Святой Бонифаций (лат. Bonifatius), или же как его еще называют, - святой Винфрид (лат. Winfried, Winfrid, Wynfreth), был римским мучеником, жившим в 8 веке. Он родился в 672 или 673 году в графстве Эксетер на юго-западе Англии. Отец был зажиточным англом, а мать, вероятнее всего, была кельтского происхождения.
Еще мальчиком родители отправили Винфрида обучаться в небольшой монастырь Эксетера. Здесь в святом разгорелся огонь веры. С ранних лет он был глубоко религиозен и отличался умом и мудростью. Отец хотел, чтобы сын занялся управлением их имениями, тем более что монастырское образование хорошо его подготовило. Но будущий святой Бонифаций чувствовал непреодолимую тягу к монашеской жизни. Отец наконец смягчился и дал позволение на постриг.
В этом монастыре св. Богифаций провел около тридцати лет, основными его занятиями на время стали преподавание грамматики и стихосложение, а примерно в 30-летнем возрасте Господь через святую Церковь свою призвал его в священнослужение. В 716 году Винфрид решает покинуть монастырь и отправиться с миссией в дремучие леса империи франков.
В германских городах и поселениях, народ поклонялся языческим идолам, принося жертвы деревьям и источникам. Местами для таких языческих обрядов служили леса или особые крупные «священные деревья». Германские представления не позволяли запирать языческих божеств в тесные храмовые помещения, и поэтому они посвящали им целые леса или рощи. Нравы и обряды германских племен описал историк Тацит (ок. 55–120) в своем сочинении «Германия». Язычники собирались ежегодно в одно и то же время в лесу, где отмечали «зловещий и жуткий праздник богов», начинавшийся от имени всех собравшихся с жертвоприношения человека (Chronik des Christentums. - Güterloch, München: Lexickon Verlag GmbH,1977, стр.85).
Когда высокий и атлетически слаженный Бонифаций, рост которого достигал примерно 185–190 см, начал рубить громадный дуб, его – ненавистного врага «германских богов» – молчаливо проклинала большая группа убежденных язычников. Первые сильные удары сначала сотрясали древний дуб, а последующие свалили его на землю. Сам ствол переломился на четыре большие части одинаковой длины, а большая крона, разогнав людскую толпу, распласталась на траве. Падение дуба стало символом заката язычества в Германии. Толпа тогда в изумлении отступила, ибо они ожидали гнева своих богов, но этого не произошло. Многие из них, рассказывает в своем описании монах Виллибальд, вообще были сражены тем, как легко пала их святыня. Они оставили богохульство, а позже стали прославлять Бога и уверовали в Него (Chronik des Christentums. - Güterloch, München: Lexickon Verlag GmbH,1977, стр.105).
Бонифаций символично продемонстрировал превосходство Христианства над языческими богами германских племен. Однако основная его деятельность была связана не только с обращением язычников в христиан, а с обустройством Церкви во всей империи франков.
Святой Бонифаций неустанно проповедовал Евангелие и внушал людям добродетель и милосердие. Он являлся примером и вдохновением для многих верующих, их поддерживал, и давал наставления в их духовных стремлениях.
Святой Бонифаций дожил до глубоких седин, однако его история жития оборвалась трагически. Весной 754 г. 82-летний Бонифаций возглавил миссию во Фрисландию на реку Зее (ныне это территория Голландии), желая приобрести новые души для Христа и Церкви и укрепить в вере катехуменов. Пятого июня, в день Пятидесятницы, когда Бонифаций и его спутники служили торжественную Мессу под открытым небом, (по некоторым данным свершался обряд крещения) на них напали язычники, возможно, с банальной целью ограбления. Летописец сообщает, что Бонифаций запретил употреблять против нападавших оружие, заявив: «Не бойтесь, всё оружие этого мира не способно убить душу». Когда один из нападавших занес над ним меч, Бонифаций высоко вознес Евангелие – свое главное оружие и смысл всего своего служения. Язычник разрубил книгу пополам и нанес святому мученику смертельный удар.
Вместе с Бонифацием погибли и все 52 сопровождавших его путников (Schauber V., Schindler H.-M. Bildlexikon der Heiliger Seligen und Namenspatrone. - München: Pattloch, 1999, стр.88).
Сегодня святой Бонифаций почитается как заступник перед Господом, что молится о нас в трудные моменты нашей жизни и за укрепление веры. Его пример и мученическая смерть напоминают нам о непоколебимости веры и готовности отдать жизнь за Христа. Его день почитания приходится на 5 июня, на дату его мученической гибели.