
Два великих события в Священной истории, как два полюса нашей жизни разделяют церковный год. На одном полюсе воплощение Бога, пожелавшего стать Одним из нас и пройти Свой путь с нами от зачатия до смерти, а второй – это, собственно, Его смерть, отворившая нам двери в вечность, потому что у Страстной Пятницы всегда есть распахнутая гробница и Воскресение.
Рождество и Пасха, начало и … нет, не конец, скорее – вечность, их Он сделал и полюсами нашей жизни.
И всегда, после рождественских гимнов, когда мы приближаемся Великим постом к другому полюсу, календарь вдруг бросает нам в лицо снежок даже не из Рождества, а раньше, еще раньше, разрывая Пост примерно посередине событием совершенно особенным.
Я всегда думал, как это сочетать в логике нашего литургического года? И однажды эта связь стала мне понятной.
Ведь что такое Великий Пост? Это не что иное, как наша подготовка к Страстной неделе и Пасхе – событиям вселенского масштаба. Чтобы оценить, … нет, не оценить, а хотя бы серьезно представить себе эти события – смерть на кресте Бога, ставшего Человеком, глубину Его жертвы за нас, нам нужно сделать над собой усилие. Иначе мы рискуем, что эти события нас не заденут. Перестанут ужасать и удивлять. Для этого мы и постимся – предпринимаем над собой усилие – не спасения себя, но – приятия этого спасения.
Я не знаю почему, но Бог, спасая нас целиком и полностью, не делает этого, во-первых, скопом, например, целиком народом или какой-то конфессиональной группой. А во-вторых, Он не делает этого автоматически.
Зачем-то Ему нужно наше согласие.
Он дает нам веру, а мы ее можем принять с благодарностью, а можем отвергнуть. И Пост – это выражение нашей веры, это исповедание наше, это наша демонстрация готовности ПРИНЯТЬ. Пост – то наше «Да» Богу.
И начало его – в том «Да», что произнесла юная Мария в тот день, что изменил все.
26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. (Лук.1:26-29)
Иногда мы, читая Библию, представляем себе все так, будто чудеса и явления ангелов были в те времена столь же часты и обыденны, как нынче кризисы экономики, эпидемии и войны. Совсем не так! Чудеса всегда, когда они происходили, шокировали и указывали на что-то БОЛЬШЕЕ, чем само чудо, например – на предупреждающие слова пророков. А ангелы, когда они являлись людям, всегда несли ВЕСТЬ. Божьи вестники не приходили по пустякам, можете на пальцах посчитать явления ангелов в Писании, и всегда это – явление мирового масштаба.
И, конечно, их приход пугал людей. Не только потому, что это был небесный вестник, но и потому, то его приход означал изменение ВАШЕЙ жизни раз и навсегда. Поэтому неудивительно, что все описанные в Библии случаи явлений ангелов сопровождает одна реакция – смущение и страх.
28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. (Лук.1:28-29)
Что вы видите необычного в этом приветствии, братья и сёстры? Когда я читаю эти слова, мне представляется важным вот что:
«Господь с тобою…»
Знаете, что это за слова? Помните сегодняшний отрывок из пророка Исайи, отрывок, читаемый обычно на Рождество?
«Вот, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Емануил,…ибо с нами Бог!» (Ис. 7: 14, 8:10)
- Господь с Тобою… И -
- С нами Бог…
Видите связь? Означать это может только одно – исполнилось древнее 700-летнее пророчество.
37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово (Лук.1:37) – как скажет Ангел Марии.
Господь с Тобою… С нами Бог… Но есть и разница между двумя этими великими фразами, и вы сами можете увидеть её. Да, это разница между «ты» и «мы». Пока что Господь с Марией, и через нее может быть со всеми нами. Пока еще не «есть». Пока еще – «может быть»
29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. (Лук.1:29)
Возможно, вы не смутитесь и не испугаетесь, если вам явится Ангел от Бога и предложит сыграть ключевую роль в истории человечества. С Марией же всё было не так. Мария была обычной девушкой, одной из многих, ждущих Мессию. Ждущих как бы извне, со стороны – «Вот придёт Христос, Помазанник Божий и освободит нас…»
Я думаю, каждому из нас знакомо это чувство – всегда легче ждать события, чем участвовать в нём, осознавать, что и от нас что-то зависит. Всегда страшно расстаться с креслом зрителя и сделать шаг участника…
30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. (Лук.1:30-33)
Господь с Тобою, Мария, - говорит Ангел,- но Он с Тобою именно для того, чтобы Бог был с нами.
