photo_2025-07-13

Библейский текст:

- Книга Ионы 3: 1- 5, 10, 4:1-11
- Послание к Римлянам 14: 7- 12
- Евангелие от Луки 6: 36- 43

Библия – это книга вопросов.
Вы не ослышались, именно так: не ответов, а вопросов. Многие этого не понимают и не принимают, я тоже был когда-то в числе этих «многих». Но с самого начала истории человечества, когда она пошла по пути «от Бога», с первого призыва человека к исповеди, (помните? – «Адам, где ты?»), Бог неустанно задаёт нам вопросы, и учит искать на них ответы самостоятельно. Учит нас видеть проблему и самим задавать вопросы себе и Ему (помните? – «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?»). Целая книга в Библии выстроена в форме непрерывных вопросов к Богу, и когда Тот, наконец-то, начинает отвечать, Его ответы немедленно сами становятся вопросами к вопрошающему. 
Я, если вы не поняли, о Книге Иова.

Так вот, сегодня мы с вами особенно ощутимо погрузились в этот мир вопросов, ведь каждый наш отрывок, что мы прочитали, полон ими. 
В Книге Ионы, мы читали, как пророк внемлет-таки призыву Божьему и идёт в Ниневию с проповедью суда за грехи, а когда ниневитяне каются, и Бог отменяет Свой приговор, Бог преподаёт Ионе наглядный урок в форме вопросов, прямо, как Мартин Лютер в своём Кратком Катехизисе. Когда рухнуло растение, под которым прятался в пустыне обиженный пророк, тогда Бог спросил его:

9 … неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти.
10 Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало:
11 Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой?.. Иона 4

И в Евангелии, говоря о милосердии, Иисус тоже задаёт слушающим вопрос, уже, скорее, риторический: 
«Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?»

Если подумать, этот вопрос может претендовать на конкурс девизов нашего времени. Это отметил ещё Герберт Уэллс в своем рассказе «Страна слепых». Напомню вам сюжет.
Сорвавшийся в пропасть альпинист выживает и обнаруживает себя в долине между гор, отрезанной от всего мира, где проживает большая община переселенцев, предки которых в результате неизвестной болезни, ослепли сами и передали слепоту по наследству. И вот, герой, словно по пословице «в стране слепых и одноглазый – король», пытается учить этих людей, как жить, и что значит- видеть. Но людям этого не надо, они привыкли жить наощупь. А смутьяна объявили больным и приговорили к ампутации глаз. Герой бежит в горы, но возвращается, чтобы предупредить людей о сходящей лавине, однако, ему не верят. Все гибнут.

«Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?»
Герой слеп, несмотря на наличие глаз, слеп, потому что пытается дать людям то, в чём они не испытывают никакой потребности. Они так привыкли жить, и любые вопросы на эту тему вызывают у них сначала дискомфорт, а потом и агрессию. «Почему мы должны считать себя ущербными? Нас большинство, мы всегда так жили, а ты – обманщик и выродок!»
Это так совпадает с историей о слепорождённом у Иоанна, и именно там, в конце этой истории, фарисеи задаются наконец-то вопросом о себе самих.

39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
40 Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?
41 Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас. Ин 9

«Неужели и мы слепы? Куда тогда мы ведём людей?» 
Этот вопрос не звучит с кафедры ООН или с экранов телевизоров, напротив, люди, которых мы избрали быть нашими лидерами, кажется, прекрасно знают, куда нам всем надо идти. Вот только дым пожарищ, запах пыли от разрушенных домов и крови от убитых мы все можем разобрать, даже зажмурившись и заткнув уши. Его всё больше, этого запаха, и он всё ближе к нам.

«Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?»

Непременно упадут, но сначала добросовестно и старательно будут уверять всех, что нет впереди никакой ямы, что путь прям и светел, будто бы «ям» Первой и Второй Мировых войн никогда и не было.

