал эту мысль в работах пастора и богослова Дитриха Бонхёффера, осознанно выбравшего путь сопротивления нацизму, путь, приведший его на виселицу.

В свете воплощения Бога мы все, мягко говоря, недотягиваем до первообраза, являем собой искажённое, испорченное грехом отражение, и вся наша история – прямое свидетельство этого. И современность, и идущая война свидетельствуют об этом же, о сражении внутри нас «подлинно человеческого» и «традиционного», того сражения, что мы, люди, ведем уже десятки тысяч лет внутри и снаружи. Сражения, в котором уже явлена нам победа – в избитом, окровавленном, ведомом на распятие – «Вот человек!»

Как стрелка компаса, вздрагивая, всегда поворачивает на север, так и внутри нас что-то смотрит на Христа, указывает направление. Мы, люди церковные, так привыкли к этому, что даже не помним уже, что было время, когда такое движение сердца было совсем не очевидно. И что был первый среди людей, кто указал нам на Него рукой: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1:29)

Сегодня, празднуя рождество этого человека, Иоанна Крестителя, я, как и каждый год думаю о призвании. Это очень близко к тому, с чего мы начали наш разговор, потому что «стать человеком» и «выполнить своё предназначение» - это об одном. Точнее – об Одном, с большой буквы «О». 
Потому что мало узнать о Первообразе, мало знать «подлинного Человека», нужно еще установить с Ним связь. Нет, не отражать Его, нам это не под силу, но – дать Ему отразиться в нас. 
Для этого пришёл в мир Иоанн. Чтобы стать живым указателем, кем-то обратно пропорциональным жене Лотовой – та стала указателем, обращенным в прошлое, осужденное и отторгнутое, когда мера человеческого в жителях Содома стала пренебрежительно малой, а Иоанн всем собой был обращён в вечное, которому суждено было пройти через отвержение, страдание и смерть.

Иоанн – пример всем нам в понимании пути от «быть похожим на человека» к «стать подлинно человеком». Это мы и назовём словом «предназначение». Оно и явилось в Иоанне с предельной остротой, от рождения его и до его смерти. 
Вот, мы уже с вами говорим о его смерти, а ведь отмечаем-то его рождество! Не кажется вам это странным? 
Мне не кажется. Потому что он был рожден в мир для того, чтобы свидетельствовать о приходящем Спасителе, свидетельствовать и словом, и делом, и самой жизнью и смертью. Таково было его предназначение, которому он смиренно подчинился. 
Но вначале это увидел его отец, священник Захария.

Каждого родителя касается этот пример. Ведь каждый ребенок, приходящий в этот мир, приходит не зря. И наша родительская задача – помочь ему увидеть свой путь. Свое предназначение. Захария, молчавший девять месяцев, рассказал об этом в своей знаменитой песни, что прочитали мы сегодня. Он рассказал о предназначении Иоанна, еще младенца, еще только вошедшего в этот мир, и мы видим в этом рассказе больше, чем пророчество об Иоанне.

Мы видим здесь пророчество Спасителе и пророчество о нас.
Начиная свою песнь, Захария начинает говорить о Боге и Его предназначении – стать Человеком и спасти нас. Таков порядок его песни – сначала Бог, потом человек. Сначала Иисус, потом Иоанн.

67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
69 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,
70 как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих,
71 что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;
72 сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,
73 клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,
74 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,
75 служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. (Лук.1:67-75)

Как замечателен этот поток слов! Нет, не просто славословит Захария Бога за чудо рождения его сына, он начинает с вести о грядущем в мир Христе.
Именно во Христе Бог «посетил народ свой», связав Божество с человеческой природой, воплотившись.
Именно во Христе Бог «сотворил избавление», и это слово, «избавление», в устах священника Захарии очень важно и символично, ведь именно этим словом пользовались в Храме, когда совершали жертвоприношение. Захария очень хорошо понимает, что избавление – это всегда жертва.
Именно во Христе Бог «воздвиг рог спасения нам», ведь спасение – это главное дело, предназначение грядущего в мир Мессии.
Об этом великом Пришествии поет Захария.

Но – как? Как Господь соделает это? И на это есть ответ у старого священника.
Бог «сотворит милость» и «помянет, вспомнит завет», что Он заключил с этим народом.
И милость эта, милость во Христе, будет окончательной, последней Его милостью к нам, предельным проявлением Его любви к Своему творению: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного…». Отдал в жертву – за нас.

