
Библейский текст: Иоанна 15:26 – 16:4
Есть такая категория людей, которые не умеют ждать. Я тоже из их числа. Я не люблю ждать, меня это ужасно раздражает. Нет, конечно, я тоже сижу иногда в очередях, например, в больнице я заставляю себя ждать, но получается не очень.
Мне ужасно жалко времени, потраченного на ожидание. «Да за это время можно было бы столько сделать!» - вам знакомо такое ощущение?
Поневоле вспоминаешь пресловутое «время самоизоляции» эпохи КОВИДа, так раздражавшее нас своим ожиданием непонятно чего. Может быть, оно было дано нам в качестве тренировки терпения?
Каждый год, отмечая это воскресенье между Вознесением и Пятидесятницей, я задаюсь этим вопросом – а зачем нужны были эти десять дней? Неужели Христос не мог сразу по вознесении сообщить Апостолам Святого Духа? Или путь на небеса столь долог?
Необычное это воскресенье. Я бы назвал его «воскресеньем между». Или – «воскресеньем ожидания»
Кажется, именно это Он и сказал им, Апостолам, в тот день, когда вознесся на небеса, помните?
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. (Деяния 1)
Заметьте, Иисус не устанавливает жестких сроков. Он говорит: «Ждите» Ждите столько, сколько нужно. Но – кому нужно? Неужели Христу?
Конечно, это нужно им, Апостолам!
Им было необходимо это время так же, как оно необходимо и нам, когда мы, забрасывая Бога вопросами и проблемами, читая и слушая Его слово, тщимся поскорее получить ответ, увидеть результат. Он говорит нам тогда, как и Апостолам: ждите. Думайте над своими вопросами и Моими ответами, ведь слово Божие не поверхностно, оно глубоко, оно требует от нас смирения и терпения, чтобы мы, не дай Бог, не услышали в Его ответе – то, что мы хотим услышать, т.е. наш ответ.
Апостолам необходимо было это время – время вспомнить все то, что говорил им Христос об Утешителе.
Говорил еще до Креста.
Говорил по воскресении Своем, «отверзая им ум к уразумению Писания». Ведь дар Духа, что их ожидает– это величайший дар, а не дешевка, которую можно вежливо принять и положить на полочку.
Дар Духа Святого, конечно, дар, но оплачен он Кровью Дарителя. Вот почему необходимо было это «воскресение между». Вот почему ученики не кинулись по вознесении Христа проповедовать по всему миру Распятого и Воскресшего. Они не были готовы к этому, не имея Утешителя (хотя, могли думать, что готовы!), и им необходимо было это время – чтобы что?
Вспомнить.
Оценить.
Подготовить – ся. Подготовить себя к Божьему ответу, снова и снова возвращаясь в молитве к Писаниям и словам Христа.
26 Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. (От Иоанна 15)
Обратите внимание на этот замечательный порядок!
- …Он будет свидетельствовать о Мне…
- …И вы будете свидетельствовать…
Кому Дух Святой, Утешитель, будет свидетельствовать о Христе? Конечно им, ученикам, Апостолам! Он, Дух истины, исходящий от Отца, напрямую наставит их, учеников и Апостолов.
О ком? «О Мне» - говорит Господь.
И только затем, заметьте, «…и вы будете свидетельствовать…» Кому? Всем окружающим, конечно! Нам...
Таков Божественный порядок – Дух возвещает Апостолам, Церкви – о Христе, и Церковь несет это свидетельство миру, распространяясь и захватывая души грешников.
В этом – величайшее право и назначение Церкви, и, прежде чем получить это право, Апостолы должны были осознать свою ответственность. Осознать, что будет, если порядок это будет извращен и искажен.
1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.
2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. (От Иоанна 16)
Главный ужасный соблазн этих двух прошедших тысячелетий – соблазн лжепророчества.
Отвергающие Духа, тем не менее, нуждаются в Нём.
Но на замену Духа Утешителя всегда приходит другой дух. И уже чужой голос шепчет обманутым слова ненависти, проклятия и смерти.
Есть у Галича пронзительное стихотворение, называется оно «Псалом». Я очень люблю его, потому что оно показывает что происходит, когда человек не слушает Бога, а сам вдыхает в своих идолов свой смертоносный смысл. Вот отрывок из него:
Я вышел на поиски Бога.
В предгорье уже рассвело.
А нужно мне было немного -
Две пригоршни глины всего. ...
Что знал я в ту пору о Боге
На тихой заре бытия?
Я вылепил руки и ноги,
И голову вылепил я.
И полон предчувствием смутным
Мечтал я, при свете огня,
Что будет Он добрым и мудрым,
Что Он пожалеет меня!
Когда ж он померк, этот длинный
День страхов, надежд и скорбей -
Мой бог, сотворенный из глины,
Сказал мне : - Иди и убей!..
И канули годы. И снова -
Все так же, но только грубей,
Мой бог, сотворенный из слова,
Твердил мне: - Иди и убей!
2 …даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
3 Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. (От Иоанна 16)
Вот она – причина! «не познали ни Отца, ни Меня …» Почему? Потому что не приняли Утешителя. Потому что отвергли Духа, указывающего на Христа, на Божью любовь в Нем… Потому что приняли «духа», указывающего на них самих. Духа заблуждения и лжи. Духа обольщения, помните: «Нет, не умрете, но будете, как боги, знающие добро и зло…»
Дух лжи – и Дух истины. А между ними – человек. Как же ему, как нам разобраться в истине, как не принять одно за другое?
4 Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. (От Иоанна 16)
Это ответ – держитесь слова Христова. Держитесь того, что Он заповедал нам – Его Таинств. Его Церкви, где слово Его не затемняют и не искажают, и где эти таинства дают так, как Он повелел.
Где Церковь Христова, там и Дух Святой.
Где Дух истины, там – Сам Христос, незримый, но реальный.
Сегодня – замечательное воскресенье. Воскресенье, которое учит нас терпению и размышлению. Воскресение ожидания – для Апостолов, и размышления – для нас.