Гельмут Голлвитцер (29 декабря 1908 года в Паппенхайм в Альтмюльталь/Бавария, умер 17 октября 1993 года в Берлине) протестантский теолог, писатель-социалист.
Как выдающийся ученик Карла-Барта, он присоединился к Исповедующей церкви во времена национал-социализма, позже к борьбе за „ядерное разоружение“ движение 1950-х, и студенческому движению 1960-х годов. В качестве профессора Свободного университета Берлина, он был близким другом и спутником Руди Дучке.
Содержание:
1 Жизнь
2 Гробница четы Голлвитцер
3 Богословское мировоззрение
Жизнь
Голлвитцер родился в семье лютеранского национал-консервативного франконского священника. Он был студентом и представителем и молодежного движения 1920-х годов. С 1928 по 1932 изучал философию и протестантскую теологию в Мюнхене, в том числе под руководством Паула Альтхауса в Эрлангене и Фридриха Гогартена в Йене. Карл Барт в Бонне стал его главным учителем, который повлиял на все его дальнейшее отношение к жизни.
В 1933 году Голлвитцер стал одним из острых критиков политики „Немецких христиан“, а с 1934 он становится членом „Исповедующей церкви“. Он присоединился к ней из-за Барменской Богословской декларации от 31 мая 1934 года, которая проводила не только государственную политику нападения на протестантскую церковь, но и провозглашала расовую политику национал-социализма, против чего и выступила «Исповедующая церковь». Голлвитцер воспринял Антииудейский закон критически.
После того, как Барту было отказано работать в Германии и ему пришлось выехать в Швейцарию, Голлвитцер последовал за ним, где и получил докторскую степень в 1937 году в Базеле благодаря своему труду о «Высоколитургическом Евхаристическом каноне, выработанном Лютеранской ранней ортодоксией в собственной полемике с Кальвинизмом».
При этом Голлвитцер становится одним из первых исследователей Арнольдшайнеровских Евхаристических тезисов 1957 года и Евхаристического единства протестантских церквей. Его историко-теологическое исследование имело большую актуальность потому, что он поставил под вопрос богословские разделения между Лютеранами и Реформатами во время Религиозных войн, и показал, что Лютеранская церковь, несмотря на конфессиональные ограничения, может и должна свидетельствовать и действовать с реформатами в один голос и в едином духе.
После того как Мартина Нимёллера одного из лидеров Исповедующей церкви, заключили в июле 1937 года в тюрьму, Голлвитцер берет на себя духовное и пасторское руководство в церкви Святой Анны в Берлин-Далеме. Церковный совет держал место Нимёллера свободным, так что Голлвитцер не был официально назначен его преемником или представителем, но фактически заменяет его. На этом посту Голлвитцер занимается подпольной подготовкой богословских кадров для Исповедующей церкви. Так же во время Ноябрьских погромов 1938-го года он помогает преследуемым нацистами евреям скрываться. Его контакты с сопротивлением принесли ему в 1940 году несколько арестов и запрет на преподавательскую деятельность. В этом же году состоялась его помолвка с Евой Бильдт, дочерью известного актера Павла Бильдта, но из-за ее матери еврейской национальности он получил запрет на заключение брака в госорганах. 27-го апреля 1945 года Ева Бильдт покончила с собой после того, как стала свидетельницей насилия со стороны Красной армии совершенного в отношении жителей ее городка Цеезен, когда советские войска заняли эту территорию.
Во время Второй мировой войны Голлвитцер попадает на фронт в качестве медика, а в 1945 году он оказывается в Советском плену и его отправляют в лагерь. Там он узнает о самоубийстве своей невесты. После возвращения из Советского Союза в конце 1949-го года он пишет книгу о своих жизненных перипетиях, в которой он анализирует марксизм-ленинизм Советского образца следующими словами: «…и приведет, куда не желаешь». Эта книга вышла в свет в 1951 году, была переведена на несколько языков и стала бестселлером. Тогдашний президент Теодор Хойсс охарактеризовал ее как „огромный исторический документ“.
В 1950 году Голлвитцер в качестве преемника Карла-Барта становится ординарным профессором Систематического богословия в Бонне, где он преподает до 1957 года. В 1951 году он женится на преподавательнице евангелического богословия и приходской помощнице Бригитте Фрейденберг (12 октября 1922 – 1 октября 1986), дочь Адольфа Фрейденберга. У пары не было детей.
В 1950-х годах он выступает с резкой критикой немецкого перевооружения, особенно против Атомного оружия в рамках вооруженных сил НАТО. В июне 1957 года он выступил с докладом «Христиане и ядерное оружие» в ответ на „геттингенское обращение“ физиков, что вызвало устойчивое этические дебаты в Евангелической церкви Германии, Католической церкви и остальном христианском мире. При последовательном приложении церковных и международно-правовых критериев для определения справедливой войны он считал необходимым бескомпромиссное уничтожение всех средств массового поражения.