Но Иисус, зрячий среди слепцов, продолжает говорить и звать. Он не тащит нас за руку против нашей воли, Он слишком любит нас, чтобы заставлять нас признать очевидное. И Его вопросы вновь и вновь будоражат нас, открывая нам наш диагноз.

Мы – слепцы.

Мы – жители огромной Ниневии, не способные отличить правую руку от левой, добра от зла, не способные защитить от агрессии, хамства и пьянящей жажды смерти не только ближних, но и самих себя. Если мы не признаем этого, то нам никогда не понять и не принять того, что Он готов дать нам в обмен на нашу слепоту.

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
38 Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Лк 6

И вот, слепцы уже готовы из этих фраз вылепить икону, учение пацифизма, присовокупив сюда же и слова правой и левой щеке. Но икона не лепится и рассыпается под рукой, потому что эти слова – не догмат, а призыв. Призыв не только к одной стороне вражды и суда, а к обоим. 
Ко всем.

Невозможно не судить тех, кто грешит открыто и гордится своей беспардонной наглостью грешить. Милость по отношению к ним будет их одобрять и разжигать к дальнейшему непотребству и агрессии.

Ох, как много я прочёл в российском секторе Фейсбука призывов к украинцам проявить милость и сострадание к тем, кто пытается их уничтожить уже больше трех лет, мол, это и есть истинное христианское смирение: подставить щёку и отдать последнюю рубашку. Такое «христианство» даже хуже откровенно людоедской проповеди вождей «российского православия», потому что оно подменяет защиту ближнего от агрессивного зла на добровольное шествие в крематории. 
Но Бог поругаем не бывает, и закон прямой пропорции торжествует: какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Не большей, но такой же. Это важно понимать каждому, кто пытается примерить на других свои критерии суда.
И, я думаю, это и имел в виду Святой Августин, когда поддержал постулат о том, что без покаяния не бывает прощения. А, соответственно, если не прощение, то суд. В Писании мы видим это повсеместно, от Ветхого до Нового Заветов. Вот только две цитаты:

Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован. Притч 28:13
Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. 1 Ин 1:8-9

Милость Божья – в отношении того, кто опустился на колени и прижал руки к груди: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк 18:13). 
Милость человеческая – в отношении того, кто опустил оружие и протянул его противнику со словами: «Прости, если сможешь. Я был не прав». Если вам кажется смешным второе, то посмейтесь тогда и над первым.

А пока… Пока этот вопрос, как дамоклов меч, висит над нашей головой:
«Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?»

И наш великий диагност снова в форме вопроса даст нам совет засучить рукава и засунуть их поглубже в собственные глаза:
41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
42 Или, как можешь сказать брату твоему: «брат! дай, я выну сучок из глаза твоего», когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Лк 6

«Начни с себя» - советует своим читателям великий Гоголь. Не с другого, а с себя самого. Оцени плоды со своего дерева, а не с чужого. Немудрёный, вроде бы, совет, но как он трудновыполним, когда вокруг так много худых (с нашей точки зрения) деревьев, а из глаз собеседников так и торчат сучки!

Апостол Павел в нашем сегодняшнем чтении тоже подводит итог похожим образом: «Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим 14:12). Где бы вы поставили здесь ударение? Конечно, «за себя»!
Но если мы готовы произвести этот личный «самосуд» над собой, если мы готовы признать свою несостоятельность, то не наши руки, а уже Его, Христа, извлекут из наших глаз брёвна обнаруженного нами эгоизма, жадности, агрессии и похоти. 
И Его Тело и Кровь в нас, через принятые нами Дары евхаристии, дадут нам способность видеть и идти мимо ям и рытвин.

Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно (Лк 11:34). 
Моё око, Господи, будет чисто лишь тогда, когда Ты Сам посмотришь из меня на этот мир. И тело моё будет светло лишь тогда, когда Ты, Господи, войдёшь в мои уста и станешь причастен мне. 
Грешнику, Тобой прощённому.