Потому что Он, Господь, является смыслом всех ждущих Его, Он есть исполнение Божьего Слова, и Марии уготовано особое место в исполнении этого события.
Но как? Как это может быть? Задаваясь этим вопросом, Мария мыслит земными мерками, что, впрочем, и не удивительно.
34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
…
37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. (Лук.1:34-37)
Мы мыслим и действуем стандартно, в соответствии с законами нашего мира.
Бог – Творец этого мира действует так, как Он хочет…
Но, знаете, что самое удивительное? Имея все права поступать, как Он хочет, Он спрашивает нашего желания! Будучи хозяином всего сущего, Он снисходит до того, что просит нас о соучастии! Зачем? Почему Он так поступает? Почему исполнение Его воли связано с нашими волями, с нашим раскаянием?
Я не знаю… Наверное, потому что Он любит нас, Своё творение, иначе зачем? А любовь всегда либо принимается, либо отвергается. Мария – пример нам в принятии Божьей любви. Она смиренно соглашается с Божьим вестником, и в Её согласии – исполнение Божьей воли, от Благовещения - «Господь с Тобою», до Рождества, Креста и Пасхи - «С нами Бог».
38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. (Лук.1:38)
Таковы события Благовещения, воистину возвещения Благой Вести через Марию на всех нас.
Знаете, обычно в день Благовещения принято говорить в проповеди что-то о святости жизни, о детях, которые еще не родились, но уже являются людьми, Божиими созданиями, о противоестественности абортов и о чуде жизни. Я не буду говорить об этом много, мы говорим об этом каждый год.
Скажу только вот что.
Наше, человеческое грехопадение началось с женщины – со греха праматери Евы, нарушившей Божию заповеди и вовлекшей в грех Адама. Но и наше спасение (а может быть, именно поэтому?) началось со смиренного согласия простой, ничем не примечательной дочери Евы стать дверями спасения. «Семя жены», о котором Бог говорил еще в Эдеме, наконец-то пришло в мир, чтобы поразить голову змея, разрушив грех, уничтожив смерть и поразив диавола. Бессмертное и нетленное пришло в этот мир, облекшись в смертное и слабое, став человеком еще в утробе, пройдя все этапы развития эмбриона, чтобы искупить нас С САМОГО НАШЕГО НАЧАЛА.
Вы задумывались об этом? Вы искуплены еще и потому, что Его очи видели вас в утробе вашей матери.
Марию принято отождествлять с Церковью, и это справедливое сравнение. Как она носила в себе Христа, так и Церковь доныне наполнена Им, пребывающим в нас в Слове и Таинствах. Но не кичливая самоуверенность должна наполнять нас, а смиренное согласие, вера, которую мы получили от Бога, как и Мария получила во чрево Христа, вера, которую мы отдаем Ему же в исповедании смирения, в том исповедании, что, не понимая – принимает и не видя – верит.
Поэтому так важно, чтобы звучали в церкви и за пределами церкви эти слова сегодня, слова не Бога – человека, смиренно склонившего голову:
«Се, раба Господня. Да будет Мне по слову Твоему…»
Мария знала, на что она соглашается – на тяжёлый разговор с Иосифом, на насмешки и издевательства, на нищету… Но она знала и другое – через неё «Её Господь» станет «Господом для всех».
Сливаются две воли – Божья и человеческая и вот, уже спустя две тысячи лет, рождаемся мы, и мы с вами так же смиренно склоняем головы – ведь и мы тоже рабы Господни, ведь и мы обрели Эммануила – Христа.
«Господь с тобою» - сказал Ангел Марии. Но разве и не с нами Господь? Мария физически носила в себе Господа и цена этому счастью была – стоять у креста с распятым Сыном. Но разве и мы не носим в себе воскресшего Христа, Христа завещавшего на Тайной Вечере принимать Его Тело и Кровь? Разве наши страдания – это не Его страдания?
Радуйся, благодатная – сказал Ангел Марии. И я повторю его слова к вам, братья и сёстры – радуйтесь, благодатные, Господь с вами. Радуйтесь посреди войн и распада этого мира. Потому что то, что в нас и с нами сильнее того, что нас пугает и нам грозит. И если с Ним мы умираем и страдаем, то с Ним и оживём, потому что верен Бог, потому что «у Бога не останется бессильным никакое слово».
Это Слово пришло в мир и действует в мире – для нас и через нас, объединяя Свою волю с нашей, послушной Ему. В этом смысл и назначение праздника Благовещения, связывающего два великих полюса нашей христианской жизни – Рождество и Пасху, Воплощение Бога и нашу вечность с Ним.
Иллюстрация: Икона Андрея Рублева Благовещение (1408)