И Бог во Христе «вспоминает Свой завет».
Знаете, я постоянно говорю об этом, о слове «воспоминание». Это очень важное слово. Потому что оно во всем Евангелии от Луки встречается всего дважды – в песни Захарии и в словах, которые Христос произносит на последней Вечере, словах установления: 
И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается. Лк 22:19-20

Так исполнятся слова Захарии, прочитанные нами в первой главе, исполнятся уже в конце Евангелия от Луки, перед крестной Жертвой. Так свяжет Бог Свой Новый Завет с благодатным таинством, которое для многих христиан, увы, превратилось в бессмысленный ритуал.

Но когда я слышу эти слова – «помянет святой завет Свой», я прихожу в трепет еще и потому, что знаю, что такое «воспоминание Бога». Для античного человека, особенно для еврея, слово «вспомнить» никогда не пассивно и не было чем-то вроде осознания чего-то забытого, что никак не влияет на мою жизнь, ну, вспомнил и вспомнил. «Вспоминать» для древнего человека – это всегда «начинать действовать». Везде в Писании этому сотни примеров.

И если Бог вспоминает Свой завет с нами во Христе – значит, Он начинает действовать. Как? Конечно, спасительно для нас! И слова Христа тогда, слова «сие творите в Мое воспоминание», обретают новый смысл. Это прежде всего Он, Господь, в Таинстве Причастия вспоминает о нас, и действует через новую форму, через то, что раньше было только хлебом и вином, а теперь наполнено Им – для нас.

И все это для того, чтобы «дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей».

Вот оно – наше предназначение. Вот она – наша цель, привилегия и будущее, если можно назвать будущим вечность – служить Ему, начиная уже отсюда, с сегодняшнего дня. 
И это предназначение в совершенстве исполнил тот, чье рождество мы чтим сегодня, сын священника Захарии Иоанн.

И потому его отец, сказав все о Сыне Божием, начинает говорить о своем сыне.

76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,
77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
78 по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,
79 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. (Лук.1:76-79)

Идти перед Христом, ровнять Ему дорогу, указывать на Него, готовить к Его слову, Его кресту – вот для чего пришел в этот мир Иоанн. 
И Бог не заставляет его делать это силой, как не заставлял Он Марию стать Матерью Божьей, как не заставлял Павла стать Апостолом для всего мира. 
И как до этого Он не заставлял Авраама идти в чужую землю, Ноя – строить ковчег, а Моисея – выводить народ из рабства.

Ничего не скрывая от нас, не пряча никаких трудностей, Бог открывает нам Свою волю и ждет, чтобы мы добровольно, сами протянули Ему руку и приняли своё предназначение – стать, наконец, Его образом.
Дать Ему отразиться в нас.

Как это происходит в чуде Причастия, где не столько мы причащаемся Ему, сколько Он причащает нас Себе. 
Здесь небо сходится с землей, Райский Восток посещает нашу землю свыше, свет рассеивает тьму, и страх смерти сменяется миром вечной жизни. Так в нас зачинается Человек. Так мы вынашиваем Его в себе до самой смертной муки рождения, окончательного рождения в вечность. Это и страшно, и утешительно, потому что на это мы и были рождены по нашей плоти однажды. 
И об этом утешении мы читали сегодня у пророка Исаии:

1 Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; 2 говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение… Ис. 40

Эти слова исполнились в жизни святого Иоанна Крестителя. 
Он стал живым утешением, тем, кто показал нам в Иисусе, плотнике из Назарета, Мессию, Агнцац Божьего, Который берет на Себя грех мира…»

Иоанн – не только историческая фигура, человек, однажды сделавший свое дело и вошедший в историю. Он, добровольно исполняя волю Божию, сегодня учит нас и нашему предназначению, учит и меня, священника, и вас, прихожан.
Меня – служить вам, братья и сестры, наставляя словом Божии и Его святыми дарами.
Вас – быть верными Богу и Его Церкви, слушающими и вкушающими, спрашивающими у Бога и получающими ответ – здесь, в Церкви. 
И мы – не идеальны, мы однажды, много тысячелетий назад потеряли что-то важное, что-то, что делает нас – нами, настоящими нами, а не тащит нас в прошлую темную хтонь. 
И тут мы с вами это потерянное обретаем вновь. Смотрим в зеркало, а видим Его. Наконец-то видим реальное своё отражение.

Все остальное в нашей жизни– только путь к этому нашему призванию, только корчевание препятствий на пути к Алтарю. И мы, снова и снова, ровняем горы и засыпаем ямы, чтобы снова и снова узреть спасение Божие и принять его в свои уста. Этому учит нас сегодня Иоанн Креститель – человек такой же, как и мы, но однажды выполнивший свое предназначение. Как и каждый из нас, надеюсь и верю.