Тогдашний спор угрожал расколоть евангелическую церковь. В результате Голлвитцер был приглашен в комиссию, которая в 1959 вырабатывала компромисс с „Гейдельбергскими тезисами“. Там «готовая позиция» по ядерному сдерживанию была представлена в качестве «еще одного вида христианского образа действия“, при условии, что отмена всех видов ядерного оружия остается высшим политическим приоритетом. Так Голлвитцер выступил не за преодоление, а за оправдание военной программы устрашения НАТО.
С 1957 Голлвитцер преподает в Свободном университете Берлина в новообразованном институте Евангелической теологии. В 1961 он должен был принять кафедру Карла Барта в Базельском университете, однако, Базельские власти были настроены против его кандидатуры из-за его «неоднозначного» отношения к коммунизму. Таким образом, Голлвитцер оставался в Берлине до его ухода на пенсию в 1975 году, там он время от времени преподавал Церковном институте.
Он принимал с самого начала оживленное участие в протестном движении студентов, которых активно поддерживал как один из немногих преподавателей высшей школы. Он принимал активное участие в 1968-ом в студенческом движении, был дружен с Руди Дучке и духовником Ульрике Майнхоф, выступал как член (IDK) международного движения противников военной службы, против войны во Вьетнаме и гонки вооружений. Хотя в студенческих кругах он известен скорее как представитель истэблишмента, его деятельность направленная на организацию диалога получает высокую оценку. Начиная с марта 1979 года, он становится членом жюри Третьего трибунала Рассел во Франкфурт-Хархайме, который разоблачал нарушения права человека в Федеративной Республике Германии.
Голлвитцер всегда был открыт для диалога между христианами и евреями, который во многом состоялся благодаря его личным усилиям. В 1989 г. за это участие он был отмечен грамотой им Эрнста-Ройтера а так же получил несколько других почетных наград.
Гробница четы Голлвитцер
Голлвитцер был захоронен рядом со своей женой на протестантском кладбище при церкви Св. Анны в Берлин-Далеме.
Богословское мировоззрение
В своем учении Голлвитцер, как «ученик Лютера» затрагивает богословские вопросы человечности Бога. В облике Иисуса Христа Бог, стал человеком не только для отдельных людей, но для всего мира: и потому Голлвитцер понимает теологию как в высшей степени практическую науку, как размышление над «результатом жизни по Евангелию». Он стал первым, кто задумался над преодолением конфессиональных противоположностей, — он много работал над Лютером и Кальвином, — но постепенно потерял к этому интерес в связи со своей вовлеченностью в политику. Христианская вера отныне обретает для него значение не в духовном или церковном, личном разделении, а в богословии, которое раскрывается не в громоздком высокоречии, но „на улице, перед дверью“ (Вольфганг Борхерт), в виде бедняка, покинутого и принесенного в Жертву бесчеловечному общественному строю.
Голлвитцер рассуждает так же как ранний Карл Барт эсхатологически радикально: царство Божье, которое невозможно создать человеку, Иисус Христос уже принес в мир, революция Бога уже началась. Поэтому христианин не в состоянии укрыться от существующих социальных и политических конфликтов, не в состоянии остаться от них в стороне. Но он и не обязан себя идентифицировать с какой либо определенной «партией» или политическим движением, так как благодаря Евангелию жизнь христианина уже сама по себе является радикальным движением в «Авангарде» общественных преобразований.
Здесь автономный социализм Голвитцера превращается в некий вид игры: Предсказанное будущее Бога находит место в жизни христианина сегодняшнего дня, который своим критическим отношением «подтачивает» экономику и социальный порядок, поворачивая их в направлении более справедливых, более социальных отношений, и изменяет их, поскольку, этот порядок не может гарантировать будущего бедным слоям населения здесь и сейчас. Вместе с тем христианин при сегодняшних условиях являет собой руки самого Христа, который вел эту борьбу за „свободу ради солидарности“ (название книги Голлвитцера) что Он и продемонстрировал примером Собственной жизни. Свобода, которая одаривает нас Милостью Бога, существует не в фиксации привилегий, а от служения осуществляемого собственными руками. Таким образом, вера является трудом по гуманизации человеческого общества для Царства Божьего, трудом по созданию истинного человеческого сообщества.
Поскольку Голлвитцер считает, что христианин участвует в построении гуманного общества по аналогии с Царством Божьим, и находится в конфликте с негуманными общественными системами – это приводит его в 1960-х к интенсивному диалогу со студенческим антикапиталистическим движением: отныне он переходит к радикальной критике, по его мнению, негуманной общественной системы основанной на капитале. Он беспристрастно использует элементы марксистской критики политической экономики. С 1970-го года Голлвитцер известен в немецкой евангелической теологии благодаря своему яркому тезису: „социалисты могут быть христианами, но христиане обязаны быть социалистами“ (цит. по Адольфу Гримме).
Источник: материалы wikipedia на нем. языке (пер. о. Иван Чернышев)