
Чтения: Иезекииль, 36:24-28; Ин 14:23-28
«Ты суслика видишь?» - «Нет» - «А он есть». Эта странно-смешная фраза из одного старого фильма, на самом деле отражает очень важную истину: есть вещи невидимые для глаза, но реальные. Нашему глазу недоступен, например, ультрафиолет или инфракрасное излучение, но они есть, и мы, с помощью разных приборов, можем ими пользоваться, даже не видя их. Жар от потухших углей, как и солнечный загар мы можем ощутить до ожога. Ветер, если он не несёт в себе пыль и песок, тоже невидим, но способен неожиданно сбить нас с ног или поднять огромную волну на море, сломать огромную сосну или сорвать крышу дома. Мы не видим ветер, но отрицать его по этой причине было бы весьма опрометчиво. Яхтсмены и парапланеристы знают это лучше других, потому что они умеют ветер использовать, скользя по волнам или взмывая на мягком тканевом крыле к небесам.
Более осторожные обитатели планеты говорят, что человек не птица и не рыба, ему бы по земле научиться ходить, да прятаться от ветра в крепких домах, а не летать по небу, но всегда найдутся чудаки, что слепят крылья и обопрутся ими о невидимый ветер. Не потому что они не имеют страха, вовсе нет. Просто они однажды увидели невидимое – ветер – и теперь не могут жить, как раньше.
Сегодня мы отмечаем Пятидесятницу – день, когда Дух Божий сошёл на Апостолов и наполнил их, как парус или крыло параплана. Тот Ветер навсегда изменил их мир, который и до того трещал по швам от явлений Воскресшего, что из распятого Учителя и несостоявшегося Вождя превратился для них в Спасителя, соединяющего небо и землю. Тот шум, «как бы от несущегося сильного ветра», прошел через их голосовые связки, и они зазвучали, как музыкальные инструменты, на разных языках, возвещая симфонию спасения. То невидимое движение Духа, что касалось когда-то патриархов и пророков, вдруг стало видимым на какое-то время, «почив… на каждом», и благоразумно запершиеся в доме, вдруг вышли на площадь, не в силах держать в себе это звучащее слово.
И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? Деяния (2:12)
Вот первый вопрос этого дня, Пятидесятницы: «Что это значит?» А это значит, что в тот день родилась на свет Божий новая форма Церкви, открывающая человеку Бога не через семью, как у Ноя или Авраама, не через народ, как при Моисее.
Это родилась Вселенская Церковь, Церковь Духа, возвещающая путь Сына от Отца к нам, ко всем нам, иудеям и эллинам, чтобы и мы, подхваченные этим ветром, устремились в Сыне к Отцу. Тела Апостолов в тот день не исчезли, и не вознеслись куда-то ввысь, вслед за вознёсшимся Христом, но они как будто обрели новое измерение в этом мире, измерение Духа, «от Отца и Сына исходящего» и придающего новый смысл их жизням. Смысл, утраченный однажды в Эдеме, возвратился к нам через Христа и посредством Духа.
24 И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу.
25 И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас.
26 И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.
27 Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. (Иезекииль, 36)
Обещанное – исполнилось. Праведность по Закону, невыполнимая по причине первородного греха, во Христе заместилась на дар прощения. Этот дар, невидимый, как ветер, наполняет теперь наши тела, как паруса, ветром Духа Святого, приходящего к нам от Апостолов в слове и таинстве, и от нас, через Церковь, к следующим поколениям.
Помните, как страдал Иов от невозможности личной встречи с Богом, встречи через Того Искупителя, что положит на него и на Бога руку Свою, руку примирения? Бог, пришедший к нему в буре, предвосхитившей ветер Пятидесятницы, явил ему Себя, и Иов получил свои ответы. Потому что во Христе, распятом и воскресшем, мы находим всё, что жаждали и искали.
Иов увидел Искупителя в своём невинном страдании, как и его праотец Авраам однажды увидел Христа в агнце, застрявшем рогами возле алтаря со связанным на нём Исааком.
А Апостолы – возвестили этот дар прощения и примирения человечеству.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 Критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
12 И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? (Деяния 2)
Что это значит для нас, братья и сёстры? Какой ветер наполняет наши паруса и крылья?
Народ, слушавший Петра в тот день, задал единственный вопрос, что волновал его: «Что нам делать, мужи братия?», и получил ответ, в котором спрессовано всё богословие христианской Церкви: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян.2:38,39)
«Дух оживляет» - скажет Апостол Павел в своих посланиях и к Римлянам, и к Коринфянам.
«Крещение спасает» - возвестит и в своей проповеди, и в своём Послании Апостол Пётр.
И это – об одном. Водой и Духом приходит к нам Господь, и наши мёртвые тела, подобно телу Лазаря, получают силы для того, чтобы срывать с себя погребальные пелены. Тот, Кто воскресил Христа, оживляет и нас Духом Святым в таинстве крещения.
Но праведность Христова в этом мире – штука ускользающая, и поэтому наше крещение работает в нас день за днём, становясь продолжающимся таинством покаяния. Призыв «Покайтесь!», таким образом, становится не разовым «предкрещальным призывом», но нашим внутренним императивом, вектором, стремлением.
Как часто пользуемся мы этим призывом, братья и сёстры? Когда стихает ветер, где штопаем мы наши паруса и крылья?
Об этой окрылённости, соединяющей нас в вихре Духа с Отцом и Сыном, говорит Господь и в сегодняшнем евангельском чтении:
23 …Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14)
«Слово Его» – это и Закон, и Евангелие, слово осуждения наших грехов («Покайтесь!») и слово нашего прощения («…И получите…»), и оно звучит в Церкви непрестанно, входя в наши уши и затрагивая наши сердца. И когда в таинствах Церкви вся Троица, Отец, Сын и Святой Дух приходят к нам, называя нас по имени в крещении, возвращая нас этой купели, вновь и вновь, в исповеди и причащая нас Плоти и Крови Сына в Евхаристии. Такова обитель Бога с человеками, обитель, здесь, на земле, именуемая Церковью.
26 Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. (Ин 14)
…Не шумит больше тот ветер, что наполнял дом Апостолов, не видны пламенные языки над головами проповедников. Только тихое слово звучит с кафедры, предваряя встречу у алтаря. В этом слове – веяние тихого ветра, в котором Господь, воскрешающий наши тела и дающий смысл нашим душам, истосковавшимся по правде. Этот ветер связывает города и страны, времена и культуры, небеса и землю. Этот ветер даёт нам силы жить в мире, полном лжи, тревоги и неустроенности, среди несправедливости, войн и эпидемий. Этот ветер несет нам благую весть о мире:
27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. (Ин 14)
Ред 2025, Таллинн