vescovoandnout

Итак, использование епископских облачений, митр и посохов в лютеранской традиции подразумевает принадлежность к историческому епикопскому преемству, сохранившемуся в Скандинавии. В XX и XXI веках в поставлениях некоторых лютеранских епископов также принимали участие и англиканские иерархи, что делалось из экуменических соображений. Но истоки лютеранского епископата в Швеции.

Смысл митры и посоха в том, что они (пере)даются, вручаются, будучи внешними знаками исторической преемственности. Вручает их предшественник по епископской кафедре или поставляющий епископ, хотя литургически на службе поставляемому епископу их могут подавать и епископы-ассистенты.

Соответственно, критерий действительности митры и посоха очень прост: стоит только спросить у человека, откуда это взялось. Сам ли человек себе это изготовил или купил? Или ему это дали? Если дали, то кто дал и при каких обстоятельствах? Если человек не может четко и ясно ответить, то перед вами, возможно, любитель нарядов, знаете, бывают такие экстравагантные мужчины. И в любом случае его епископство будет по крайней мере вызывать сильные подозрения.

Вспоминаю случай из одной из Клайпедских конференций лет 12 назад. Был там гость из Украины, которого американцы звали «бишоп Славик.» Звучало потрясающе, конечно. Сидим в один из вечеров на пароходике, есть такой ресторанчик в центре Клайпеды, общаемся. И литовский епископ Калванас спрашивает украинского визитера:

«Так вы епископ?»
«Да»
«А кто Вас поставил?»
«Никто.»

Возникло неловкое молчание. Даже мне захотелось провалиться под стол, хотя ко мне это никакого отношения не имело.

И ведь это общая ситуация. Сейчас в гиперинформационную эпоху все про всех известно. Какой смысл притворяться?