Библейский текст: Мих 5:2–4 Отк 21:1–7 Мф 1:1–16,18–23
1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
Проповедь:
Приветствую вас, дорогие братья и сестры.
Сегодня мы с вами, отмечаем особое событие, - день Рождества Пр. Девы Марии. Что это за день такой? Оно понятно, когда церковь отмечает Рождество Иисуса Христа. Господь — это центр христианского вероисповедания. Мы называем себя христианами, не «марианами», именно поэтому все, что так или иначе связано с Господом, и должно праздновать в церкви.
Так почему же мы все-таки празднуем день рождества именно Богоматери? Чем он важен для нас христиан?
Ну, прежде всего, тем, что именно здесь наглядно показан для нас смысл человеческого рождения. Рано или поздно каждый из нас задает себе вопрос – а что я делаю в этом мире? Для чего я родился? Какова цель именно моего прихода в этот мир?
Ну вот Христос Господь родился для того, чтобы, как говорит Писание: мирспасен был чрез Него. А вот на вопрос для чего рождается простой человек, может ответить только история простой жены из Назарета. Пресвятая Дева своим приходом в этот мир раскрывает пред нами Великую тайну сотрудничества Сына Человеческого и Бога в борьбе со Злом. Мы читаем в Писании такие пророческие слова: «И вражду положу между тобою (это Бог говорит о сатане) и между женою (а здесь Он говорит о новой Еве – Марии), и между семенем твоим и между семенем ее (пророческие слова о Спасителе); оно будет поражать тебяв голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15).
Весь искупительный Промысел Божий, все надежды человечества раскрываются в этих словах. И посмотрите, они говорятся об обыкновенной женщине, не о каком либо особом праведнике, либо монахе, постом и молитвою «заслужившем» для себя особое расположение у Бога. Нет, эти слова обращены к простой Деве из маленького городка на отшибе империи, которой уже много веков даже уж и не существует более.
Но именно они и вселяют в нас надежду, так как мы видим, что у Бога не бывает лишних людей или, как любят говорить некоторые политики, – человеческого ресурса. Нет, для Бога каждая человеческая личность это неповторимый, особый мир, это любимое дитя. На примере Марии мы видим, как действует, чем руководствуется Бог, избирая нас.
Вы хотите быть избранными Богом? Вы ждете, что сейчас я вам открою рецепт того, как достичь такой привилегии? Так слушайте же, - секрета нет, будьте просто теми, кто вы есть, детьми Божьими!
Великий святой V в. Св. Августин некогда сказал примечательную фразу: «Возлюби Господа и делай что хочешь».
- Возлюби Бога!
- Вот вам и тайна как сохранить любовь Божью, - через ответную любовь.
Посмотрите на Марию, - избранная Богом стать Матерью Господа, была обыкновенным ребенком, ничем не отличным от других девочек своего времени. Она, безусловно, так же играла, улыбалась, постигала и познавала окружающий ее мир. Так же, порой огорчала своих родителей шалостями и проказами, но, в отличие от многих, она выросла в любви к Богу, открытой и готовой ко всему, что Он ей пошлет.
Конечно, если читать историю жития Марии, никак не отраженную в Евангелиях, но представленную только в апокрифах, то мы найдем там какие-то уж совсем странные, и просто невозможные с исторической правды истории о том, как Мария воспитывалась при Храме Иерусалима, как была введена во Святая Святых, куда, как мы знаем не мог войти никто кроме Первосвященника, да и он, только раз в год. Но на то они и апокрифы, они раскрывают пред нами часто не столь истинный, сколько легендарный образ Богоматери.
Что же касается евангельского текста от Матфея, описывающего родословную Господа, тут есть странный казус. Почти вся она представлена лишь по мужской линии, но в конце вдруг появляется Мария: «...от Которой родился Иисус, называемый Христос».
История ее рождения, столь связанная с Господом, чудесна. Она отражена в Протоевангелии Иакова (папирус, датируемый III — началом IV в.). Здесь раскрывается пред нами чудо обретения чада бездетной, пожилой парой, Иоакимом и Анной, ее родителями. Те, кому не суждено было родить, вдруг получили долгожданного ребенка: «И тогда предстал пред ней (св. Анной) ангел Господень и сказал: Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире. И Анна сказала: Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь. И пришли вестника два и сказали ей: муж твой, Иоаким, идет со своими стадами: ибо ангел явился к нему и возвестил: Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем.»
Так чудесно звучит рассказ о рождении Марии. Однако поверьте, Бог не мыслит, как человек. Чудо нужно нам, не Ему. Именно поэтому, в отличие от апокрифов, Евангелие раскрывает пред нами совсем другой образ Матери Бога, простой, но любящей Его Девы, скромно ответствующей: «Се раба Господня, да будет мне по Слову Твоему».
И снова евангельский текст, в отличие от апокрифов и вымышленных человеком историй, предлагает нам не волшебную историю, но прозу Любви к Богу и послушание Ему.
Вот что важно – послушание: «да будет мне по Слову Твоему!». И тут стоит отметить, не просто «послушание» как таковое, само по себе, а послушание Богу – «да будет мне по слову Божию!». Не стоит сомневаться в Боге, и пытаться найти, как иногда кажется, более «надежный» оплот. Заменить Бога идеей нации, или государственности, боясь упустить контроль над происходящими в мире процессами. Это не приведет ни к чему хорошему. Ибо это путь в язычество. Нарушение первой из десяти заповедей: «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». (Исход 20.3)
Да, конечно, страх за будущее есть у каждого, и святые сомневаются, но Благодать Божья выше сомнений. Бог вновь и вновь творит невозможное, однажды Он скажет Иосифу, мужу Марии, впавшему в сомнения: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.»
Бог заботится о нас, вопрос лишь в том, насколько мы, подобно Марии, доверяем себя Его заботе, ведь отсутствие веры, страх и неуверенность – плохой советчик. Именно неуверенность в том, что Бог сильнее нашего несовершенства, и порождает ереси, а вместе с ним и всевозможный «мистический» и прочий мусор, закрывающий пред нами чистоту Божьего Слова и Евангельской Истины.
Страх лишь порождает смерть, и ничего более. Об этом повествует старинная легенда:
Один монах, странствуя по белому свету, встретил чуму, которая направлялась в его город.
- Ты куда это направляешься, чума? - спросил он ее.
- Иду в твой родной город, - ответила она. - Мне нужно забрать тысячу жизней.
Через некоторое время монах снова встретил чуму на своем пути.
- Почему ты меня обманула тогда? - спросил он ее с укором. - Ты говорила, что должна забрать тысячу жизней, а забрала пять тысяч.
- Я тогда сказала тебе правду, - ответила чума. - Я действительно забрала тысячу жизней. Остальные умерли от страха.
Дай Господи нам никогда не иметь страха пред нашим будущим, подобно Матери твоей, всегда и во всем памятуя о том, что все в Твоих Милостивых руках, раны на которых являются неопровержимым свидетельством нашего Спасения. Аминь.